Изменения в инструкциях № 191н, 33н. Что следует учесть при сдаче отчета?

При составлении отчетных бухгалтерских форм по итогам 2017 года учреждения здравоохранения должны принять во внимание положения:

Приказа Минфина РФ от 02.11.2017 № 176н, который внес изменения в Инструкцию № 191н (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.12.2017 № 49101);

– Приказа Минфина РФ от 14.11.2017 № 189н, который вносит изменения в Инструкцию № 33н (зарегистрирован в Минюсте РФ 12.12.2017 № 49217).

Изменения, вносимые данными приказами в инструкции № 191н, № 33н, условно можно классифицировать на следующие группы:

Общие положения составления отчетных форм

В части внесения изменений в общие положения порядка составления и представления отчетных бухгалтерских (бюджетных) форм следует отметить, что положения приказов № 176н и № 189н вводят схожие нормы. Рассмотрим какие.

Обратите внимание: формы бухгалтерской отчетности содержат плановые (прогнозные) и аналитические (управленческие) показатели.

При наличии в формах отчетности плановых (прогнозных) и аналитических (управленческих) показателей они подписываются не только руководителем учреждения, но и руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической (управленческой) информации.

Главным бухгалтером указанные формы подписываются в части финансовых показателей, сформированных на основании данных бухгалтерского учета (новые положения, включенные в п. 5 Инструкции № 33н, п. 6 Инструкции № 191н).

При составлении форм бухгалтерской отчетности бывают такие случаи, когда у учреждения отсутствуют числовые показатели, необходимые для заполнения отчетной формы. Пункт 10 Инструкции № 33н, п. 8 Инструкции № 191н содержат положения, устанавливающие, что, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, инструкциями № 33н, № 191н, не имеют числового значения, данная форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется. Приказами № 189н, № 176н положения п. 10 Инструкции № 33н, п. 8 Инструкции № 191н дополнены нормами о том, что при формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бухгалтерской отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) «показатели отсутствуют».

Обратите внимание: информация об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности форм, по которым у учреждения нет числовых данных, подлежит отражению в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760, 0503160), составленной за отчетный период.

Для учреждений здравоохранения, являющихся получателями бюджетных средств, интерес представляют новые нормы п. 10 Инструкции № 191н. Данный пункт дополнен положениями, устанавливающими, что:

1) если учреждение выполняет одновременно несколько бюджетных полномочий при исполнении бюджета бюджетной системы РФ (является получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджетов), им формируется единый комплект бюджетной отчетности по совокупности выполняемых им полномочий;

2) в кодовой зоне после реквизита «Дата» указывается код субъекта бюджетной отчетности:

– ПБС – получатель бюджетных средств (администратор доходов бюджета, администратор источников финансирования дефицита бюджета), главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств как получатель бюджетных средств;

– АД – администратор доходов бюджета (в случае формирования бюджетной отчетности в части осуществляемых полномочий администраторов доходов бюджетов, относительно которых субъект отчетности не осуществляет полномочия получателя бюджетных средств);

– РБС – распорядитель бюджетных средств;

– ГРБС – главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета;

– ГлАД – главный администратор доходов бюджетов (в случае формирования бюджетной отчетности в части осуществляемых полномочий главного администратора доходов бюджетов, относительно которых субъект отчетности не осуществляет полномочия получателя бюджетных средств);

3) бюджетная отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки бюджетной отчетности, представляется субъектом бюджетной отчетности с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях, в порядке, предусмотренном п. 4, 6, 10 Инструкции № 191н.

Для бюджетных и автономных учреждений здравоохранения интерес представляют новые нормы п. 8.1 Инструкции № 33н. В действовавшей до вступления в силу Приказа № 189н редакции п. 8.1 Инструкции № 33н была информация, устанавливающая сроки представления отчетности в орган исполнительной власти, выполняющий функции и полномочия учредителя (далее – учредитель) в части сведений, не содержащих государственную тайну:

Приказом № 189н данные сроки сокращены, и вместо 15 дней установлено 10 дней, а вместо 7 дней – 5 дней.

Абзац, определяющий, что учреждение должно представить учредителю месячную бухгалтерскую отчетность не позднее 6 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем месячной отчетности, признан утратившим силу. Это связано с тем, что бюджетные и автономные учреждения по нормам Инструкции № 33н месячную отчетность не составляют.

Баланс (ф. 0503130)

Для учреждений здравоохранения в части составления баланса (ф. 0503130) интерес представляет норма о том, что отражение в графах 4, 7 разделов «Нефинансовые активы», «Обязательства», «Финансовый результат» баланса (ф. 0503130) показателей осуществляется с учетом особенностей отражения на соответствующих счетах рабочего плана счетов бюджетного учета субъекта бюджетной отчетности объектов бухгалтерского учета по виду деятельности 3 – средства во временном распоряжении, установленных документами учетной политики субъекта бюджетной отчетности по согласованию с финансовым органом.

