Особенности учета налоговых обязательств

На какие КВР и подстатьи КОСГУ относятся расходы по уплате налогов? Каков порядок санкционирования таких расходов? Какими документами подтверждается принятие (возникновение) налоговых обязательств перед бюджетом и в какой момент они отражаются на счетах санкционирования расходов? Как ведется учет расчетов по начислению (удержанию) и уплате налогов в бюджет?

КВР и КОСГУ

При возникновении объектов налогообложения, осуществлении операций, подлежащих обложению налогами, казенные учреждения могут выступать в роли как налогоплательщиков, так и налоговых агентов. В соответствии с Указаниями № 65н расходы по уплате налогов относятся на следующие КВР и подстатьи КОСГУ:

Вид налогового платежа

КВР

КОСГУ

Налог на доходы физических лиц*:

– с заработной платы работников и с пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника, выплачиваемого за счет средств работодателя

111 «Фонд оплаты труда учреждений»

211 «Заработная плата»

– с пособия по временной нетрудоспособности, выпла-

119 «Взносы по обязательному социальному страхованию

213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

чиваемого за счет средств ФСС

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»

– с иных выплат персоналу

112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»

212 «Прочие выплаты»

Налог на прибыль организаций
Налог на добавленную стоимость
Транспортный налог

852 «Уплата прочих налогов, сборов»

291 «Налоги, пошлины и сборы»

Налог на имущество организаций
Земельный налог

851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»

291 «Налоги, пошлины и сборы»

* Приведены КВР и подстатьи КОСГУ в отношении облагаемых НДФЛ выплат работникам, состоящим в штате учреждения. В целом расходы по уплате НДФЛ подлежат отражению по тем КВР и подстатьям КОСГУ, по которым отражается налогооблагаемый доход.

Санкционирование расходов по уплате налогов

Обязательства по уплате налоговых платежей принимаются к учету казенными учреждениями в пределах утвержденных ЛБО (п. 5 ст. 161 БК РФ). Учет таких обязательств ведется в разрезе финансовых периодов на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов счета 50200000 «Обязательства» (п. 318, 319 Инструкции № 157н):

Счет аналитического учета

Виды обязательств

0 502 х1 ххх*

Принятые обязательства

0 502 х2 ххх

Принятые денежные обязательства

* Здесь и далее по тексту вместо «x» отражается цифровой код соответствующего финансового периода: 1 – текущий финансовый год, 2 – первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год), 3 – второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным), 4 – второй год, следующий за очередным, 9 – иной очередной год (за пределами планового периода). На месте «xxx» указывается соответствующий аналитический код КОСГУ.

Аналитический учет обязательств по указанным счетам ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой учреждения.

Принятие учреждением обязательств в сумме начисленных налоговых платежей отражается в бюджетном учете на основании Инструкции № 162н следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет*

Кредит*

Приняты за счет ЛБО:

– обязательства учреждения

1 501 х3 ххх

1 502 х1 ххх

– денежные обязательства учреждения**

0 502 х1 ххх

0 502 х2 ххх

* Уменьшение принятых обязательств (денежных обязательств) отражается в учете методом «красное сторно».

** Принятие учреждением денежных обязательств осуществляется в объеме принятых расходных обязательств.

Перечень документов, подтверждающих принятие (возникновение) налоговых обязательств перед бюджетом, а также момент их отражения на счетах санкционирования расходов рекомендуем прописать в учетной политике. Например, следующим образом:

Вид обязательства

Документ-основание

Момент отражения в учете

Сумма обязательства

Обязательства по уплате налогов

Налоговые регистры, отражающие расчет налога

На дату образования кредиторской задолженности – ежеквартально (не позднее последнего дня текущего квартала)

Сумма начисленных обязательств (платежей)

Денежные обязательства по уплате налогов

Налоговые декларации, расчеты

Дата принятия обязательства

Сумма начисленных обязательств (платежей)

