Налоговые итоги за ноябрь 2017

Подробнее о событиях в ноябре 2017 можно узнать в видеообзоре: https://youtu.be/rS0w9crrAfY

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

1. Законодательные инициативы

Центральным событием ноября следует признать внесение Правительством РФ в Государственную Думу законопроекта о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (Законопроект № 325651-7). Проект вводит в НК РФ новую главу – 25.4 НК РФ, устанавливающую специальный налоговый режим в отношении доходов от разработки месторождений, находящихся на определенных участках недр. Объектом обложения будет являться дополнительный доход, определяемый как расчетный доход от добычи углеводородного сырья, уменьшенный на совокупную величину фактических и расчетных расходов. Ставка составит 50 %. Предполагается, что глава вступит в силу с 1 января 2019 г.

Два ноябрьских законопроекта затрагивают проблему имущественного обложения. Так, Думой Краснодарского края было предложено предоставить местным органам возможность не только увеличивать вычет (ст. 403 НК РФ) по налогу на имущество физических лиц, но и уменьшать его (Законопроект № 307379-7). Кроме того, предлагается применять вычет лишь по одному облагаемому объекту определенного вида. Свою инициативу авторы объяснили значительным сокращением поступлений в местные бюджеты. С исчислением земельного налога связан Законопроект № 317530-7, предлагающий увязать кадастровую стоимость земельного участка с его рентабельностью.

Можно предположить, что оба законопроекта не найдут поддержки у депутатов.

Мало шансов на одобрение предложения об увеличении социального налогового вычета на обучения до 100 тыс. рублей, поскольку его принятие приведет к увеличению расходов бюджета (Законопроект № 319755-7). В своем отрицательном заключении к данному законопроекту Правительство также отметило необоснованность применения вычета при обучении за границей (несмотря на то, что законопроект этого вопроса не касался). Данная ремарка может указывать на то, что рассматривается вопрос ограничения применения вычета только при обучении в России.

Проблемы законодательной техники проявились в Законопроекте № 315060-7. Авторы предлагают внести изменения в ст. 79 НК РФ в целях установления порядка возврата излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов за периоды, предшествующие 1 января 2017. Иначе говоря, авторы не видят разницы между суммами излишне уплаченных и излишне взысканных взносов. Тем самым нарушается предмет регулирования ст. 79 НК РФ.

В ноябре в Государственную Думу поступили также следующие законопроекты:

2. Разъяснения и иные акты

Интерес специалистов привлекло Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Среди прочего в ФНС России ориентирует нижестоящие налоговые органы выявлять нетипичность деятельности налогоплательщика – нетипичность бизнес-модели, документооборота, поведения налогоплательщика. По мнению ФНС России, данные обстоятельства могут свидетельствовать о намерении лица уйти от налогообложения, что является основанием для применения ст. 54.1 НК РФ.

В Письме от 01.11.2017 № ГД-4-11/22216@ ФНС России суммировала типичные ошибки, которые встречаются при заполнении формы 6-НДФЛ.

В фискальные органы начали поступать запросы о налоговых последствиях при совершении операций с криптовалютой. Свидетельством этого служат Письма Минфина России от 02.10.2017 № 03-11-11/63996, от 13.10.2017 № 03-04-05/66994. Минфин заключает, что в настоящее время отсутствуют специальные правила по вопросу обложения криптовалют. При этом не исключается, что операции с ними могут вести к возникновению облагаемого дохода.

Наконец, Минэкономразвития России опубликовало значение коэффициентов-дефляторов на 2018 год (Письмо от 30.10.2017 № 579).

3. Пересмотр ФНС России актов нижестоящих органов

Налогоплательщикам следует обратить внимание на дело Аквамарин (Определение от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672), в котором Верховный Суд РФ допустил возможность пересмотра ФНС России по собственной инициативе актов нижестоящих налоговых органов. При этом было указано, что соответствующее полномочие может быть реализовано ФНС России в течение трех лет с момента окончания проверяемого налогового периода. Данное решение Суда создает нестабильность налоговых последствий для налогоплательщика. Кроме того, оно иллюстрирует существующую тенденцию в правоприменительной практике по игнорированию процессуальных норм Налогового кодекса.