Отчет (ф. 0503127)

Порядок заполнения этой отчетной формы дополнен положением, устанавливающим, что в графе 4 раздела «Расходы бюджета» получателем бюджетных средств отражаются показатели утвержденных бюджетных ассигнований, доведенных ему главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, за отчетный период с учетом изменений: дебетовый оборотпо счету 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года», содержащему в разрядах 15 – 17 код вида расходов, относящемуся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера» (новые положения п. 56 Инструкции № 191н).

В графе 5 раздела «Расходы бюджета» получателем бюджетных средств отражаются показатели лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, за отчетный период с учетом изменений: дебетовый оборотпо счету 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года», содержащему в разрядах 15 – 17 соответствующий код вида расходов.

Кроме того, Приказом № 176н внесены уточнения в порядок заполнения графы 6 отчета (ф. 0503127). Так, п. 57 Инструкции № 191н дополнен новыми нормами, устанавливающими, что по строкам, не содержащим данных в графе 4, и (или) при исполнении сверхплановых показателей (в случае превышения показателя графы 8 над показателем графы 4) графа 9 не заполняется. По строкам, содержащим в графе 4 показатели со знаком минус, показатель неисполненных назначений (в части возвратов доходов из бюджета) отражается в графе 9 со знаком минус.

Графа 9 не заполняется по строке 010 «Доходы бюджета – всего». Причины отклонения суммы неисполненных назначений, отраженных в графе 9 по соответствующим строкам раздела «Доходы», формирующих итоговый показатель по доходам, от разницы показателей граф 4 и 8 по строке 010 «Доходы бюджета – всего» раскрываются по необходимости в текстовой части разд. 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160).

Также графа 9 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» не заполняется:

Отчет (ф. 0503128)

Новой редакцией п. 70 Инструкции № 191н установлено, что заполнение графы 4 «Утверждено (доведено) на 20__ год бюджетных ассигнований»в части доведенных бюджетных ассигнований осуществляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании данных дебетового оборота посчету 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года», содержащему в разрядах 15 – 17 код вида расходов, относящемуся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».

Кроме того, Приказом № 176н уточнен порядок отражения в графе 11 отчета (ф. 0503128) сумм принятых бюджетных обязательств текущего (отчетного) финансового года, не исполненных на отчетную дату: по графе 11 отражается показатель со знаком минус, в случае принятия денежного обязательства, расходы по которому возмещаются ФСС в объеме произведенных платежей учреждением как страхователем (новая редакция п. 70 Инструкции № 191н).

Также Приказом № 176н внесены дополнения в порядок заполнения строки 911 отчета (ф. 0503128). Напомним, что ранее разъяснения по заполнению этой графы формы содержались в Письме Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017. Частично положения данного письма Приказом № 176н перенесены в текст Инструкции № 191н. В результате чего п. 72.1 Инструкции № 191н дополнен следующими нормами в части заполнения строки 911:

Отчет (ф. 0503123)

Приказом № 176н отчет (ф. 0503123) дополнен новым разд. 3.1 «Аналитическая информация по управлению остатками». В нем отражается детализированная информация по управлению остатками, указанными по строкам 463, 464 разд. 3 «Изменение остатков средств». Также корректировке подвергся разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям» отчета (ф. 0503123).

Отчет (ф. 0503737)

В заполнение данного отчета внесены следующие дополнения (новая редакция п. 41 и 44 Инструкции № 33н):

Отчет (ф. 0503738)

В заполнение данного отчета внесены изменения, направленные на регулирование порядка заполнения строки 911 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, в части отложенных обязательств» разд. 3.

При заполнении данной строки должно соблюдаться следующее соотношение показателей:

Показатель строки 911 графы 6 «Принятые обязательства, всего»

=

Показатель строки 911 графы 10 «Не исполнено принятых обязательств»

Показатели по графам 4 – 5, 7 – 9, 11 строки 911 не заполняются.

В графе 6 по строке 911 отражается сумма показателей (остатков) соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства» на конец отчетного периода.

Отчет (ф. 0503721)

Приказ Минфина РФ № 189н изложил положения п. 53 в новой редакции, полностью их переписав. Однако положения данного пункта не претерпели сильных изменений. В новой редакции п. 53 Инструкции № 33н интерес представляют особенности заполнения следующих строк:

Номер строки

Особенность заполнения

040

Отражается сумма начисленных доходов, отраженных по кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг», за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. То есть суммы субсидий, полученные учреждением по коду вида деятельности 4, отражаются по данной строке формы

101

Графы 5, 6 не заполняются, по этой строке отражается сумма начисленных доходов по кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы» (доходы, получаемые учреждением в форме субсидий на иные цели)

104

Графы 4, 5 не заполняются, а по графе 6 отражается сумма со счету 0 401 10 180

150

Отражается сумма строк 160, 170, 190, 210, 230, 240, 260, 270, 280

303

Указывается разность между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов», сформировавшимися за отчетный период

Кроме того, графа 5 по строкам 030, 050, 060, 062, 063, 096, 101, 102, 103, 104 не заполняется.