Учет расчетов по налогам

Для учета расчетов по налогам, которые учреждение начисляет в соответствии с законодательством РФ и уплачивает в качестве налогоплательщика (налогового агента) в бюджет, предназначены соответствующие счета аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (п. 103 Инструкции № 162н):

Счет аналитического учета

Вид налогового платежа

0 303 01 000

Налог на доходы физических лиц

0 303 03 000

Налог на прибыль организаций

0 303 04 000

Налог на добавленную стоимость

0 303 05 000

Транспортный налог

0 303 12 000

Налог на имущество организаций

0 303 13 000

Земельный налог

Аналитический учет по счету 030300000 ведется в разрезе бюджетов и зачисляемых видов платежей в многографной карточке (ф. 0504054) или карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с указанием:

Расчеты по налогам отражаются в бюджетном учете учреждений следующими корреспонденциями счетов:

1) расчеты по НДФЛ:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Удержан НДФЛ

1 302 хх 830*

1 303 01 730

Перечислен НДФЛ в бюджет

1 303 01 830

1 304 05 ххх

* Здесь и далее на месте «хх» отражаются соответствующие код группы и код вида синтетического счета.

2) расчеты по налогу на прибыль организаций:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен налог на прибыль

1 401 20 291

1 303 03 730

Перечислен налог на прибыль в бюджет

1 303 03 830

1 304 05 291

3) расчеты по НДС:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен НДС:

– с выручки от реализации

1 401 20 291

1 303 04 730

– с суммы полученного аванса (предварительной оплаты)

1 210 11 560

1 303 04 730

– предъявленный учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченный при ввозе активов на территорию РФ, не включаемый в стоимость таких активов (работ, услуг)

1 210 12 560

1 208 xx 660

1 302 xx 730

Зачтен НДС, принятый к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

1 210 13 560

1 210 12 660

Уменьшен НДС, подлежащий уплате в бюджет:

– на сумму налога, начисленного при получении аванса (предварительной оплаты)

1 303 04 830

1 210 11 660

– на сумму налогового вычета

1 303 04 830

1 210 12 660

– на сумму налога по перечисленной предоплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав

1 303 04 830

1 210 13 660

Перечислен НДС в бюджет

1 303 04 830

1 304 05 291

4) расчеты по транспортному налогу:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

1 401 20 291

1 303 05 730

Перечислен транспортный налог в бюджет

1 303 05 830

1 304 05 291

5) расчеты по налогу на имущество организаций:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 303 12 730

Перечислен налог на имущество в бюджет

1 303 12 830

1 304 05 291

6) расчеты по земельному налогу:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен земельный налог

1 401 20 291

1 303 13 730

Перечислен земельный налог в бюджет

1 303 13 830

1 304 05 291

Ситуации из практики

Рассмотрим на примерах порядок учета расчетов по налоговым обязательствам.

Пример 1.

В июле 2018 года начисления по оплате труда составили 850 000 руб. За первую половину месяца зарплата перечислена в размере 320 000 руб. Сумма удержанного за месяц НДФЛ равна 88 000 руб. Выдача зарплаты осуществляется путем перечисления денежных средств на банковские карты работников, открытые им в рамках зарплатного проекта.

В силу положений п. 1 ст. 224, п. 1, 2, 4, 6 ст. 226 НК РФ учреждение, выплачивающее доход в виде заработной платы, являясь налоговым агентом, должно исчислить и удержать НДФЛ по ставке 13 % при фактической выплате работникам этого дохода и перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производилась такая выплата.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на выплату заработной платы работникам казенного учреждения, а также на уплату НДФЛ отражаются по КВР 111 и относятся на подстатью 211 КОСГУ.

