Операции с целевыми субсидиями: документальное оформление

Как оформляется предоставление бюджетным и автономным медицинским учреждениям целевых субсидий? В каком документе в 2018 году отражаются направления расходования целевой субсидии? Как производится санкционирование расходов учреждения, осуществляемых за счет целевой субсидии? В каких случаях возможно использование целевой субсидии прошлых лет? Ответы на эти вопросы даны далее.

Бюджетным и автономным учреждениям (включая учреждения здравоохранения) из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (абз. 2 ст. 78.1 БК РФ).

К сведению: для получения целевой субсидии между учредителем и учреждением заключается соглашение, определяющее направление использования таких средств.

Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии на иные цели утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н. Органы власти субъекта РФ и муниципалитетов разрабатывают подобные типовые соглашения, утверждая их своими нормативными актами.

В качестве примеров таких нормативных актов приведем:

В соглашении о предоставлении субсидии указывается цель (цели), на реализацию которой данная субсидия выделяется. Учреждения расходуют выделенные денежные средства строго по их целевому назначению. В целом порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций с целевыми субсидиями в этом году такой же, как и в 2017 году.

В соглашении о предоставлении субсидий содержится график перечисления денежных средств. При их зачислении на лицевой счет в бухгалтерском учете учреждения делается запись: дебет счета 5 201 11 510 (000) / кредит счета 5 205 83 660 (000).

Для справки: Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н были внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, в результате которых статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ была дополнена подстатьей 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ. Ранее такие доходы отражались по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ. В связи с изменением КОСГУ для отражения этих доходов вместо счета 0 205 81 000 используется счет 0 205 83 000.

По истечении отчетного периода учреждение направляет учредителю заполненный отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых признается субсидия. Форма отчета разрабатывается учредителем и обычно является приложением типовой формы соглашения. В отчете указываются:

Учредитель осуществляет проверку отчета и в случае, если им не будут выявлены никакие отклонения, утверждает его. После того, как отчет будет утвержден, учреждение на сумму израсходованных средств производит начисление доходов: дебет счета 5 205 81 560 / кредит счета 5 401 10 183.

Помимо документальной проверки использования учреждением целевой субсидии, проводимой учредителем по месту своего нахождения, им же проводятся плановые и внеплановые проверки по месту нахождения учреждения. Обычно право учредителя на проведение проверок использования целевой субсидии прописывается в соглашении в разделе «Взаимодействия сторон». В случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования целевых субсидий средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет. На счетах бухгалтерского учета начисление задолженности по возврату в доход бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованных субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям на иные цели, отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803): дебет счета 5 401 10 183 / кредит счета 5 303 05 730 (000).

Возврат учреждением остатков неиспользованных субсидий на иные цели, восстановленных в сумме денежных средств нецелевого использования, выявленного по результатам финансового контроля, за счет привлеченных средств учреждения от приносящей доход деятельности, отражается в бухгалтерском учете таким образом:

дебет счета 5 303 05 830 (000) /кредит счета 5 304 06 730;

дебет счета 2 304 06 830 / кредит счета 2 201 11 610 (000).

Санкционирование расходов, производимых за счет целевой субсидии

Документом, определяющим направления использования учреждением целевой субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном учредителем. Учредитель же при разработке формы плана руководствуется требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Приказ Минфина РФ № 81н). Данный приказ до недавнего времени помимо формы плана ФХД, порядка его заполнения содержал и форму «Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению» (ф. 0501016) (далее – сведения (ф. 0501016)).

Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 227н сведения (ф. 0501016) признаны утратившими силу. Форма включена в Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 226н (далее – Приказ Минфина РФ № 226н, Порядок № 226н).

На 2018 год сведения (ф. 0501016) заполняются учреждениями, получающими средства целевых субсидий, утверждаются учредителем учреждения и представляются в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия учреждению отдельного лицевого счета в порядке, установленном вышеназванным документом.

Но тут есть такой момент. Порядком № 226н определено, что формирование сведений (ф. 0501016) осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет») в виде электронного документа, подписываемого с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Однако автоматическая передача сведений (ф. 0501016) из ГИИС «Электронный бюджет» в автоматизированную систему Федерального казначейства в настоящее время не реализована.

Поэтому федеральные бюджетные учреждения и федеральные автономные учреждения до момента указанной реализации представляют сведения (ф. 0501016) согласно Порядку № 226н в территориальные органы Федерального казначейства посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» в реквизитном составе по приложен- ию 1 к требованиям к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина РФ № 81н. Одновременно представляются сведения (ф. 0501016), сформированные в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет», в виде электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени учреждения (Письмо Минфина РФ от 21.03.2018 № 07-04-05/03-4624).

Сведения (ф. 0501016) дополнены новыми графами. В виде таблицы дадим сравнительную характеристику информации, отражаемой в форме 0501016 ранее и сейчас:

Информация, отражаемая в форме 0503016, утвержденной Приказом Минфина РФ № 81н

Информация, отражаемая в форме 0503016, утвержденной Приказом Минфина РФ № 226н

Наименование субсидии

Код субсидии

Код по бюджетной классификации РФ

Соглашение (номер, дата)

Идентификатор соглашения

Код объекта ФАИП

Аналитический код поступления/выплат

Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет

Разрешенный к использованию остаток целевых субсидий

Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, разрешенной к использованию

Суммы планируемых поступлений

Планируемые поступления текущего года

Суммы планируемых выплат

Итого к использованию (гр. 8 + гр. 9 + гр. 10)

Планируемые выплаты

Из представленной вашему вниманию сравнительной характеристики показателей граф сведений (ф. 0501016) видно, что форма стала содержать более детальную информацию. При этом кардинально новой ее назвать сложно, поскольку общий объем информации остался прежним. Форма составляется учреждением не позднее 10 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении из федерального бюджета учреждению целевой субсидии (п. 3 Порядка № 226н).

