Что год грядущий нам готовит или глобальный фискальный майнинг?

В конце года всегда принято подводить итоги и строить планы на предстоящий год. Но поскольку для аудиторов и бухгалтеров финансовый год заканчивается на 3 месяца позже, когда сдана вся налоговая и бухгалтерская отчетность по итогам ушедшего года, то итоги нам подводить еще рано. А значит, стоит заглянуть в 2018 год и подготовиться к грядущим переменам.

Ключевые тенденции развития экономики на предстоящие три года описаны в проекте Минфина РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Красной нитью через весь документ проходит поставленная Президентом РФ цель – сокращение теневого сектора экономики и интенсификация мер по обелению экономики. Соответственно все мероприятия, которые будут проводиться в ближайшие три года Министерством финансов РФ, будут направлены на достижение этой цели.

Итак, что же нас ждет… Большинство мероприятий, которые будут направлены на достижение поставленной цели, можно охарактеризовать как фискальная глобализация. Информационные технологии и международное сотрудничество становится во главу угла налоговых отношений.

В 2018 году продолжится применение системы АСК-НДС (АСК-НДС-2), которая позволяет отслеживать движение налога на добавленную стоимость путем сопоставления информации по выставленным и полученным счетам-фактурам. После введения системы собираемость НДС растет с каждым годом, причем темпы роста опережают темпы роста внутреннего спроса, что несомненно радует контролирующие органы и федеральный бюджет. Именно поэтому система будет совершенствоваться для того, чтобы сделать еще более прозрачным бизнес с точки зрения формирования добавленной стоимости.

Кардинальным изменением с точки зрения НДС – стала отмена с 01.01.2018 г. льготы по реализации лома черных и цветных металлов. Порядок уплаты и исчисления НДС по данным операциям пока не до конца прозрачен, поэтому комментировать его было бы преждевременно. Однако факт отмены уже состоялся, поэтому с нетерпением будет ждать первых разъяснений контролирующих органов.

Внедрение систем контроля за производством и оборотом подакцизных товаров также позволило сократить теневой сектор в этих сферах. Особенно это касается алкогольной и меховой продукции, легальный оборот которых с 2016 года вырос практически в 6 раз. В 2018 году планируется дальнейшее применение и усовершенствование систем маркировки подакцизной продукции, которая позволит выводить из тени все больше производителей и продавцов указанных товаров.

Еще одна мера, направленная на увеличение прозрачности бизнеса – он-лайн кассы. На 2018 год намечен еще один этап их внедрения, который позволит практически полностью охватить рынок розничной торговли. Вполне возможно, что по итогам работы данного информационного средства, будут внесены существенные изменения в налогообложение касающиеся налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов.

Дополнительные обязанности для организаций финансовой сферы внес ФЗ № 340-ФЗ 27.11.2017 г., который ввел в НК РФ две новые главы 20.1 «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)» и 20.2 «Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Теперь участники финансовых рынков обязаны выявлять среди своих клиентов и их бенефициаров налоговых резидентов других стран и ежегодно уведомлять об этом ФНС. Можно предположить, что при положительных результатах работы данного инструмента, его действие будет распространено и на другие сферы бизнеса.

Новым инструментом 2018 года будет и автоматический обмен страновыми отчетами и информацией по налоговым спорам. Это позволит сделать прозрачным бизнес не только в рамках нашей страны, но и в целом выявить бенефициаров компаний за ее пределами.

Начиная со следующего года крупнейшие международные холдинги, общая выручка которых составляет 50 млрд. рублей и более обязаны предоставлять страновой отчет по месту налогового резидентства головной компании. В таком отчете раскрываются финансовые и налоговые показатели в разрезе стран, в которых функционирует холдинг, а также данные обо всех дочерних компаниях с описанием их хозяйственной деятельности. Федеральная налоговая служба уже разработала форматы указанного отчета, порядок их формирования и передачи в электронной форме.

Также в 2018 году в России планируется легализовать понятие криптовалют, майнинга, ICO (первичное размещение токенов) и всех связанных с этим процессом объектов. В октябре 2017 года Президент дал указание Банку России и Правительству РФ о подготовке нормативной базы по данному вопросу к июлю 2018 года. Это означает, что Россия дала «зеленый свет» новым финансовым инструментам, в первую очередь потому, что появилась возможность расширить фискальные возможности государства.

Таким образом, предстоящий год будет характеризоваться все более широким применением информационных технологий и расширением фискального влияния государства во всех сферах бизнеса.