В бюджетном учете отразятся следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принято обязательство текущего финансового года на выплату зарплаты работникам в пределах утвержденных ЛБО

1 501 13 211

1 502 11 211

*

Принято денежное обязательство текущего финансового года по выплате заработной платы за первую половину месяца

1 502 11 211

1 502 12 211

320 000

Перечислена зарплата за первую половину месяца на карты работников

1 302 11 830

1 304 05 211

320 000

Начислена зарплата за месяц

1 401 20 211

1 302 11 730

850 000

Удержан НДФЛ с суммы начисленной зарплаты

1 302 11 830

1 303 01 730

88 000

Принято денежное обязательство текущего финансового года по выплате заработной платы за вторую половину месяца и уплате удержанного НДФЛ в бюджет (850 000 - 320 000 - 88 000 + 88 000) руб.

1 502 11 211

1 502 12 211

530 000

Перечислена зарплата за вторую половину месяца на карты работников (850 000 - 320 000 - 88 000) руб.

1 302 11 830

1 304 05 211

442 000

Уплачен НДФЛ в бюджет

1 303 01 830

1 304 05 211

88 000

* Бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно в сумме годового объема доведенных ЛБО на осуществление соответствующих расходов, включая расходы на уплату НДФЛ (см. Письмо Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017).

Пример 2.

Казенное учреждение заключило договор на поставку продовольственных товаров для буфета на сумму 22 000 руб. (в том числе НДС 10 % – 2 000 руб.). Условиями договора предусмотрено перечисление аванса в размере 30 % от суммы договора – 6 600 руб. (в том числе НДС 10 % – 600 руб.). В течение месяца покупные товары были реализованы по продажным ценам на сумму 55 000 руб. (в том числе НДС – 5 000 руб.). Выручка поступила в кассу учреждения.

Реализация продовольственных товаров подлежит обложению НДС и налогом на прибыль в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 249 НК РФ). В указанном случае применяется ставка НДС 10 %, ставка налога на прибыль – 20 % (пп. 1 п. 2 ст. 164, п. 1 ст. 284 НК РФ).

НДС, предъявленный поставщиками (продавцами) товаров, учреждение вправе принять к вычету, если товар приобретен для перепродажи (пп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налог на прибыль уплачивается с суммы полученной от реализации товаров выручки, уменьшенной на стоимость приобретения этих товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Указанные операции отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику за покупные товары

1 206 34 560

1 304 05 340

6 600

Выделена сумма НДС по перечисленному авансу

1 210 13 560

1 210 12 660

600

Приняты к учету продовольственные товары, закупленные у поставщика

1 105 38 340

1 302 34 730

20 000

Отражены суммы НДС, предъявленные продавцом

1 210 12 560

1 302 34 730

2 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

1 302 34 830

1 206 34 660

6 600

Произведен окончательный расчет с поставщиком (22 000 - 6 600) руб.

1 302 34 830

1 304 05 340

15 400

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком:

– в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки товаров

1 303 04 830

1 210 13 660

600

– в сумме, выделенной при поставке товаров, с зачетом суммы налога по уплаченному авансу (2 000 - 600) руб.

1 303 04 830

1 210 12 660

1 400

Поступила в кассу выручка, полученная от реализации продовольственных товаров

1 201 34 510
Забалансовый счет 17

1 205 31 660

55 000

Начислены доходы, полученные от реализации покупных товаров через буфет

1 205 31 560

1 401 10 131

55 000

Начислен НДС

1 401 20 291

1 303 04 730

5 000

Перечислен НДС в бюджет (5 000 - 2 000) руб.

1 303 04 830

1 304 05 291

3 000

Начислен налог на прибыль ((55 000 - 5 000 - (22 000 - 2 000)) руб. х 20 %)

1 401 20 291

1 303 03 730

6 000

Перечислен налог на прибыль в бюджет

1 303 03 830

1 304 05 291

6 000

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится легковой автомобиль с двигателем мощностью 106 л. с. На уровне субъекта РФ в отношении этого объекта обложения транспортным налогом установлена ставка 31,5 руб./л. с. Авансовые платежи по налогу следует вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, а налог по итогам года – до 15 апреля года, следующего за налоговым периодом. В соответствии с учетной политикой учреждения налоговые обязательства по начислению и уплате:

– авансовых платежей – принимаются в отчетном финансовом году, в пределах доведенных на этот год ЛБО;

– налога по итогам года – принимаются в году, следующем за отчетным, в пределах доведенных ЛБО на очередной финансовый год.

