Автовокзал – неплатежный агент

На каких основаниях высший арбитр дал именно такую оценку деятельности автовокзала, осуществляемой в рамках исполнения договора на агентские услуги по продаже билетов по междугородному маршруту?

В статье «Платежный агент по продаже билетов» (№ 2, 2017) мы писали о том, что среди судей нет единого мнения в отношении того, является ли агент по продаже проездных билетов, оказывающий дополнительно услуги по бронированию билетов, информационные, консультационные и сервисные услуги, платежным агентом. В какую сторону чашу весов качнул Верховный Суд, рассмотрев в кассационном порядке судебные акты по делу № А58-600/2016?

О судебных актах.

Судьи первой и апелляционной инстанций признали общество (автовокзал) платежным агентом, посчитав, что осуществляемая им деятельность в рамках исполнения договора на агентские услуги по продаже билетов по междугородному маршруту подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Обоснование такое.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ основная функция платежного агента – это прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. В рассматриваемой ситуации сопутствующая деятельность общества (информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородных перевозок (об отправлении/прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительной и иной продаже билетов и др.)) обуславливает специфику работы по продаже билетов. Само по себе информирование, предварительная продажа, правильное оформление билетно-учетной продукции неотделимы от продажи билетов и самостоятельно осуществляться не могут, а информационные и иные сервисные услуги являются непосредственной частью деятельности по продаже автобусных билетов. Без продажи билетов было бы бессмысленно бронировать места, осуществлять консультационные и другие услуги – сопутствующую деятельность, направленную на конечный результат – продажу билетов.

Общество самостоятельно не оказывает услуг по перевозке пассажиров, не признается структурным подразделением либо филиалом перевозчика, действует в строгом соответствии с условиями, указанными организацией-перевозчиком, фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц за вознаграждение, что говорит о нем, как о платежном агенте.

Следовательно, деятельность общества регулируется среди прочего нормами Федерального закона № 103-ФЗ. Бездействие общества, выразившееся в неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов с перевозчиком, образует состав правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016, оставленное без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 № 04АП-2952/2016).

Общество решило еще побороться и обратилось в ВС РФ с жалобой на указанные судебные акты, в которой попросило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Высший арбитр счел доводы общества достаточными для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (об этом Определение от 10.04.2017 № 302-АД16-16468).

О позиции высшего арбитра.

ВС РФ решил, что представленные выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ являются неправомерными.

Сначала общее правило. Из положений Федерального закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом данных средств поставщику товаров (работ, услуг). Платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Более того, согласно ст. 1 Федерального закона № 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.

Общее правило.

Действие Федерального закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги – услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению платежей поставщику товаров (работ, услуг).

Теперь по поводу того, как это правило работает в случае с обществом. В рамках заключенного с перевозчиком договора на агентские услуги по продаже билетов по междугородному маршруту осуществляемая обществом деятельность, помимо продажи билетов на междугородные маршруты перевозчика, включает в себя оказание обществом следующих услуг:

При этом общество является организацией, осуществляющей самостоятельный вид деятельности – услуги автовокзала, обязательства предоставления которых возникают у общества перед физическими лицами, приобретшими билеты перевозчика.

Ключевой вывод от ВС РФ.

Поскольку общество в рамках указанного договора оказывает перевозчику иные услуги, помимо продажи билетов на междугородные маршруты перевозчика, оно не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Федерального закона № 103-ФЗ. Поэтому, не являясь платежным агентом, общество правомерно осуществляет упомянутую деятельность без использования предусмотренного обозначенным законом специального банковского счета.