Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Налоговая проверка относится к событиям, которые лучше предупредить, чем оказаться в эпицентре. Практика показывает, если налоговая служба запросила документы на проверку, значит обязательно найдет, к чему «придраться» и выписать предписание либо о недоимке, либо наложить штрафные санкции.
С целью планирования выездных налоговых проверок (ВНП) разработана и утверждена приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г. концепция, которой налоговики руководствуются. В этой же Концепции прописаны основные критерии, по которым предприниматель может самостоятельно оценить, находится ли он в зоне риска попасть во внимание налоговой службы.
Факторы, определяющие привлекательность организации для налогового органа можно подразделить на экономические и поведенческие.
Экономические показатели:
Данный показатель не должен быть ниже, чем средний по отрасли. Информация публикуется на официальном сайте ФНС России и ежегодно в срок до 5 мая обновляется за прошедший год. В настоящий момент опубликованы данные за период с 2006 по 2016 года. В таблице ниже данные по некоторым отраслям.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности
|
|
проценты
|
|
Вид экономической деятельности |
2016 год
|
Обрабатывающие производства в том числе: |
7,9
|
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
19,7
|
текстильное и швейное производство |
7,7
|
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
7,3
|
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели |
2,2
|
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
4,3
|
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
11,6
|
Строительство |
10,9
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе: |
2,8
|
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
2,4
|
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
2,6
|
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
3,7
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
15,4
|
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
25,6
|
Для определения налоговой нагрузки применяют формулу:
N = Sn/Rх 100 %, где
N – налоговая нагрузка
Sn – сумма исчисленных к уплате налогов за год (согласно отчетности)
R – выручка за год (согласно отчетности)
Не включаются в сумму налогов для расчета страховые взносы и НДС, а вот НДФЛ, удержанный с заработной платы работников учитывается.
Сравнивается средняя заработная плата по предприятию со статистическими показателями по основному виду деятельности на уровне региона. Показатели можно посмотреть на официальном сайте Росстата или в статистических сборниках или бюллетенях. Можно также подать официальный запрос в территориальный орган службы статистики. Данная услуга платная.
В учет берется рентабельность товаров, услуг, работ и рентабельность активов.
Рентабельность товаров/работ/услуг рассчитывается как соотношение между финансовым результатом (прибыль минус расходы) и себестоимостью проданных товаров или оказанных услуг.
Прибыльность активов – соотношение между финансовым результатом (прибыль или убыток) и стоимостью активов предприятия. К активам относятся денежные средства на банковских счетах и в кассе, а также основные средства.
Данные по рентабельности, с которыми налоговая служба будет сравнивать полученные показатели по предприятию, также как и налоговая нагрузка публикуются на официальном сайте налоговой инспекции в разделе «Контрольная работа». Приведем некоторые из них.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности |
||
|
проценты
|
|
2016 год
|
||
Рентабель-ность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %*
|
Рента-бельность активов, %**
|
|
Обрабатывающие производства в том числе: |
10,5
|
6,6
|
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
9,6
|
8,4
|
текстильное и швейное производство |
11,0
|
7,5
|
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
10,8
|
4,7
|
обработка древесины и производство изделий из дерева |
11,6
|
10,3
|
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
20,1
|
16,1
|
Строительство |
5,5
|
1,9
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе: |
5,3
|
6,4
|
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
2,9
|
13,4
|
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
7,3
|
6,0
|
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
1,4
|
5,7
|
Если по результатам предоставляемой отчетности предприятие убыточно в течение нескольких лет, это вполне закономерно привлекает внимание налоговиков.
Даже если предприятие не убыточно, оно всё равно может попасть в поле зрения налоговой инспекции, если в динамике расходы увеличиваются, а доходы либо на прежнем уровне, либо выросли незначительно. В этом случае надо быть готовыми подтвердить обоснованность расходов и доказать, что доходы не скрываются. Как правило, запрашиваются первичную бухгалтерскую документацию.
В части упрощенной системы налогообложения:
средняя численность работников за отчетный период не более 100 человек;
остаточная стоимость основных не более 100 млн. рублей;
предельный размер доходов не более 24,8 млн. рублей.
В части единого налога на вмененный доход:
площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания не более 150 кв. метров;
количество имеющихся на праве собственности автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг не более 20 единиц.
А также отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Исходные данные. Предприятие ООО «Ажиотаж» занимается розничной торговлей текстильными изделиями. Общая система налогообложения
Выручка за календарный год — 12 500 000,00 рублей
Себестоимость реализованных товаров 10 000 000,00 рублей, включая управленческие расходы.
Управленческие и коммерческие расходы (аренда помещений, реклама и прочее) – 2 000 000,00 рублей
Сумма начисленных налогов, в том числе НДФЛ с заработной платы работников – 750 000,00 рублей.
Стоимость основных средств и уставный капитал 1 500 000,00 рублей
Расчет налоговой нагрузки:
N = Sn/R х 100 % = 750 000,00/12 500 000,00 х 100% = 0,06
По предприятиям розничной торговли налоговая нагрузка составляет 3,7 % (см.таблицу), следовательно ООО «Ажиотаж» попадает под внимание ИФНС.
Рассчитаем показатели рентабельности.
Рентабельность продаж = (12 500 000,00 – 2 000 000,00) / 10 000 000,00 = 1,05
Рентабельность активов = (12 500 000,00 – 10 000 000,00 – 2 000 000,00) / 1 500 000,00 = 5,67
Сравним полученные результаты
Наименование показателя
|
По расчетным данным предприятия
|
По данным ИФНС на официальном сайте для предприятий розничной торговли
|
Налоговая нагрузка |
0,06
|
3,7
|
Рентабельность продаж |
1,05
|
1,4
|
Рентабельность активов |
5,67
|
5,7
|
Проведя анализ можно сделать вывод: налоговая нагрузка значительно ниже, чем в таблице ИФНС, но показатели рентабельности в допустимых пределах. Это значит, что скорее всего, налоговая служба возьмет предприятие на заметку, но окончательное решение о проведении ВНП будет принято по результатам анализа остальных экономических показателей, а также поведенческой модели.
Поведенческие показатели:
Частая смена ИФНС. Так называемая «миграция» между налоговыми службами.
Частая реорганизация и смена формы собственности предприятия.
Необоснованная цепочка контрагентов-перекупщиков.
Непредставление запрашиваемых ИФНС документов или объяснений.
Ведение бизнеса с высокими налоговыми рисками.
С данной группой показателей всё предельно понятно. Если перечисленные факты имеют место быть, предприятие обязательно привлекает внимание налоговой службы и рискует попасть в план не только камеральной (документальной) проверки, но и выездной.
Если взять в пример рассматриваемое ООО «Ажиотаж», в случае наличия одного из факторов поведенческих рисков, оно вполне может попасть под проверку ИФНС. Рекомендация для ООО «Ажиотаж» — не игнорировать запросы налоговой, если таковые поступят и провести инвентаризацию первичных бухгалтерских документов. Именно с них и начинается проверка.