Когда сумма НДС к вычету превышает НДС с выручки: как использовать свое право на вычет

Организация намерена приобрести здание. НДС с суммы приобретенного здания, который можно взять в зачет, во много раз превышает НДС с выручки. Как использовать свое право на вычет всей оплаченной суммы НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации организация может воспользоваться правом на вычет на всю сумму НДС от стоимости здания. Если при этом в налоговой декларации будет заявлена сумма налога к возмещению из бюджета, то организации следует подать в налоговый орган заявление о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, либо о зачете данной суммы НДС в счет будущих платежей. Рекомендуем подать указанное заявление одновременно с налоговой декларацией за данный налоговый период.

Организация также может принять решение о применении вычета НДС по зданию на основании выставленного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет данного объекта основных средств. Однако нужно иметь в виду, что данный подход не исключает налоговых споров.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Вычеты предоставляются налогоплательщику при соблюдении следующих условий:

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов.

В ст. 172 НК РФ не установлен максимальный или минимальный размер вычета суммы НДС. Налогоплательщик вправе заявить к вычету в налоговой декларации по НДС суммы налога, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), даже при отсутствии налогооблагаемых операций в налоговом периоде, за который представляется декларация (письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@).

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как сумма начисленного налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на суммы восстановленного НДС.

При этом в п. 2 ст. 173 установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, возникающая положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены в ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п.п. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ указанная положительная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.

После представления налогоплательщиком такой налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Продление указанного срока нормами НК РФ не предусмотрено. При этом какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется.

При заявлении права на возмещение налога налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Причем перечень таких документов не является закрытым (письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-07-14/85, от 01.11.2011 N 03-07-08/302, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 N 12АП-1785/12, ФАС Уральского округа от 02.08.2010 N Ф09-5912/10-С2).

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм налога (п. 2 ст. 176 НК РФ).

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ (п. 3 ст. 176 НК РФ). Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, выявившей указанные нарушения, а также представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, по результатам чего выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 101 НК РФ. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога (п. 3 ст. 176 НК РФ).

При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Причем п. 7 ст. 176 НК РФ установлено, что решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы НДС (полностью или частично).

Отметим также, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме о принятом решении. Это сообщение может быть передано руководителю организации, его представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, сумма НДС к возмещению не может быть отражена на лицевом счете налогоплательщика до момента окончания камеральной проверки (и принятия соответствующего решения). Основанием для зачета суммы НДС, предъявленной к возмещению, в счет будущих платежей по данному налогу является соответствующее решение налогового органа, которое не может быть принято ранее окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

Обращаем внимание, что при отсутствии решения налогового органа о возмещении НДС, заявленного налогоплательщиком в конкретном налоговом периоде, сумма налога, причитающаяся к уплате в последующем периоде, должна быть внесена в бюджет в полном объеме (письмо УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 N 16-15/042453).

Как указано в п. 6 ст. 176 НК РФ, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, может быть возвращена по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет при условии, что на момент возврата НДС у налогоплательщика нет недоимки по данному налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ. Кроме того, суммы НДС, подлежащие возврату, также могут быть направлены по заявлению налогоплательщика в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по этому налогу или иным федеральным налогам.

Поручение на возмещение суммы НДС, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику суммы НДС и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возмещения и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Обращаем внимание, что исходя из положений ст. 176 НК РФ для возмещения (зачета в счет будущих платежей) НДС организация должна подать в налоговый орган соответствующее заявление. Заявление на возврат или зачет НДС составляется налогоплательщиком в произвольной форме и может быть подано в письменном виде или представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи.

Минфин России в письме от 06.10.2006 N 03-04-08/205 обратил внимание, что конкретных сроков подачи указанного заявления нормами гл. 21 НК РФ не установлено, поэтому представить данное заявление возможно одновременно с налоговой декларацией по НДС.

В судебных постановлениях судьи также указывают на необходимость подачи налогоплательщиком указанного заявления. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 N А55-6769/2008 судьи отмечают, что указанное заявление составляется в произвольной форме и может быть представлено в налоговый орган как одновременно с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, так и в любое время после подачи декларации, но до принятия решения о возмещении суммы налога по данной декларации.

В постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.12.2013 N Ф06-806/13, от 17.12.2013 N Ф06-11151/13 указано, что по смыслу п. 4 ст. 176 НК РФ заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.

Президиум ВАС РФ в своих постановления также неоднократно указывал, что до получения заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению (постановления от 29.11.2005 N 7528/05, от 21.12.2004 N 10848/04, от 05.10.2004 N 5351/04).

