Какие риски могут возникать у покупателя недостроя?

Организация рассматривает целесообразность приобретения объекта незавершенного строительства и земельного участка. Проблема в том, что «незавершенка» имеет невысокий процент готовности, а срок действия разрешения на строительство у организации истек. Какие риски могут возникнуть у покупателя недвижимости?

Организация рассматривает целесообразность приобретения объекта незавершенного строительства (не МКД) и земельного участка. Свидетельства о праве собственности на оба объекта у продавца есть. Проблема в том, что «незавершенка» имеет невысокий процент готовности, а срок действия разрешения на строительство у организации истек. Какие риски могут возникнуть у покупателя недвижимости? Правильно ли мы понимаем, что уполномоченный орган обязан выдать покупателю новое разрешение на строительство?

Получив данный вопрос от читателя, мы решили «копнуть» чуть глубже. Подробнее о нюансах продления разрешения на строительство и внесения изменений в него, а также о рисках покупателя – в этом материале.

Легко ли продлить разрешение на строительство?

По общему правилу (если объект не является объектом долевого строительства) в соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Иными словами, для продления разрешения на строительство необходимо:

Причем правоприменительная практика исходит из того, что несоблюдение установленного срока подачи заявления не является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство и это разрешение не отменено и не признано недействительным (незаконным), уполномоченный орган не вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство[1].

Обратите внимание:

Указанный вывод справедлив при условии, что заявление подано с нарушением срока (менее чем за 60 дней), но до того как истек срок действия разрешения на строительство.

Если заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство, рассчитывать на его продление можно лишь в некоторых случаях. Суды считают законным отказ уполномоченного органа в продлении разрешения на строительство, поскольку закон (ч. 20 ст. 51 ГрК РФ) не предусматривает возможности продления срока действия истекшего к моменту обращения разрешения на строительство, после истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение (постановления АС ВВО от 13.12.2016 № Ф01-5530/2016 по делу № А82-18126/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-8930/2017 по делу № А40-223852/16[2]). Тем не менее окончательная судьба фактически утратившего силу разрешения на строительство зависит от конкретных обстоятельств, важными среди которых являются следующие:

Пример 1.

Застройщик подал заявление о продлении разрешения на строительство спустя два дня после того, как истек срок его действия. Степень готовности объекта составляла 90%.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что срок его действия истек и законодательством не предусмотрено продление срока действия недействующего разрешения на строительство.

Арбитражный суд встал на сторону застройщика, решив, что при указанных обстоятельствах (двухдневная просрочка и 90%-я степень готовности) отказ в продлении срока действия разрешения на строительство нарушает права организации (Постановление АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015). Причем судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723), тем самым подтвердив обоснованность выводов нижестоящего суда.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1 с той разницей, что заявление подано спустя пять лет после истечения срока действия разрешения на строительство, а степень готовности объекта оценена в 11%.

Отказ в продлении срока действия разрешения на строительство суд признал законным, отметив, что в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Организация требует продлить действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. При этом нет доказательств противоправного бездействия администрации либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших застройщику своевременно обратиться с соответствующим заявлением. При таких обстоятельствах продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока его действия может быть выдано только новое разрешение (Постановление АС ВВО от 13.12.2016 № Ф01-5530/2016 по делу № А82-18126/2015).

Представленные примеры из судебной практики свидетельствуют, что позиция арбитров зависит от конкретных обстоятельств, прежде всего от добросовестности действий застройщика. При этом, даже вставая на сторону уполномоченных органов, суды отмечают, что застройщик вправе обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство (см., например, Постановление АС МО от 21.06.2017 № Ф05-8315/2017 по делу № А40-223852/2016).

Внесение изменений в разрешение на строительство.

По общему правилу, установленному ч. 21 ст. 51 ГрК РФ, при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства срок действия разрешения на строительство сохраняется (исключения перечислены в ч. 21.1 этой же статьи).

Лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (ч. 21.5 ст. 51 ГрК РФ).

Приобретатель земельного участка обязан в письменной форме уведомить о переходе к нему права на земельный участок орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (ч. 21.10 той же статьи).

В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления уполномоченный орган примет решение о внесении изменений в разрешение на строительство (ч. 21.14) и в течение пяти рабочих дней уведомит об этом застройщика (ч. 21.16 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, покупатель земельного участка вправе продолжать строительство на основании ранее выданного первоначальному застройщику (продавцу) разрешения на строительство, которое сохраняет свое действие до указанного в нем срока.

Вывод: покупатель земельного участка не обязан получать новое разрешение на строительство. Закон позволяет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение, выданное продавцу (в части наименования застройщика).

Сказанное справедливо, если срок действия ранее выданного разрешения не истек. В противном случае речь будет идти о просьбе внести изменения в фактически утративший силу документ. Понятно, что уполномоченный орган не удовлетворит такую просьбу. А есть ли шансы в судебном порядке добиться внесения изменений в разрешение на строительство, срок действия которого истек? Полагаем, подход к решению этого вопроса может быть таким же, как и в отношении продления разрешения (с той лишь разницей, что теперь 60-дневный срок не имеет значения). Иными словами, можно предположить, что, рассматривая иск, арбитры также будут оценивать конкретные обстоятельства – продолжительность просрочки и степень завершенности объекта. На наш взгляд, суд может обязать администрацию внести изменения в разрешение на строительство, если срок его действия закончился за несколько дней до обращения покупателя в уполномоченный орган и степень готовности близка к 100%. В случае если срок действия разрешения закончился за несколько лет до перехода права собственности, нет оснований рассчитывать на благосклонность судей. По сути, до совершения сделки купли-продажи первоначальный застройщик должен был обратиться с просьбой продлить срок действия разрешения, что позволило бы покупателю просить о внесении в него изменений. Заявлять иск одновременно о продлении давно утратившего силу разрешения и внесении в него изменений практически бессмысленно. Арбитры откажут покупателю (Определение ВС РФ от 17.10.2017 № 307-КГ17-14507 по делу № А05-8878/2016).

Возможные варианты развития событий.

Трудным, но все-таки благоприятным для покупателя следует признать такой вариант, когда организации пришлось в судебном порядке добиваться внесения изменений в разрешение на строительство. Однако возможно и иное: суд отказал покупателю в удовлетворении требований, признав законным отказ уполномоченного органа. Хорошо, если в такой ситуации организации удастся получить новое разрешение на строительство. А если нет? Чем это чревато? Выполнение работ без разрешения на строительство влечет административную ответственность (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает наложение а организацию штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Отсутствие разрешения на строительство означает невозможность принятия объекта для осуществления государственного строительного надзора и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Причем эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию также является административным правонарушением и в соответствии с ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Важно, что уплата штрафа не освобождает организацию от исполнения требований законодательства. Поэтому неправильно полагать, что, однажды заплатив штраф, организация сможет в дальнейшем использовать здание по своему усмотрению.

Также важно понимать, что здание, возведенное без получения разрешения на строительство, может быть признано самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ). По общему правилу самовольная постройка подлежит сносу.

Закон предоставляет возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке (п. 3 той же статьи). Однако это потребует больших трат времени и сил, к тому же успех в суде не гарантирован.


[1] См. определения ВС РФ от 09.02.2017 № 305-КГ16-19936 по делу № А40-62700/2016 и от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановления АС МО от 21.11.2016 № Ф05-16820/2016 по делу № А41-106633/15 и от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013 и др.

[2] Постановлением АС МО от 21.06.2017 № Ф05-8315/2017 данное постановление оставлено без изменения.