Может ли автономное учреждение самостоятельно, без получения согласия учредителя распоряжаться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности?

Вопрос:

Автономное учреждение обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Гражданское законодательство относит данное право к имущественным правам, которые, в свою очередь, включены в понятие «имущество». В чьей собственности находятся результаты интеллектуальной деятельности – автономного учреждения или его учредителя? Может ли учреждение самостоятельно (без согласия учредителя) распоряжаться названными правами?

Ответ:

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях собственником любого имущества АУ является его учредитель – Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)). При этом автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных на эту цель. Остальным же имуществом (в том числе недвижимым) АУ может распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

Являются ли имуществом исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности? В гражданском законодательстве по этому поводу нет прямых связанных определений. Но существуют косвенные положения, позволяющие ответить на вопрос утвердительно. Так, вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть подлежащие денежной оценке исключительные и иные интеллектуальные права (ст. 66.1 ГК РФ). Подтверждает сделанный вывод и хозяйственная практика. Например, под залог интеллектуальной собственности как имущественного объекта банки могут выдавать кредиты.

Следовательно, собственником исключительных прав автономного учреждения на результаты интеллектуальной деятельности тоже является его учредитель. Однако данный вид собственности не относится ни к недвижимому, ни к движимому имуществу (на основании ст. 130 ГК РФ), которым АУ в силу федерального законодательства не вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Иными словами, распоряжаться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности автономное учреждение может без предварительного получения на это согласия учредителя.

К сведению: собственником исключительных прав автономного учреждения на результаты интеллектуальной деятельности является его учредитель.

Но следует учитывать, что на региональном и местном уровне могут действовать нормативные акты, устанавливающие «руководящую» роль органов, выполняющих функции и полномочия учредителя, при распоряжении учреждениями такими правами. В частности, в Пермском крае есть закон, в котором определяются полномочия краевых органов государственной власти в сфере управления и распоряжения интеллектуальной собственностью, приобретенной (созданной) за счет средств краевого бюджета либо принадлежащей данному субъекту РФ на основании правоустанавливающих документов. Это Закон Пермского края от 25.12.2009 № 569-ПК «Об управлении и распоряжении интеллектуальной собственностью Пермского края».

В нем, например, говорится, что отраслевые органы вносят в уполномоченный орган предложения по распоряжению исключительными правами, правообладателями которых являются их подведомственные учреждения, а также дают экономическое обоснование распоряжения интеллектуальной собственностью подведомственных учреждений.