Формирование государственного задания

Какие изменения внесены в порядок формирования государственного задания, в форму задания и отчета о его выполнении? Как рассчитывать затраты, включаемые в расчет базового норматива, и коэффициент платной деятельности?

15.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101, которым вносятся изменения в порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Изменения № 1101, Положение № 640), а также в форму госзадания и отчет о его выполнении. Некоторые поправки вступают в силу с сентября 2017 года, некоторые – с 01.01.2018.

Изменения с 15 сентября 2017 года.

Коэффициенты выравнивания.

Пунктом 9 Положения № 640 установлено, что коэффициенты выравнивания применяются в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения госзадания до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (далее – ГРС) на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания. Данные показатели применяются при необходимости и на основании п. 2 Изменений № 1101 должны определяться главным распорядителем средств федерального бюджета. Ранее такие коэффициенты рассчитывались в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минфином.

Формирование госзадания.

Напомним, что согласно п. 3 Положения № 640 госзадание должно содержать:

Подпунктом «а» п. 4 Изменений № 1101 уточнено, что оказываемые платные услуги должны осуществляться в рамках госзадания.

Допустимые (возможные) отклонения значений показателей от установленных в госзадании теперь могут быть не только в процентах, но и в абсолютных величинах.

Пунктом 4 Положения № 640 установлено, что госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, формируется в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет».

Данный пункт дополнен новой нормой, согласно которой предварительный отчет о выполнении госзадания и отчет о его выполнении, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, формируются в системе «Электронный бюджет», в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей (ГРС, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения в случае утверждения федеральному казенному учреждению госзадания).

Согласно внесенным в п. 7 Положения № 640 изменениям распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в госзадании между ФГУ и созданными им обособленными подразделениями или внесение изменений в указанные показатели осуществляется по форме, предусмотренной приложением 1 к Положению № 640, с заполнением показателей, определенных федеральным государственным учреждением, без ограничения периода в 10 дней с момента утверждения госзадания, как это было ранее (пп. «г» п. 4 Изменений № 1101).

Расчет базового норматива затрат. Изменения, касающиеся затрат, включаемых в расчет базового норматива, для наглядности приведем в таблице.

Базовый норматив затрат

Вид затрат

Нововведения

Затраты:

– непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (п. 19 Положения № 640);

– на выполнение работы в рамках госзадания (п. 29 Положения № 640)

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания госуслуги, выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования (пп. «б (1)» п. 19, пп. «б (1)» п. 29 Положения № 640)

Указанные затраты необходимо рассчитывать на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания госуслуг и выполнения работ (основные средства и нематериальные активы, амортизируемые в процессе оказания услуги) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы*, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых на основании содержания оказываемых услуг (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

Затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества (пп. «б» п. 19, пп. «б» п. 29 Положения № 640)

Затраты:

– на общехозяйственные нужды (п. 20 Положения № 640);

– на выполнение работы в рамках госзадания (п. 29 Положения № 640)

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования (пп. «г» п. 20, пп. «ж» п. 29 Положения № 640)

Затраты на содержание (пп. «б», «в» п. 20, пп. «б», «д», «е» п. 29 Положения № 640):

– объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;

– на содержание объектов особо ценного движимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества

Затраты на аренду имущества учитываются в составе указанных затрат в случае, если имущество, необходимое для выполнения госзадания, не закреплено за федеральным бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

* Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно п. 28 Положения № 640 нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными и автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство РФ, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения госзадания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Минфином.

Теперь допускается применять порядок определения нормативных затрат на выполнение работ, утвержденный уставом федерального бюджетного или автономного учреждения (пп. «и» п. 4 Изменений № 1101).

Коэффициент платной деятельности.

В соответствии с п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В этом же пункте приведено понятие коэффициента платной деятельности и установлены условия его применение и расчет.

В частности, законодатель допускает ситуацию, когда учреждение оказывает сверх установленного госзадания госуслуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее – платная деятельность). В этом случае затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Данный коэффициент определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия) к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

Подпунктом «м» п. 4 Изменений № 1101 внесено уточнение, согласно которому при расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде:

Изменение размера субсидии. Пункт 41 Положения № 640 содержит условия для уменьшения объема субсидии в течение срока выполнения госзадания. В частности, это возможно только при его изменении.

Данный пункт дополнен новым абзацем, из которого следует, что объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения госзадания в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот (пп. «п» п. 4 Изменений № 1101).

Также установлено, что при досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим учреждениям, являющимся правопреемниками.

Срок представления отчета.

В соответствии с п. 47 Положения № 640 федеральные бюджетные и автономные учреждения представляют своим учредителям, а федеральные казенные учреждения – ГРС отчет о выполнении государственного задания в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.

Согласно внесенным изменениям, если учредителем, ГРС преду­смотрено представление отчета о выполнении госзадания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. При этом учредитель, ГРС вправе установить плановые показатели достижения результатов на определенную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания госуслуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения)).

Изменения с 1 января 2018 года.

В соответствии с пп. «д» п. 8 Изменений № 1101 с 01.01.2018 госзадание формируется на оказание госуслуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее – общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях (классификаторах) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (далее – федеральные перечни), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

До внесения изменений госзадание формировалось в соответствии с утвержденным ГРС, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо учредителем в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственный перечень), сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – базовый (отраслевой) перечень).

Финансовое обеспечение выполнения госзадания.

В пункте 12 Положения № 640 приведена формула, по которой определяется объем финансового обеспечения выполнения государственного задания. В два показателя этой формулы (Ni, Nw) внесены корректировки, согласно которым госуслуга и выполненная работа, для которых приводятся нормативные затраты, должны быть установлены госзаданием, а не как раньше – ведомственным перечнем.

Ni – нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием.

Согласно п. 17 Положения № 640 в новой редакции базовый норматив затрат с 01.01.2018 будет рассчитываться исходя из затрат, установленных в общероссийском базовом и (или) федеральном перечне (пп. «ж» п. 4 Изменений). Ранее – в базовом (отраслевом) перечне.

В связи с изменениями порядка формирования госзадания скорректированы и формы государственного задания (ф. 0506001), отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501).

Государственное задание.

На титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В части I «Сведения об оказываемых государственных услугах» в таблицу 3.1 добавлены для отражения допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества государственной услуги графы 13 «в процентах» и 14 «в абсолютных показателях», в таблицу 3.2 – графы 16 «в процентах» и 17 «в абсолютных показателях». В части II «Сведения о выполняемых работах» в таблицу 3.1 добавлены те же графы, что и в таблицу 3.1 ч. I. Таблица 3.2 дополнена графой 10 «описание работы», также добавлены графы для отражения допустимых и возможных отклонений: 17 «в процентах» и 18 «в абсолютных показателях».

Заметим, что и ранее эти показатели отражались в отчете, только сведения о них следовало указывать в конце разд. I и II.

Отчет о выполнении государственного задания.

Как и в форме госзадания, в отчете о его выполнении на титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В таблицы 3.1 и 3.2 ч. I «Сведения об оказываемых государственных услугах» и II «Сведения о выполняемых работах» добавлена графа, в которой отражается значение показателя качества госуслуги, утвержденного в государственном задании на отчетную дату. Он заполняется в случае установления учредителем требования о представлении промежуточного отчета о выполнении государственного задания. При установлении этого показателя:

* * *

В заключение выделим несколько основных изменений.

При формировании госзадания следует руководствоваться общероссийскими базовыми перечнями и федеральными перечнями.

В таблицах 3.1 и 3.2 ч. I и II появились новые графы:

В новом виде форма госзадания будет применяться при его составлении на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.