Консервация основных средств в 2018 году

Основные средства, которые не эксплуатируются (простаивают) на протяжении длительного времени, могут быть переведены на консервацию. Что это за процедура и как она проводится в 2018 году? Как оформить и отразить в бюджетном учете операции по консервации и расконсервации имущества учреждения? Дадим ответы на эти и другие вопросы далее.

Особенности проведения консервации

Основная цель консервации сводится к обеспечению сохранности технических и эксплуатационных свойств объектов основных средств на период простоя с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования. Например, консервация актуальна при временном прекращении производственной или иной деятельности учреждения, приостановке строительства, отсутствии работ сезонного характера, а также в иных случаях, когда объекты временно не используются.

Обратите внимание: консервация не проводится в отношении объектов основных средств, непригодных к эксплуатации по причине морального или физического износа, они подлежат списанию с учета на основании решения постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов.

Процедура консервации должна быть экономически выгодна для учреждения, поскольку связана с дополнительными расходами, требующимися для доведения временно не эксплуатируемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается их наилучшая сохранность, а также для их поддержания в исправном состоянии.

В некоторых случаях объект будет выгоднее продать или ликвидировать, чем консервировать. Поэтому необходимо взвесить все за и против, реально оценить целесообразность проведения указанной процедуры.

Документальное оформление

Порядок документального оформления операций по переводу основных средств на консервацию и их расконсервации не урегулирован законодательными актами по ведению бюджетного учета, поэтому учреждение должно разработать его самостоятельно. Предлагаем следующий алгоритм действий.

При консервации основных средств:

1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления временно не используемого в деятельности учреждения имущества.

2. Составляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н).

3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов основных средств на консервацию. В обязанности комиссии будут входить осмотр объектов основных средств с целью оценки экономической целесообразности проведения консервации и оформление (подписание) соответствующих документов.

4. Утверждается приказ руководителя о переводе объектов основных средств на консервацию. В нем прописываются причины такого перевода, перечень консервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки консервации (начало и окончание).

5. Оформляется акт о консервации объектов основных средств. Форму этого документа следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике учреждения, поскольку Приказом № 52н она не утверждена. Акт должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины, сроки консервации, подписи членов комиссии по переводу объектов основных средств на консервацию и руководителя учреждения.

6. Составляется смета расходов на консервацию с указанием затрат на поддержание законсервированных объектов в исправном состоянии (в случае необходимости).

7. Вносится запись о консервации в инвентарную карточку учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), если данная процедура производится на срок более трех месяцев.

При расконсервации основных средств:

1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления фактического наличия находящегося на консервации имущества.

2. Составляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в порядке, предусмотренном Приказом № 52н.

3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств, которая будет проводить оценку технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации, и составлять (подписывать) соответствующие документы.

4. Утверждается приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств.

5. Оформляется акт о расконсервации объектов основных средств по форме, утвержденной учетной политикой учреждения. Он должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, сведения о техническом состоянии расконсервируемого объекта, подписи членов комиссии по расконсервации основных средств и руководителя учреждения.

6. Составляется смета расходов на проведение работ по расконсервации (в случае необходимости).

7. Вносится запись о расконсервации в инвентарную карточку учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), если консервация производилась на срок более трех месяцев.

Отметим, чтов унифицированных формах инвентарных карточек учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), которые утверждены Приказом № 52н, отсутствуют поля для отражения информации о консервации (расконсервации) основных средств. Поэтому учреждение может доработать указанные формы (ввести дополнительные графы, разделы) и закрепить их применение в учетной политике (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Бюджетный учет

Учет законсервированных объектов.

Материальные ценности, находящиеся на консервации, продолжают числиться в составе основных средств (абз. 2 п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»).

При консервации имущества на срок более трех месяцев и его последующей расконсервациибухгалтерские записи по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» не производятся, только делается соответствующая запись в инвентарной карточке(п. 10 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).

При этом в целях получения дополнительных данных для раскрытия бюджетной отчетности учреждение при формировании своей учетной политики вправе в отношении объектов, находящихся на консервации, предусмотреть дополнительную аналитику к счету 0 101 00 000 (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «О направлении Методических указаний по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»).

К сведению: порядок документального оформления и отражения в учете перевода основных средств на консервацию сроком на три месяца и меньше необходимо предусмотреть в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).

С 01.01.2018 законсервированное имущество амортизируется по новым правилам. Согласно пп. «б» п. 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н, консервация является одним из внутренних признаков обесценения актива. Поэтому в случае, когда объект основных средств простаивает или не используется, начисление амортизации по нему не приостанавливается (п. 34 СГС «Основные средства»). Исключение действует только в отношении объектов, остаточная стоимость которых стала равной нулю.

С учетом изложенного на все объекты основных средств, находящиеся на консервации, необходимо начислять амортизацию.

В случае если объект был законсервирован до 01.01.2018 на срок более трех лет и в соответствии с ранее действовавшими положениями Инструкции № 157н на этот объект амортизация не начислялась, то с 01.01.2018 ее надо начислять (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/84237).

Обратите внимание: пункт 85 Инструкции № 157н в редакции, действовавшей до 01.01.2018, предусматривал приостановку начисления амортизации при переводе объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев.

