Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Зачем бизнесу работать официально? Что дает серая налоговая оптимизация? Как понять, что модель работы легальна? Возможна ли официальная оптимизация налоговой нагрузки?
При обсуждении этих вопросов очень часто скатываются к критике правительства и обсуждению макроэкономических проблем, но хотелось бы сосредоточиться на проблемах бизнеса без анализа макроэкономической картины, которая нам, по сути, малоинтересна.
Давайте подробно разберем каждый вопрос.
Первое, что я всегда слышу уже много десятилетий: официально работать невозможно, так как задушат налоги, рейдерские захваты или просто не будет клиентов. Правда ли это?
Многие зарубежные компании работают в России официально десятилетиями, умудряются жить в российском правовом поле и избегать рейдерских захватов. Почему у многих зарубежных компаний получается жить по нашим правилам в условиях российского рынка, а огромное количество соотечественников душат проблемы?
По здравой экономической логике, необходимо выбирать ту бизнес-модель, которая имеет меньше затрат. Это первая сложность, с которой я сталкиваюсь при общении с российскими клиентами. Возьмите рекламную газету 2000-х годов, посмотрите компании, которые были на рынке, а потом поищите в Интернете, что с ними стало, какова судьба их владельцев. Вы найдете массу печальных историй и исковерканных жизней. Какова финансовая нагрузка на бизнес, использующий серые методы налоговой оптимизации, по сравнению с официальным бизнесом зарубежных компаний, например, в перспективе 10–15 лет? В подавляющем большинстве случаев в длительной перспективе любой бизнес, использующий легальные методы работы, является более рентабельным, а бизнес, использующий серые схемы работы, более эффективен до поры до времени, пока им просто основательно не заинтересовались.
Возьмите калькулятор, посчитайте расходы на серую налоговую оптимизацию в длительной перспективе, и помимо расходов на реализацию серых схем включите в расчет расходы на:
а. Решение вопросов, связанных с прохождением выездных налоговых проверок.
б. Возможные расходы на решение вопросов рейдерского захвата имущества, который был спровоцирован использованием серых схем работы.
в. Адвокатов и разного рода посредников, расходы на закрытие и открытие новых компаний и т. д.
Расчет по рентабельности официального бизнеса многократно проводили зарубежные игроки, и именно поэтому они идут по легальному пути. Путь напитка Coca-cola начинался с использования наркотических средств, а теперь компания производит соки, холодные чаи и т. д., а кто не менялся, тех уже давно на рынке нет. Легальный бизнес — это не моральные принципы. Легальный бизнес — это взвешенный экономический расчет.
Итак, первое преимущество официальной работы в том, что она всегда имеет большую рентабельность в длительной перспективе.
У серой налоговой оптимизации только один плюс, а именно — возможность урвать на ограниченном промежутке времени, но часто процесс легализации денежных средств засасывает, и постепенно стираются все рамки дозволенного. В итоге рано или поздно приходит выездная налоговая проверка (приглашают или приходят правоохранительные органы), и тогда серая налоговая оптимизация оборачивается:
а. Возможным нервным срывом. Давать даже свидетельские показания — это удовольствие не из приятных.
б. Риском реально потерять все. Многие думают, что от всего можно откупиться. Во-первых, это занятие опять же не из приятных, во-вторых, методы борьбы с коррупцией совершенствуются, и с каждым днем давать все сложнее. Все чаще и чаще встречаются случаи, когда приходится платить за всё плюс соответствующие штрафы и пени.
в. Риском быть привлеченным за мошенничество. При дыре в балансе, вы думаете, хоть один проверяющий поверит, что вы брали деньги на зарплату в конвертах? Ведомостей нет, подписей нет и т. д. Поверят в то, что вы целенаправленно присваивали денежные средства клиентов.
г. В налоговой инспекции и в любых правоохранительных органах вы изначально будете в позиции слабого, вы не сможете использовать весь перечень действий, который может быть использован легальным бизнесом, например, обжалование действий в вышестоящий орган или руководству.
Главный вопрос любого бизнеса — это маркетинг, но, имея реальные проблемы в маркетинге, многие акцентируют внимание только на одном аспекте бизнеса, а именно на налоговом праве. Налоги — это очень важно, но еще важнее анализировать все денежные потоки предприятия в совокупности, а не зацикливаться лишь на одном налоговом аспекте бизнеса.
Предположим, существует некое общество с ограниченной ответственностью. Собственник в один момент решил оптимизировать налоги путем внесения изменений в порядок оформления документов (уволил сотрудника и заключил с ним же договор как с индивидуальным предпринимателем, создал производственный кооператив для реализации, произвел дробление бизнеса, реализовал агентскую схему и так далее, вплоть до обычной легализации денежных средств).
Налоговый кодекс четко описывает допустимые методы налоговой оптимизации путем внесения изменений в документы (выбор системы налогообложения, выбор метода амортизации, выбор организационно-правовой формы и т. д.), все остальные методы бумажной оптимизации по сути являются попыткой получить необоснованную налоговую выгоду.
Хотите широкий взгляд на проблемы оптимизации налоговых платежей? Пожалуйста, но надо менять не документы, а суть производственного процесса в компании. Например, уволили сотрудника, а его работу стали выполнять реальные индивидуальные предприниматели, которые давно зарегистрированы, реально оказывают услуги, не имеют признаков взаимозависимости с вами, имеют разных клиентов, предлагают договора без признаков трудовых. Да, изменять производственный процесс непросто, для этого необходимы усилия, но это легальный способ, который не несет рисков.
Когда я разговариваю с предпринимателями, то очень часто слышу такую точку зрения: они без вопросов создадут комплект бумаг, все будет смотреться идеально. Нет, не будет, и компании будет очень сложно доказать реальность оказанной услуги. Как может выглядеть реальной, например, ситуация, когда бывший сотрудник компании, который стал индивидуальным предпринимателем, зарабатывает у бывшего работодателя по 500 000 рублей в месяц, но при этом услугами данного предпринимателя никто пользоваться больше не хочет? Вы представляете, какой объем реальной работы необходимо сделать за 500 000 рублей, сколько первичных документов необходимо оформить, в том числе на стороне индивидуального предпринимателя? А что показывают сотрудникам инспекции? В лучшем случае шаблон документа с семинара и предпринимателя, который не может объяснить, что он делал за такое неадекватное вознаграждение.
Подводя итог, мне бы хотелось призвать к взвешенности в бизнесе, пониманию того, что в контролирующих органах тоже работают умные люди, и осознанию того, что все схемы серой налоговой оптимизации уже множество раз рассматривались в судебных заседаниях и качество подготовки дел контролирующими органами постоянно улучшается.