Как платить НДФЛ налоговым агентам и не запутаться

На данный момент существует огромное множество писем и разъяснений ведомств о том, как платить НДФЛ и отчитываться по данному налогу. Однако не все разъяснения прозрачны и единообразны. Попробуем разобраться. Начнем с уплаты НДФЛ по обособленным подразделениям.

Для начала ознакомимся с методологическим аспектом и нормами НК РФ, а потом попробуем проанализировать, что нам предлагают компетентные органы.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не предусмотрен п. 7 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 113-ФЗ).

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В силу абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.

Согласно Письмам ФНС России от 14.10.2016 № БС-4-11/19528@, 05.10.2016 № БС-4-11/18870@ Минфина России от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174 платежное поручение на перечисление НДФЛ должно быть оформлено на каждое обособленное подразделение организации, которому присвоен отдельный КПП, том числе в случае, когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений, в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, осуществлена по месту нахождения одного из них.

При постановке на учет организации по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения присваивается код причины постановки на учет (п. 7 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@). Присвоенный организации КПП указывается в уведомлении о постановке на учет по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@. Так, согласно позиции, изложенной в вышеуказанных письмах, порядок уплаты НДФЛ за обособленное подразделение зависит от того, присвоен ли подразделению отдельный КПП или нет. В таком случае в платежном поручении на перечисление НДФЛ по каждому подразделению нужно указать КПП обособленного подразделения, присвоенный ему при постановке на налоговый учет. В письмах отмечено, что данное правило распространяется на тот случай, когда несколько обособленных подразделений в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ поставлены на учет по месту нахождения одного из них.

Вместе с тем, как указало УФНС по Пермскому краю в Письме от 16.07.2016 № 23-11/02073@ «О порядке представления налоговой отчетности по НДФЛ» при наличии на территории одного муниципального образования, курируемого одним налоговым органом, нескольких обособленных подразделений с разными КПП, уплата налога по доходы физических лиц и представление налоговой отчетности может осуществляться «укрупненно» с выбором ответственного обособленного подразделения.

Однако также они отмечают, что в поле «Назначение платежа», оформляемого ответственным обособленным подразделением, в обязательном порядке указываются суммы налога, перечисляемые за работников каждого обособленного подразделения, и реквизиты обособленных подразделений, позволяющие их идентифицировать.

Здесь каждый сам для себя решает - является ли такое допущение поблажкой или нет – платить одной платежкой за несколько обособок, но все равно с разбивкой по каждой из них и указанием реквизитов, и что делать если в поле «Назначение платежа» просто-напросто не хватит места на указание всей информации о каждом обособленном подразделении, за которое производится уплата – что, например, относится к крупным компаниям с «богатыми» филиальными сетями.

В конечном итоге карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) ведут местные налоговые органы и как видится автору, если районные инспекции, в которых состоят Ваши обособленные подразделения не выступают против такой «централизованной» уплаты НДФЛ, никакого «криминала» не будет в том, чтобы следовать указанному подходу. Ведь в любом случае как отмечают суды в похожих ситуациях (на примере перечисления НДФЛ головной организацией по месту своего нахождения за свои обособленные подразделения), если налог удержан и перечислен в бюджет своевременно и в полном объеме, то основания для начисления пени и привлечения к ответственности отсутствуют. Одно из недавних решений суда — это решение АСГМ от 18 июля 2017 г. по делу N А40-203789/2016. Однако аналогичная практика существует не первый день и в отношении привлечения к ответственности1 и в отношении начисления пеней.2

Однако выбор нарушать ли рекомендации ФНС России и Минфина и уплачивать НДФЛ «укрупненно» по совету регионального УФНС или нет – как всегда остается за налогоплательщиком.

Теперь поговорим о 6-НДФЛ.

При заполнении расчета по форме 6-НДФЛ компанией, имеющей обособленные подразделения, в поле "КПП" указывается КПП, присвоенный организации, по месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 2.2 Порядка заполнения расчета, Письмо ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900@).

И как поступить в случае, когда несколько обособленных подразделений состоят на учете в одном налоговом органе и у каждого обособленного подразделения есть свой КПП?

В этом случае расчет по форме 6-НДФЛ следует подавать отдельно по каждому обособленному подразделению. Об этом говорится в Письмах ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, от 01.08.2016 N БС-4-11/13984@. Иными словами, в налоговую инспекцию будет представлено несколько расчетов по форме 6-НДФЛ с разными КПП. Как видим в позиции ведомства прослеживается определенная аналогия с уплатой НДФЛ.

