Упрощен порядок ведения кассовых операций

Уточнен порядок оформления кассовых документов и ведения кассовой книги. Определены особенности оформления кассовых документов в электронной форме. Стало проще выдавать денежные средства под отчет.

Указанием ЦБР от 19.06.2017 № 4416-У внесены существенные изменения в Указание ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Порядок).

Данный документ опубликован на сайте http://www.cbr.ru 08.08.2017 и вступил в силу через 10 дней после публикации.

Об оформлении фискальных документов

Пунктом 4.1 Порядка предусмотрено, что кассовые документы (приходный (ПКО) и расходный (РКО) кассовые ордера) оформляются в отношении каждой кассовой операции.

Теперь организациям и предпринимателям предоставлено право оформлять каждый из этих кассовых документов после окончания проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абз. 27 ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В указанном абзаце приводится понятие фискального документа, под которым понимаются фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством РФ о применении ККТ, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком.

Конечно, это дополнение введено в связи с повсеместным переходом организаций и предпринимателей на применение с 01.07.2017 онлайн-ККТ.

Одновременно утратил силу пп. 5.2 п. 5 Порядка, в котором пре­дусматривалось, что ПКО может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Но в этом случае, очевидно, ЦБР несколько поторопился. Ведь согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.

То есть в этой части пп. 5.2 п. 5 Порядка следовало бы оставить действующим до указанной даты.

Индивидуальные предприниматели, ведущие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы по-прежнему могут не оформлять, в том числе при проведении кассовых операций на основании фискальных документов.

О ведении кассовой книги

Согласно п. 4.6 Порядка поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.

В абзаце 3 этого пункта предписывалось, что записи в ней осуществляются кассиром по каждому ПКО и РКО. Но теперь из данной нормы устранено указание на обязательность внесения в нее записей именно кассиром. Следовательно, это может делать любое другое ответственное за данный процесс лицо.

Но по-прежнему именно кассир в конце дня должен сделать сверку кассовой книги (абз. 4 п. 4.6 Порядка). Только ранее с данными кассовых документов он должен был сверить данные, содержащиеся в кассовой книге. А теперь он сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, а также с суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге.

Уточнен порядок оформления электронных документов

Согласно п. 4.7 Порядка кассовые документы могут оформляться не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Такие документы оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Они подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В связи с этим в абз. 5 пп. 5.1 п. 5 Порядка теперь указывается, что квитанция к оформленному ПКО может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты. По нашему мнению, данная формулировка не позволяет говорить, что организация или индивидуальный предприниматель обязаны это сделать даже при наличии просьбы вносителя. Но если они так поступят, это будет правомерно и такая квитанция признается законным документом.

В абзаце 6 пп. 5.1 п. 5 Порядка поясняется, как поступать кассиру, если вносимая сумма наличных денег не соответствует сумме, указанной в ПКО. Если наличных денег больше, то кассир просто возвращает излишек.

А вот если наличных недостаточно, то кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег. И если тот отказывается, то уже внесенная сумма возвращается кассиром вносителю.

При этом кассир перечеркивает ПКО и передает его главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю) для переоформления на фактически вносимую сумму наличных денег.

Теперь данная норма дополнена тем, что в случае оформления ПКО в электронном виде кассир проставляет отметку о необходимости его переоформления и также передает его главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю).

В электронном виде может быть оформлен и РКО. Согласно пп. 6.2 п. 6 Порядка при выдаче наличных денег по РКО кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает его получателю наличных денег для проставления подписи.

Теперь здесь уточнено, что в случае оформления РКО в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись.

Стало проще выдавать суммы под отчет

В подпункте 6.3 п. 6 Порядка указано, что для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, РКО оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Теперь уточнено, что данный РКО может быть оформлен согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя. То есть заявление подотчетного лица в этом случае необязательно. Оно оформляется при отсутствии названного распорядительного документа. Содержание этого документа в новой редакции Порядка не раскрывается, но, очевидно, в нем также указывается сумма выдаваемых под отчет наличных денег и срок, на который она выдается.

Здесь же сделано важное уточнение. Согласно абз. 3 пп. 6.3 п. 6 Порядка в прежней редакции выдача наличных денег под отчет могла проводиться при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Но теперь это требование утратило силу. То есть можно выдавать новую сумму под отчет даже при наличии у данного работника задолженности по ранее выданным подотчетным суммам.