Отчет (ф. 0503723)

Положения п. 55.1 Инструкции № 33н Приказом № 189н дополнены информацией, устанавливающей, что в графе 4 по строкам 463, 464, 501, 502 отражаются данные с учетом показателей по поступлениям (выбытиям) денежных средств, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступление денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», открытых к счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», в части операций по привлечению денежных средств в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения (заимствование средств между видами деятельности). Строки 165, 182, 234, 247, 253, 263, 302 – 304, 345, 352, 360 – 363 не заполняются.

При заполнении разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям» отчета (ф. 0503723) следует принять во внимание, что (п. 55.3 Инструкции № 33н в редакцииПриказа Минфина РФ № 189н):

Пояснительная записка (ф. 0503760)

Сведения о проведении инвентаризаций (таблица 6).

Пункт 63 Инструкции № 33н дополнен положением, устанавливающим, чтопри отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется. Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762).

При заполнении таблицы следует принять во внимание, что в графе 7 указываются фактически произведенные учреждением расходы (себестоимость услуги (работы) на выполнение государственного (муниципального) задания на отчетную дату (в стоимостном выражении)) (новая редакция п. 65.1 Инструкции № 33н). По строке «Итого» в графах 5, 7 указываются итоговые значения. Графа 7 не заполняется в случае, если в графе 5 запланированные объемы финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания по соответствующему виду услуги (работы) в стоимостном выражении равны нулю.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).

Приказом № 189н п. 69 Инструкции № 33н дополнен положением, устанавливающим, что операции по уточнению кодов бюджетной классификации расчетов текущего финансового года в таблице (ф. 0503769) отражаются в графе 5 со знаком минус по уточняемому коду и со знаком плюс по уточненному коду (в части расходов, перечисленных в виде погашения кредиторской задолженности).

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775).

В графах 7 и 8 таблицы (ф. 0503775) указывается код и поясняются причины неисполнения обязательств (денежных обязательств). Положения п. 72.1 Инструкции № 33н Приказом № 189н дополнены кодами и их расшифровкой, которые следует отражать в этих графах. Показатели граф 7 и 8 разд. 3 сводных сведений (ф. 0503775) не заполняются.

Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).

Положения п. 74 Инструкции № 33н дополнены Приказом № 189н нормами, устанавливающими, что формирование таблицы (ф. 0503779) осуществляется по соответствующим видам финансового обеспечения деятельности (виду деятельности), по которым у учреждения на начало и (или) конец отчетного года имеются данные об остатках денежных средств либо по которым имеются на отчетную дату открытые счета в кредитных организациях (финансовом органе). В случае, когда в течение отчетного периода операций с денежными средствами по соответствующему виду финансового обеспечения деятельности не осуществлялось, таблица (ф. 0503779) по такому виду деятельности не формируется. В таблице (ф. 0503779) раскрывается информация о наличии банковских счетов, открытых бюджетному (автономному) учреждению, в том числе при условии нулевых остатков денежных средств по ним на начало и конец отчетного периода.

Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

Приказом № 189н в новой редакции изложен абз. 15 п. 74.1 Инструкции № 33н, устанавливающий правила заполнения справочной таблицы. После вступления в силу данного приказа этот пункт будет звучать так: в справочной таблице по неисполненным решениям судов судебной системы РФ раскрываются сведения о неисполненных на отчетную дату денежных обязательствах по судебным решениям судов судебной системы РФ (судебным решениям иностранных (международных) судов), отраженных в графе 8 сведений (ф. 0503295), с указанием:

Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790).

Приказ № 189н включил эту форму в пояснительную записку (ф. 0503790), которая ранее содержалась в Инструкции и порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, утвержденной Приказом Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н,и называласьсведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790). В редакции Приказа № 189н форма 0503790 называется сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790). Изменилось не только название формы, но и наименование строк, граф формы. Заметим, что аналогичная форма (только ее номер 0503190) включена в Инструкцию № 191н Приказом № 176н. Ранее форма была утверждена Инструкцией № 15н.

Формы 0503790, 0503190 составляются по итогам года. В них раскрывается информация по объектам капитальных вложений, включая данные, характеризующие произведенные вложения в объекты недвижимого имущества (ход реализации капитальных вложений (бюджетных инвестиций)), предоставляемые в целях формирования таблицы (ф. 0503790, 0503190) структурными подразделениями учреждения, ответственными за реализацию капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, и финансовые данные, сформированные по соответствующим объектам капитальных вложений в бухгалтерском учете учреждения на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения».

* * *

В завершение отметим, что в ней мы рассмотрели наиболее актуальные для учреждений здравоохранения изменения в порядке составления отчетных бухгалтерских (бюджетных) форм. За разъяснениями в части отражения в отчетных формах отдельных фактов финансово-хозяйственной деятельности рекомендуем обращаться к письмам Минфина и Федерального казначейства.