Сервисы ФНС: зачем нужны и стоит ли пользоваться?

Налоговая активно развивает IT-инфраструктуру. Все новые и новые сервисы в помощь налогоплательщикам появляются на официальном сайте федерального ведомства. Информация, ранее представлявшая налоговую тайну, становится доступной.

В 2018 году ФНС значительно расширила перечень рассекреченных сведений. Не так давно, 1 октября, стали доступны данные об уплаченных субъектами предпринимательства взносах и налогах в 2017. И совсем немного времени осталось до рассекречивания информации о задолженностях, штрафах. Такие сведения станут доступными с 1 декабря. Не несет ли это риски налогоплательщикам? Давайте разберемся.

Что нужно для разумного выбора контрагента?

Успех бизнеса во многом зависит от грамотного выбора контрагентов. И если раньше критерии выбора носили исключительно экономический характер, то сейчас приходится учитывать ряд юридических аспектов. Сотрудничество с сомнительным контрагентом, в прямом смысле, может дорого обойтись. Стоит налоговикам усомниться в надежности контрагента и в проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при его выборе, и практически гарантировано снятие вычетов, доначисление налогов, отказ в признании расходов и т.п. Каждый, кто не хочет нести лишних расходов, должен уделить особое внимание проверке каждого нового поставщика.

Должную осмотрительность проявлять проще, чем кажется. До подписания договоров с контрагентами, до заключения сделок стоит проверить:

С недавних пор к перечню критериев добавились уплаченные налоги и взносы. А с 1 декабря 2019 контрагентов можно будет проверять еще и по наличию налоговых задолженностей.

Не проверил контрагента – жди вопросов от ФНС

Непроявление должной осмотрительности при выборе контрагентов налоговиками расценивается однозначно: как намерение уменьшить налоговые обязательства. Безусловно, по одному лишь этому признаку налогоплательщика недобросовестным не признают. Но если в дополнение к неосмотрительному выбору контрагентов, заключению сделок с компаниями, к которым у ФНС имеются претензии, субъект предпринимательства имеет задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, это достаточный повод для инициирования прицельной проверки его деятельности. Во избежание указанных проблем лучше по максимуму сокращать статьи так называемых потенциальных претензий.

Начать имеет смысл именно с проверки контрагентов. Особое внимание стоит уделить новым поставщикам. Увеличение количества рассекречиваемых данных позволяет сделать бизнес-среду прозрачнее. И этой прозрачностью стоит воспользоваться. В противном случае из-за проблем контрагентов с налоговой может пострадать репутация вашего бизнеса. Придется доказывать собственную благонадежность. А это небыстро, недешево и далеко не всегда приносит желаемый результат.

Никому не хочется находиться у налоговой под колпаком, нести дополнительные расходы, мириться с возросшей налоговой нагрузкой, терять репутацию в бизнес-среде. Минимизировать данные риски позволяет проявление должной осмотрительности при заключении сделок с контрагентами. Следует отметить, что понятие этой самой осмотрительности в налоговом законодательстве не раскрыто. Фактически оно является оценочным.