Нужно также отметить, что если в ст. 176 НК РФ определен общий порядок возмещения НДС, то нормы ст. 176.1 НК РФ предусматривают возможность заявительного порядка возмещения НДС, который заключается в осуществлении зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют, в частности, налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Не лишним также будет напомнить, что в п. 10 ст. 176 НК РФ за нарушение сроков возврата НДС предусмотрено начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Проценты начисляются, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.

В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ и с учетом правовой позиции ВАС России, изложенной в Постановлении Президиума от 29.11.2005 N 7528/05, проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства, и лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога (постановления ФАС Поволжского округа от 20.12.2013 N Ф06-806/13, от 17.12.2013 N Ф06-11151/13).

Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ. По данному вопросу можно посмотреть, например, письмо ФНС России от 01.11.2013 N ЕД-19-3/194.

Считаем нужным также обратить внимание на еще один момент. Дело в том, что в ситуации, когда в налоговой декларации будет указана сумма налогового вычета в крупном размере, у организации появляется риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки по НДС (письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148).

В соответствии с п. 3 приложения N 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" одним из критериев при отборе организации в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок является "отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период". Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. См. также материал: Энциклопедия решений. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Если организация хочет избежать пристального внимания налогового органа, она может принять решение не принимать к вычету НДС по рассматриваемому объекту основных средств единовременно в налоговом периоде, в котором появилось право на указанный налоговый вычет.

Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, налогоплательщикам предоставлено право заявлять налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).

Из письма Минфина России от 20.11.2015 N 03-07-РЗ/67429 можно сделать вывод, что положение п. 1.1 ст. 172 НК РФ применяется также и к основным средствам. Данная позиция приведена также в письмах Минфина России от 11.04.2017 N 03-07-11/21548, от 06.04.2016 N 03-07-11/19544, где прямо указано, что на основании п. 1.1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении объектов основных средств, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Правда, в некоторых письмах Минфина России высказывается иное мнение (письма от 18.05.2015 N 03-07-РЗ/28263, от 09.04.2015 N 03-07-11/20293). Специалисты финансового ведомства разъясняют, что принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг) не противоречит нормам НК РФ, за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов. Необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении (уплаченных при ввозе на территорию РФ) основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Нужно сказать, что имеется арбитражная практика, в которой судьи с такой позицией не согласны (постановления АС Поволжского округа от 10.06.2015 N Ф06-24390/15, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 20АП-4796/12, ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/216-11). По мнению судей, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ указывает только на право налогоплательщика предъявить к вычету в полном объеме суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, после их принятия налогоплательщиком на учет и не содержит запрета на предъявление к вычету таких сумм, уплаченных при приобретении основных средств, за пределами налогового периода, в котором эти основные средства были поставлены на учет, в том числе частями. Применение налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право, частями за пределами налогового периода, когда такое право возникло, не приводит к неуплате налога в бюджет, поскольку применение налогового вычета в таком порядке влечет переплату по налогу в предыдущих налоговых периодах. Как указал суд, ст. 172 НК РФ закрепляет только объем прав налогоплательщика и не устанавливает максимального или минимального размера вычета суммы НДС.

Учитывая наличие судебной практики по данному вопросу, в случае принятия организацией решения о включении суммы НДС по зданию в состав налоговых вычетов в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет данного объекта, такой подход может привести к спорам с налоговым органом. Возможно, что более безопасным вариантом будет принятие к вычету суммы НДС по приобретенному зданию в полном объеме (без дробления суммы на части) в любом налоговом периоде в течение трех лет после постановки на учет, когда доля вычетов по НДС (с учетом рассматриваемой суммы) не превысит 89% от суммы НДС, исчисленного с налоговой базы, за период 12 месяцев.

Если организация примет решение об единовременном отражении рассматриваемого налогового вычета в налоговой декларации и в данном налоговом периоде сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, тогда организации следует подать в налоговый орган заявление о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, либо о зачете суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет будущих платежей. Данное заявление желательно подать одновременно с налоговой декларацией за данный налоговый период.

К сведению:

В случае дальнейшего использования рассматриваемого объекта недвижимости для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, принятый налогоплательщиком к вычету в отношении данных объектов основных средств в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных ст. 171.1 НК РФ (за исключением объектов ОС, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Порядок возмещения НДС;

- Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде);

- Энциклопедия решений. Учет приобретения недвижимости;

- Энциклопедия решений. Восстановление вычетов НДС по объектам недвижимости (СМР).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

28 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.