Вывод налоговиков основан на том, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам возможность самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и представление расчета по форме 6-НДФЛ.

Но как мы уже выяснили согласно абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Причем компания сама может выбрать обособленное подразделение, которое будет поставлено на учет в налоговой инспекции. Для этого организация направляет в налоговые органы уведомление по форме N 1-6-Учет, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

Таким образом возникает логичный вопрос: можно ли сдать один расчет 6-НДФЛ по всем обособкам, находящимся на территории одного муниципального образования, города федерального значения? Ведь если компания выбрала одно ответственное подразделение из нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании и встала на учет в налоговых органах по месту нахождения этого обособленного подразделения, то налоговый орган присваивает КПП только этому подразделению. Другие обособленные подразделения, находящиеся в этом муниципальном образовании, своего КПП не имеют, а значит, и сдать расчет по форме 6-НДФЛ они не имеют возможности ввиду отсутствия у них собственного отдельно присвоенного КПП.

В Письме ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@ ведомство указывает на порядок заполнения расчета по форме 6-НДФЛ. Среди прочего они отмечают, что в случае заполнения формы расчета организацией, имеющей обособленные подразделения, по строке "КПП" указывается КПП по месту учета организации согласно месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 2.2 раздела 2 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ).

Наверное, осознавая абсурдность требования сдачи в местные налоговые органы нескольких расчетов по форме 6-НДФЛ с одними и теми же ИНН и КПП (поскольку отдельного КПП в данном случае у всех обособок в силу абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ не будет) ФНС России в Письме от 05.10.2016 N БС-4-11/18870@ приходит к выводу о возможности в этой ситуации представлять только один расчет по форме 6-НДФЛ по месту учета ответственного обособленного подразделения, т.е. подразделения выбранного налогоплательщиком.


1 Вывод о неправомерности привлечения к ответственности в подобной ситуации подтверждается Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 645/05, от 24.03.2009 N 14519/08; Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2006 по делу N А38-443-17/118-2006; Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2007 N Ф04-1018/2007 (31941-А67-19) по делу N А67-7454/2006; Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2006 N Ф04-676/2006 (20078-А27-19); Постановлением ФАС Московского округа от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10 по делу N А40-48888/09-118-339; Постановлением ФАС Московского округа от 26.10.2006, 27.10.2006 N КА-А41/10532-06 по делу N А41-К2-8033/06; Постановлением ФАС Поволжского округа от 11.05.2006 по делу N А65-22067/2005-СА2-8; Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 по делу N А05-12048/2006; Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2006 по делу N А26-7548/2005-29; Постановлением ФАС Московского округа от 18.03.2008 N КА-А40/1544-08 по делу N А40-26722/07-90-130; Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2006 по делу N А56-33626/2005; Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2006 по делу N А56-21171/2005; Постановлением ФАС Центрального округа от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26; Постановление ФАС Московского округа от 17.01.2011 N КА-А40/17435-10 по делу N А40-4800/10-115-55; Постановлением ФАС Московского округа от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09 по делу N А40-31254/09-118-160).

2 Вывод о незаконности начисления пеней в рассматриваемой ситуации подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2011 N ВАС-16910/10, а также Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2012 N Ф09-9057/12 по делу N А50-2045/2012; Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу N А05-4762/2010; Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2010 по делу N А45-9320/2009; Постановлением ФАС Московского округа от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10 по делу N А40-48888/09-118-339; Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2006 по делу N А38-443-17/118-2006; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2007 N А19-16893/06-40-Ф02-6336/07 по делу N А19-16893/06-40; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006, 25.10.2006 N Ф03-А59/06-2/3564 по делу N А59-462/06-С15; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2009 N Ф04-7723/2008(17497-А45-29) по делу N А45-9479/2008; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2007 N Ф04-9591/2006(30835-А45-29) по делу N А45-13748/2006-14/431; Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2009 N КА-А40/9821-09 по делу N А40-642/09-118-12; Постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2006 по делу N А65-22067/2005-СА2-8; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу N А42-1471/2008; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 по делу N А05-12048/2006; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009; Постановление ФАС Московского округа от 08.10.2008 N КА-А40/8752-08 по делу N А40-48736/07-114-270; Постановление ФАС Московского округа от 17.01.2011 N КА-А40/17435-10 по делу N А40-4800/10-115-55; Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2008 N КА-А40/1544-08 по делу N А40-26722/07-90-130; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2008 по делу N А56-6530/2007; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2007 по делу N А56-12516/2006 и др.