Утвержденные учредителем сведения (ф. 0501016) учреждение направляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему отдельного лицевого счета и сформированные на их основании (п. 5, 6 Порядка № 226н):

В сведениях (ф. 0501016) по каждой целевой субсидии указывается код, определенный в соответствии с перечнем кодов целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным и автономным учреждениям согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, приведенным в приложении 2 к Порядку № 226н.

Сведения (ф. 0501016) находятся у территориального органа Федерального казначейства, и при совершении учреждением расходов за счет целевых субсидий (представлении учреждением платежных документов) работники территориального органа Федерального казначейства проверяют представленные платежные документы и документы-основания по следующим направлениям (п. 14 Порядка № 226н):

1) соответствие платежных документов порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н;

2) наличие в платежном документе кодов бюджетной классификации, по которым необходимо произвести кассовую выплату, кода субсидии и кода объекта ФАИП (при наличии) и их соответствие кодам бюджетной классификации, коду субсидии и коду ФАИП, указанным в сведениях (ф. 0501016) по соответствующему коду субсидии;

3) соответствие отраженного в платежном документе кода бюджетной классификации текстовому назначению платежа согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ;

4) соответствие реквизитов (наименование, номер, дата, реквизиты получателя платежа) документа-основания реквизитам, приведенным в платежном документе;

5) соответствие содержания операции по целевым расходам, связанным с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, исходя из документов-оснований, содержанию текста назначения платежа в платежном документе;

6) соответствие указанного в платежном документе кода бюджетной классификации отраженным в форме 0501016 коду субсидии и коду объекта ФАИП (при наличии);

7) непревышение суммы, приведенной в платежном документе, над суммой остатка планируемых выплат, указанной в сведениях по соответствующим коду бюджетной классификации, коду субсидии и коду объекта ФАИП (при наличии), учтенной на отдельном лицевом счете;

8) непревышение суммы, отраженной в платежном документе, над суммой остатка соответствующей целевой субсидии, учтенной на отдельном лицевом счете;

9) непревышение предельных размеров авансовых платежей, определенных по нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, для получателей средств федерального бюджета.

Внесение изменений в утвержденную форму сведений (ф. 0501016)

Иногда требуется внести изменения в утвержденную учредителем и представленную в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия учреждению отдельного лицевого счета форму 0501016. В этом случае составляется новая форма (п. 8 Порядка № 226н).

При уменьшении учредителем планируемых поступлений или выплат сумма поступлений целевой субсидии, включая разрешенный к использованию остаток данной целевой субсидии, и сумма планируемых выплат, указанные в сведениях (ф. 0501016) (с учетом вносимых изменений), не должны быть меньше сумм фактических выплат, отраженных на отдельном лицевом счете на дату внесения изменений в форму 0501016.

Использование остатка целевых субсидий

Положениями ч. 12 и 13 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон № 362-ФЗ) главным распорядителям средств федерального бюджета, предоставившим как получателям бюджетных средств из федерального бюджета юридическим лицам средства, указанные в ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 362-ФЗ, необходимо до 1 мая 2018 года принять решение об использовании в 2018 году полностью или частично остатков названных средств, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, а также решение об использовании средств, поступающих в 2018 году в качестве возврата дебиторской задолженности, источником финансового обеспечения которых являются данные средства, не позднее 30-го рабочего дня со дня их поступления юридическим лицам в порядке, установленном Правительством РФ (Письмо Минфина РФ от 01.02.2018 № 09-01-08/5752).

В соответствии с п. 4 и 31 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее – Постановление № 1496) главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять решение о наличии потребности в увеличении в 2018 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в 2017 году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридических лиц – получателей субсидий (включая субсидии, предоставление которых в 2017 году осуществлялось с применением казначейского обеспечения обязательств), в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2018 года бюджетных ассигнований, и не позднее 1 марта 2018 года представить в Минфин предложения для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Мы не будем рассматривать весь порядок согласования использования учреждением в текущем году остатков целевых субсидий прошлых лет. Осветим лишь ту информацию, которая интересна учреждениям. Итак, учредитель на основании согласованной с Минфином информации о неисполненных обязательствах:

1) в отношении остатков целевых средств:

2) в отношении средств от возврата дебиторской задолженности:

Обращаем ваше внимание, что учредитель вправе не подтвердить потребность учреждения в использовании остатка целевых средств прошлых лет.

* * *

В завершение нешего материала отметим следующее:

1. Для получения сумм целевой субсидии между учредителем и учреждением заключается соглашение, определяющее условия получения и расходования таких средств.

2. Доходы, получаемые учреждением от использования сумм целевых субсидий, отражаются по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.

3. Форма 0501016 исключена из Приказа Минфина РФ № 81н. Теперь она составляется согласно Приказу Минфина РФ № 226н.

4.В случае внесения изменений в сведения (ф. 0501016) составляется и утверждается новый документ.

5. Учредитель вправе подтвердить для учреждения потребность в использовании остатка целевой субсидии прошлых лет. Мероприятия, которые для этого надо осуществить, установлены Постановлением № 1496.