Неожиданные последствия неуведомления о счете в иностранном банке

Часть 2 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «Закон № 173-ФЗ») обязывает валютных резидентов уведомлять налоговые органы об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках. Кроме того, валютные резиденты (за некоторыми «представительско-консульскими» исключениями) должны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) в иностранных банках (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

За неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность – ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ. Размеры штрафов за названные правонарушения весьма ощутимые (особенно в отношении юридических лиц), но до недавнего времени этими штрафами все и ограничивалось. То есть, не уведомил о счете в иностранном банке или не отчитался о движении средств по нему – заплати штраф и, как говорится, учти на будущее.

Но ФНС России в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ высказала революционную, на наш взгляд, позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (т.е. даже если такие операции Законом № 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).

При этом, напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Полагаем, не нужно долго объяснять, что такой подход влечет совершенно иные последствия: сперва заплати штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ), а затем отдай еще в виде штрафа от трех четвертей до полного размера валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Данная позиция ранее в правоприменительной и праворазъяснительной практике не встречалась (по крайней мере, нам не удалось обнаружить таких прецедентов).

Прежде чем выразить свое мнение в отношении новой позиции ФНС России, обратим внимание на две важные детали:

1. В буквальной формулировке анализируемой позиции ФНС России упоминаются только физические лица – резиденты, хотя, как мы отметили выше, обязанности по уведомлению о счетах в иностранных банках и представлению отчетов по ним предусмотрены без сколь-нибудь принципиальных особенностей и для юридических лиц. Полагаем, обозначенный нюанс связан со статусом инициатора и содержанием запроса, по результатам рассмотрения которого ФНС России выпущено Письмо от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@. Вряд ли здесь налоговая служба намеревалась провести по каким-то основаниям настолько существенную дифференциацию ответственности между юридическими лицами и физическими лицами.

Исходя из этого, вероятно, изложенную в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ позицию ФНС России предполагает применимой и для юридических лиц.

2. В Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ говорится о незаконности валютных операций С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым не представлены уведомления и отчеты. Фраза «с использованием средств» в данном контексте, по нашему мнению, позволяет предполагать, что речь идет только о расходных валютных операциях по «сокрытому» счету.

А теперь перейдем собственно к оценке позиции ФНС России.

Законность валютной операции определяется на основании положений Закона № 173-ФЗ. Так, по общему правилу, валютные операции между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами осуществляются без «валютных» ограничений (ст.ст. 6, 10 Закона № 173-ФЗ), а валютные операции между резидентами, напротив, – по общему правилу запрещены, за исключением отдельных, прямо разрешенных Законом № 173-ФЗ, валютных операций (ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

В свою очередь, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, определяет такие операции исключительно с отсылкой на валютное законодательство (т.е. никаких дополнительных признаков незаконности валютной операции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ не устанавливает).

Соответственно, валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству (Закону № 173-ФЗ) и, таким образом, являться законной, либо нарушать какие-либо установленные валютным законодательством требования и (или) запреты, что позволяет отнести ее к числу незаконных.

При этом, ни Закон № 173-ФЗ, ни тем более ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, не определяют факт осуществления валютной операции с использованием «сокрытого» счета в иностранном банке в качестве самостоятельного и достаточного критерия незаконности такой операции (иными словами, валютное законодательство не содержит требований или запретов, ограничивающих совершение валютных операций с использованием счетов в иностранных банках, по которых не были представлены уведомления и (или) отчеты в предусмотренном ч.ч. 2, 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ порядке).

Кроме того, обратим внимание, такие «сокрытые» счета сами по себе также не становятся автоматически незаконными, запрещенными или каким-либо иным образом «дефектными» для целей валютного законодательства (подобная квалификация, вероятно, была бы возможна только в том случае, если бы валютное законодательство предусматривало разрешительный порядок открытия счета в иностранном банке и (или) разрешительный порядок владения им, но ничего подобного не установлено).

Таким образом, неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему сами по себе никоим образом не влияют на законность проводимых с использованием этого счета валютных операций.

В этой части изложенная в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ позиция ФНС России является неким «додумыванием» валютного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, что, безусловно, недопустимо.

Такое «додумывание» при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1570-О-О, от 16.07.2013 № 1076-О, от 17.07.2014 № 1651-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (см., например: Постановление от 23.09.2014 № 24-П, Определение от 29.01.2015 № 185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.

На основании изложенного, полагаем, вышеприведенная позиция ФНС России не найдет поддержки в последующей правоприменительной практике.

Кроме того, отметим, что в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Т.е. в этом более позднем Письме ФНС России уже признает, что незаконность/запрещенность операции нужно устанавливать и доказывать отдельно.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru