Изменения в Законе о контрактной системе: разъяснения Минфина в отношении переходного периода

С 01.07.2018 вступают в силу отдельные положения федеральных законов от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Письме от 25.06.2018 № 24-06-08/43650 Минфином сообщается позиция в отношении переходного периода с 01.07.2018 до 01.01.2019, в течение которого поэтапно вводятся основные новации, предусмотренные федеральными законами № 504-ФЗ и 505-ФЗ, в том числе в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, порядка заключения контракта по итогам их проведения, определения операторов электронных площадок, использования электронной подписи.

Электронные закупки.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 504-ФЗ, с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее – электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее –  Закон о контрактной системе) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 этого Закона.

В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ. Напомним, что:

Требования к электронным площадкам определены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» (далее – Постановление № 656).

Отметим, что Федеральным законом № 504-ФЗ детально регламентирован порядок проведения в электронной форме:

К сведению:

Бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):

Указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 10.1 ст. 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона о контрактной системе (далее – новые электронные площадки), закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, установленный до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на названных площадках должен отвечать требованиям Закона о контрактной системе. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках.

Исходя из п. 9 Постановления № 656 датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки, подписываемого Минфином и ФАС. При этом на основании п. 4 Постановления № 656 Минфину и ФАС поручено обеспечить заключение обозначенных соглашений до 01.10.2018.

С учетом вышеизложенного в период с 01.07.2018 и до начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в п. 4 Постановления № 656 (01.10.2018):

О заключении контракта по результатам электронных процедур.

Закон о контрактной системе дополнен новой ст. 83.2, определяющей порядок заключения контракта по результатам любой закупки в электронной форме. В названной статье предусмотрены случаи размещения заказчиком проекта контракта, доработанного проекта контракта, подписанного контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС. Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки в электронной форме учреждение должно разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который составляется путем включения в него цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, поименованных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Победитель обязан подписать указанный проект контракта усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты его размещения в ЕИС, а также разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Последним проект контракта подписывает заказчик. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и представления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.

Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 13 ст. 83.2 протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС поименованных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов.

При применении положений ст. 83.2 Закона о контрактной системе следует учитывать, что в силу ч. 10.1 ст. 112 обозначенного закона электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до даты начала функционирования новых электронных площадок, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках, то есть без использования ЕИС.

Кроме того, исходя из п. 23 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением № 656, направление информации и электронных документов заказчиком участнику закупки или участником закупки заказчику при проведении электронных процедур осуществляется через электронную площадку, в том числе при размещении заказчиком проекта контракта, подписанного контракта по результатам электронного аукциона, до дня начала определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) исключительно путем проведения электронных процедур в соответствии с п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного с учетом положений ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе:

Электронная подпись при осуществлении закупок.

Федеральным законом № 504-ФЗ уточнено, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись. Ранее предусматривалось использование неквалифицированной электронной подписи. Указанные изменения вступили в силу 01.07.2018. Напомним, что под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Согласно ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной.

Неквалифицированная электронная подпись

Квалифицированная электронная подпись

1. Получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи.

2. Позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ.

3. Позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания.

4. Создается с использованием средств электронной подписи

1. Соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи.

2. Ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате.

3. Для ее создания и проверки используются средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным на основании Федерального закона № 63-ФЗ

В силу ч. 2 ст. 5 Закона о контрактной системе квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок в целях Закона о контрактной системе, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона № 63-ФЗ.

С учетом вышеизложенного бюджетным учреждениям, не обеспе­чившим к настоящему времени наличие такой подписи, в целях участия в закупках целесообразно получить квалифицированную электронную подпись в любом удостоверяющем центре, получившем аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона № 63-ФЗ, в возможно короткий срок.

Согласно ч. 5.1 ст. 112 Закона о контрактной системе до 31.12.2018 обеспечение участников контрактной системы в сфере закупок квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей осуществляется Федеральным казначейством.

О приведении положений о закупке в соответствие Федеральному закону № 505-ФЗ.

Чтобы применять нормы Федерального закона № 223-ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить положение о закупках. Исходя из ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки. Следовательно, учреждение самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке. Однако согласно внесенным Федеральным законом № 505-ФЗ изменениям начиная с 31.12.2017 учредителям бюджетных учреждений предоставлено право утвердить типовые положения о закупках, а также определить те бюджетные учреждения, для которых применение названного типового положения о закупке является обязательным.

Напомним, что с 01.07.2018 в положении о закупке должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки, а также установлен порядок их осуществления.

Конкурентной является закупка, осуществляемая с одновременным соблюдением следующих условий:

Конкурентные закупки проводятся:

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок оговорены в ст. 3.2 – 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ. В частности, ч. 8 и 9 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ определено, что для осуществления конкурентных закупок заказчику необходимо:

Неконкурентной является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентной закупки. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), тоже должны быть установлены в положении о закупке.

Необходимо отметить, что начиная с 01.07.2018 в положении о закупке должны быть установлены исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика и порядок подготовки и осуществления такой закупки (ст. 3.6 Федерального закона № 223-ФЗ).

Напомним, что Федеральным законом № 505-ФЗ уточнены порядок составления документации о закупке и перечень информации, которую не нужно размещать в ЕИС.

В Письме № 24-06-08/43650 отмечается, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 505-ФЗ:

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

С учетом вышеизложенного с 01.07.2018 по 01.01.2019 бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие Федеральному закону № 223-ФЗ в редакции Федерального закона № 505-ФЗ (Письмо Минфина РФ № 24-04-06/44451, ФАС РФ № АД/48543/18 от 27.06.2018 «О позиции Минфина РФ и ФАС РФ о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

* * *

В заключение еще раз отметим, что в Письме № 24-06-08/43650 приведены разъяснения Минфина по вопросам: