Простят ли власти налоговые долги компаниям?

Современное российское налоговое законодательство предусматривает обязанность уплаты налогов даже в случае, когда бизнес не ведется. Особенно это касается тех, кто использует ЕНВД, патентную систему налогообложения по УСНО, а также индивидуальных предпринимателей, обязанных производить отчисления во внебюджетные фонды с условного дохода, который может быть и не получен. При этом бизнес часто попадает в ситуацию, когда нельзя прекратить деятельность при наличии задолженностей по налогам, а налоги продолжают начисляться так как деятельность не прекращена, и это - замкнутый круг, который законодатели пока не могут разорвать.

В соответствии с поручением Президента РФ и законом 436-ФЗ от 28.12.2017 г. для граждан и индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение налоговой амнистии, которая предусматривает списание безнадежной налоговой задолженности, а также пеней и штрафов, образовавшихся до 1 января 2015 года по всем налогам кроме НДПИ, акцизов, экспортного НДС и таможенных пошлин. Т.е. предполагается списать долги почти 3 млн. индивидуальных предпринимателей на сумму около 16 млрд. рублей. Кроме того, будут списаны долги по страховым взносам за период до 1 января 2017 года, а это еще около 700 тысяч предпринимателей и почти 127 млрд рублей задолженности.

Принимаемые меры, по сути, призваны предоставить предпринимателям, которые по каким-либо причинам не осуществляют свою деятельность, либо прекратить ее, с уплатой последних налогов и платежей, либо попробовать перезапустить бизнес.

Инициатива «Опоры России» направлена на распространение налоговой амнистии не только на индивидуальных предпринимателей, а на весь малый бизнес, который также находится по серьезным давлением недоимок по налогам.

Налоговая задолженность

По данным Росстата на 1 января 2018 года задолженность бизнеса по налогам и сборам составляет более 1 триллиона рублей, из которых более 80% - просроченная задолженность, штрафы и пени.

Более 43% всей просроченной задолженности занимают долги по федеральным налогам, на долю местных и региональных налогов приходится около 26%, остальная задолженность складывается из страховых взносов во внебюджетные фонды, а это более 30% всей задолженности бизнеса.

При этом в структуре просроченной задолженности есть суммы, которые предприятия не платят уже десять и более лет. Например, задолженность по ЕСН, который был отменен еще в 2001 году составляет почти 4,8 млрд рублей. Понятно, что такая задолженность является безнадежной к взысканию, однако механизмов списания таких долгов пока нет.

Причин накопления долгов перед бюджетом множество. Для кого-то это последствия кризиса, как внешнего, так и внутреннего, для кого-то это просто неудачный старт.

Другая причина накопления недоимок перед бюджетом и внебюджетными фондами – сохраняющаяся высокая налоговая нагрузка на малый бизнес. При этом, несмотря на декларируемое снижение налогов и «замораживание» ставок, возрастает количество неналоговых платежей: курортный сбор, «Платон», экологический сбор, увеличение штрафов. Тяжелым бременем на бизнес ложится повышение требований надзорных органов к ККМ, онлайн-кассам и пр.

Даже применение УСНО и других специальных налоговых режимов не позволяет существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес, что ведет к возникновению задолженности перед бюджетом.

Недоимки по налогам ведут к блокировкам счетов предпринимателей и вынуждают бизнес проводить расчеты по сделкам наличными, что фактически уводит его в тень.

Невозможно получить кредит, и тем более государственную финансовую поддержку при наличии просроченной задолженности по налогам. Хотя Налоговый Кодекс предусматривает отсрочку и рассрочку по уплате налогов и сборов, фактически воспользоваться подобной льготой сегодня предприятия не могут, и нет отработанного механизма оперативного ее предоставления для предприятий, испытывающих временные трудности.

Поэтому проблемы предприятий наслаиваются одна на другую, не давая возможности развивать бизнес.

Списание всей суммы задолженности будет серьезным ударом по бюджету и маловероятно. Однако если налоговая амнистия будет касаться лишь, безнадежных долгов, а также накопленных пеней и штрафов, то предлагаемая мера даст возможность либо насовсем прекратить неэффективный бизнес, либо через налоговую амнистию выйти из кризиса.

Другая сторона вопроса в том, что бизнес, который исправно уплачивал налоги не получает никаких льгот и преференций, в то время как недобросовестным налогоплательщикам могут быть прощены просроченные долги. Поэтому сама идея налоговой амнистии малого бизнеса требует глубокого анализа проблемы.

Какие долги могут списать?

Во-первых, необходимо полностью списать долги по налогам, которые уже не взимаются.

Во-вторых, нужно списать задолженность, которую уже невозможно взыскать за давностью лет. При этом налоговый орган должен выступить инициатором банкротства или ликвидации подобных фирм.

В-третьих, можно разработать механизм предоставления рассрочки (отсрочки) от уплаты налогов в рамках государственной программы поддержки малого предпринимательства, освободив предпринимателей, желающих восстановить эффективность бизнеса от сумм начисленных штрафов и пеней.

Но в любом случае, к налоговой амнистии должен применяться крайне взвешенный подход, ведь списание налогов может послужить стимулом и дальше их не платить.

Для того чтобы говорить о неблагоприятных последствиях налоговой амнистии, нужно сначала иметь представления о том, как она будет проводиться, и каких видов недоимок она будет касаться. Если она не будет ущемлять интересы добросовестных налогоплательщиков и будет направлена на избавление от балласта теневых компаний и предприятий-однодневок, а также на стимулирование развития бизнеса, то такая инициатива должна быть поддержана.

Если же речь будет идти о простом списании безнадежных долгов, то на ситуацию в малом бизнесе позитивного влияния такая амнистия не окажет. Простив долги раз, государство даст возможность недобросовестным предпринимателям надеяться на новые послабления.