Пример 1.

Объект основных средств (оборудование) был законсервирован с 01.01.2017 на 3 года. Срок его полезного использования равен 7 лет (84 месяца), балансовая стоимость – 315 000 руб., до консервации амортизация по нему была начислена в сумме 157 500 руб. Объект находился на консервации 1 год (12 месяцев). За этот период амортизация по нему не начислялась.

На 01.01.2018 оставшийся срок нахождения объекта на консервации равен 2 годам (24 месяцам), а оставшийся срок полезного использования объекта – 2,6 года (30 месяцев). Учреждение приняло решение возобновить начисление амортизации с указанной даты. Учетной политикой предусмотрен линейный метод начисления амортизации.

Линейный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива (п. 36 СГС «Основные средства»). Амортизация таким методом в отношении объекта, находящегося на консервации, начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы в течение финансового года и отражается в бюджетном учете следующей корреспонденцией счетов (п. 85 Инструкции № 157н, п. 19 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено ежемесячное начисление амортизации по законсервированному объекту исходя из его остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования ((315 000 – 157 500) руб. / 30 мес.)

1 401 20 271

1 104 34 411

5 250

Учет расходов на консервацию (расконсервацию) объектов.

В процессе консервации и расконсервации объектов основных средств учреждение может нести определенные расходы, которые в зависимости от предмета заключенных договоров (контрактов) согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н) будут относиться:

Данные расходы отражаются в составе расходов текущего финансового года (счет 0 401 20 000) и участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения.

Пример 2.

С целью консервации транспортного средства сроком на 2 года казенное учреждение заключило договор на проведение работ по его антикоррозийной обработке на сумму 7 000руб. Условиями договора предусмотрена предоплата в размере 30%.

Согласно Указаниям № 65н расходы на проведение антикоррозийной обработки транспорта относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В бюджетном учете отражаются следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислена предоплата по договору (7 000 руб. х 30%)

1 206 25 560

1 304 05 225

2 100

Отражены расходы на антикоррозийную обработку транспорта в размере стоимости выполненных работ

1 401 20 225

1 302 25 730

7 000

Зачтена ранее перечисленная предоплата по договору

1 302 25 830

1 206 25 660

2 100

Произведен окончательный расчет по договору (7 000 – 2 100) руб.

1 302 25 830

1 304 05 225

4 900

Пример 3.

Для консервации временно не используемой техники казенное учреждение приобрело через подотчетное лицо защитные упаковочные материалы на сумму 3 000 руб. Аванс подотчетному лицу выдавался из кассы учреждения. Материалы были израсходованы в полном объеме.

Согласно Указаниям № 65н расходы на приобретение упаковочных материалов относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В бюджетном учете делаются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы из кассы учреждения денежные средства под отчет на приобретение материалов

1 208 34 560

1 201 34 610
Забалансовый счет 18

3 000

Приняты к учету материалы (на основании представленного авансового отчета)

1 105 36 340

1 208 34 660

3 000

Списаны израсходованные материалы

1 401 20 272

1 105 36 440

3 000

Налоговый учет

Налог на добавленную стоимость.

Сумма НДС, предъявленная исполнителями работ, услуг по консервации (расконсервации) объектов, поставщиками материальных ценностей, используемых при проведении соответствующей процедуры, учитывается в стоимости таких работ, услуг, материалов, так как выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль.

По общему правилу, установленному п. 3 ст. 256 НК РФ, основные средства, переведенные на консервацию на срок более трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли. Однако эти положения не могут быть применены в отношении имущества казенных учреждений, поскольку оно приобретается (создается) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований) и в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации.

Что касается расходов казенного учреждения на консервацию (расконсервацию) основных средств, то они также производятся за счет средств целевого финансирования и на основании пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Налог на имущество.

Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, независимо от их фактического использования (эксплуатации) в текущей деятельности учреждения (п. 1 ст. 374 НК РФ). Соответственно, со стоимости переведенных на консервацию основных средств нужно платить налог на имущество. Исключение – если региональным законодательством для учреждения предусмотрена льгота в виде освобождения от налогообложения законсервированных основных средств (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Транспортный налог.

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками этого налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения согласно ст. 358 НК РФ. То есть обязанность по уплате транспортного налога зависит от факта регистрации транспортного средства, а не от факта его использования в деятельности учреждения. Поэтому транспортные средства в период нахождения на консервации не перестают облагаться данным налогом.

* * *

Основной целью консервации является обеспечение сохранности объекта основных средств на период временного простоя для дальнейшего использования в будущем.

Решение о консервации основных средств должно приниматься комиссионно исходя из экономической целесообразности проведения такой процедуры.

Консервация основных средств на срок более трех месяцев и их последующая расконсервация отражаются путем внесения записи в инвентарную карточку, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000. С 01.01.2018 начисление амортизации по законсервированному объекту не приостанавливается, как это было предусмотрено до указанной даты.

Порядок документального оформления операций по переводу основных средств на консервацию и их последующей расконсервации необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Законсервированное имущество не перестает облагаться как налогом на имущество, так и транспортным налогом.