Транспортный налог является региональным налогом и регулируется гл. 28 НК РФ, а также законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).

Налоговая база в отношении транспорта, имеющего двигатели, определяется как мощность его двигателя в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ.

Сумма авансового платежа по налогу определяется в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение налогового периода (п. 1, 2, 2.1 ст. 362 НК РФ).

Отчетными периодами по уплате транспортного налога являются I, II и III кварталы, а налоговым периодом признается календарный год (п. 1, 2 ст. 360 НК РФ).

Транспортный налог и авансовые платежи по налогу вносятся в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Исходя из условий примера в бюджетном учете будут сформированы следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На 31.03.2018

Начислен авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал (1/4 х 106 л. с. х 31,5 руб./л. с.)

1 401 20 291

1 303 05 730

835

Принято обязательство текущего финансового года на уплату авансового платежа по транспортному налогу за I квартал в пределах утвержденных на 2018 год ЛБО*

1 501 13 291

1 502 11 291

835

Принято денежное обязательство текущего финансового года на уплату авансового платежа по транспортному налогу за I квартал*

1 502 11 291

1 502 12 291

835

На дату перечисления авансового платежа за I квартал

Перечислен авансовый платеж за I квартал по транспортному налогу в бюджет субъекта РФ

1 303 05 830

1 304 05 291

835

На 30.06.2018

Начислен авансовый платеж по транспортному налогу за II квартал (1/4 х 106 л. с. х 31,5 руб./л. с.)

1 401 20 291

1 303 05 730

835

Принято обязательство текущего финансового года на уплату авансового платежа по транспортному налогу за II квартал в пределах утвержденных на 2018 год ЛБО*

1 501 13 291

1 502 11 291

835

Принято денежное обязательство текущего финансового года на уплату авансового платежа по транспортному налогу за II квартал*

1 502 11 291

1 502 12 291

835

На дату перечисления авансового платежа за II квартал

Перечислен авансовый платеж за II квартал по транспортному налогу в бюджет субъекта РФ

1 303 05 830

1 304 05 291

835

На 30.09.2018

Начислен авансовый платеж по транспортному налогу за III квартал (1/4 х 106 л. с. х 31,5 руб./л. с.)

1 401 20 291

1 303 05 730

835

Принято обязательство текущего финансового года на уплату авансового платежа по транспортному налогу за III квартал в пределах утвержденных на 2018 год ЛБО*

1 501 13 291

1 502 11 291

835

Принято денежное обязательство текущего финансового года на уплату авансового платежа по транспортному налогу за III квартал*

1 502 11 291

1 502 12 291

835

На дату перечисления авансового платежа за III квартал

Перечислен авансовый платеж за III квартал по транспортному налогу в бюджет субъекта РФ

1 303 05 830

1 304 05 291

835

2019 год

Начислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате по итогам 2018 года (106 л. с. х 31,5 руб./л. с. - 835 руб. - 835 руб. - 835 руб.)

1 401 20 291

1 303 05 730

834

Принято обязательство текущего финансового года на уплату транспортного налога по итогам 2018 года в пределах утвержденных на 2019 год ЛБО

1 501 13 291

1 502 11 291

834

Принято денежное обязательство текущего финансового года на уплату транспортного налога по итогам 2018 года

1 502 11 291

1 502 12 291

834

На дату уплаты транспортного налога

еречислен транспортный налог по итогам 2018 года в бюджет субъекта РФ

1 303 05 830

1 304 05 291

834

* Исходим из условия, что учетной политикой предусмотрено принятие обязательства (денежного обязательства) по уплате авансовых платежей по транспортному налогу не позднее последнего дня текущего квартала.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, налоговое обязательство может быть принято как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Поэтому, если учреждение в соответствии с принятой учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

* * *

В завершение остановимся на основных моментах: