Проверка учета нематериальных активов

О том, какие объекты являются нематериальными активами, как проводится их проверка, какие нарушения нередко выявляются в ходе проверки данных активов, рассказывается в этом материале.

Государственные (муниципальные) учреждения для достижения своих целей и выполнения задач применяют в процессе деятельности объекты нематериальных активов. Правильный учет таких активов является объектом проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. О том, какие объекты являются нематериальными активами, как проводится их проверка, какие нарушения нередко выявляются в ходе проверки данных активов, рассказывается в настоящей статье.

Нематериальный актив как объект учета.

Согласно нормам п. 56 Инструкции № 157н[1] к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект (п. 58 Инструкции № 157н).

К нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся (п. 57 Инструкции № 157н):

Вопросы проверки.

При проверке нематериальных активов ревизор руководствуется нормами:

Если не вдаваться в детали, то основные цели проверки нефинансовых активов можно представить на схеме:

Проверка нематериальных активов

Учет объектов нефинансовых активов ведется на балансовых счетах учреждения. Они, как и другие объекты учета, отражаются в отчетных бухгалтерских (бюджетных) формах. В силу норм п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Иными словами, бухгалтерская (бюджетная) отчетность должна отвечать принципам полноты, достоверности, своевременности раскрытия показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждения в отчетных формах. Исходя из данных принципов, можно выделить следующие направления проверки:

Принципы, которым должна отвечать, информация, раскрываемая в отчетных формах

Направления проверки

Полнота и достоверность отражаемой в отчетности информации (в данном случае об объектах нематериальных активах)

При проверке проверяющие устанавливают, что:

– права учреждения на нематериальные активы документально подтверждены;

– все нематериальные активы организации отражены в учете и в отчетности;

– отраженные в учете и отчетности нематериальные активы отвечают условиям, установленным п. 56 Инструкции № 157н;

– первоначальная стоимость нематериального актива определена правильно и соответствует требованиям п. 62 Инструкции № 157н;

– амортизация на объекты нематериальных активов начисляется в соответствии с принятой учреждением учетной политикой и предполагаемым сроком их полезного использования;

– данные синтетического и аналитического видов учета нематериальных активов и сведения об их амортизации соответствуют записям в главной книге и балансе;

– срок права пользования нематериальным активом не истек (в отношении патентов, свидетельств на полезную модель и т. п. может быть установлен определенный срок права пользования);

– все выбывшие активы списаны учреждением со счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

– все расходы и доходы от выбытия нематериальных активов учтены полностью и своевременно.

Кроме того, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения ревизор обращает внимание на организацию аналитического и синтетического видов учета объектов нематериальных активов

Своевременное раскрытие информации об объектах учета в отчетных формах

В ходе проверки ревизорам следует убедиться в том, что вся существенная информация об объекте нематериальных активах раскрыта в финансовой отчетности должным образом

Особенности проверки объектов нефинансовых активов.

Поскольку нематериальные активы не имеют физической формы, проверить их наличие и убедиться в их наличии ревизор может только путем документальной проверки. Документами, подтверждающими права учреждения на нематериальный актив, являются свидетельства о регистрации товарных знаков, патенты, свидетельства на полезную модель и т. п. Ревизор, начиная проверку, запрашивает такие документы для ознакомления. Обычно о наличии в учреждении нематериального актива ревизор узнает из бухгалтерских (бюджетных) форм, данных бухгалтерского учета (журналов операций, предоставленных на проверку, и других регистров бухгалтерского (бюджетного) учета).

При проверке бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения ревизор выборочно проверяет и первичные документы, подтверждающие стоимость всех нематериальных активов, отраженных в отчетности на конец отчетного периода. Проверка правильности определения первоначальной стоимости нематериальных активов в бухгалтерской (бюджетной) отчетности производится путем сопоставления данных отчетности с данными бухгалтерского (бюджетного) учета о первоначальной стоимости нематериальных активов и начисленной амортизации.

Напомним, что в силу норм п. 58 Инструкции № 157н инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством РФ порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.

Первоначальная стоимость нематериального актива определяется по правилам, установленным п. 62 Инструкции № 157н. Из положений указанного пункта следует, что при приобретении, создании нематериального актива его первоначальная стоимость определяется с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая расходы, поименованные в данном пункте, а именно:

В случае создания нематериального актива, кроме вышеназванных расходов, в первоначальную стоимость нематериального актива дополнительно включаются:

суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;

В первоначальную стоимость нематериального актива не включается сумма фактических вложений:

Проверка правильности начисления амортизации на объект нематериального актива производится путем проверки правильности определения срока полезного использования актива и арифметического пересчета амортизации по установленным в учреждении нормам. Далее полученный результат сопоставляется с данными бухгалтерского (бюджетного) учета.

Если учреждением за проверяемый период производился пересмотр норм амортизации нематериальных активов в связи с изменением предполагаемых сроков их полезного использования, ревизор должен убедиться в том, что пересмотр сроков полезного использования обоснован и что амортизация по новым нормам начисляется правильно (путем арифметического пересчета).

Если изменение сумм амортизации в связи с пересмотром срока полезного использования нематериальных активов является существенным, аудитору необходимо установить, что информация об изменении сроков полезного использования, норм и сумм амортизации нематериальных активов должным образом раскрыта в бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения и пояснениях к ней.

Согласно нормам п. 60 Инструкции № 157н срок полезного использования нематериального актива – период, в течение которого учреждением предполагается использование актива. В данном пункте оговорены правила определения срока полезного использования объекта нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления на него амортизации.

Типичные ошибки учета нематериальных активов.

Полученные в ходе проверки сведения позволяют ревизору дать независимую оценку состояния учета нематериальных активов и выявить нарушения и отступления от действующего законодательства РФ и установленных в учреждении правил. Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются ревизором и отражаются в акте проверки. По каждому выявленному нарушению указываются нормативный документ, требования которого нарушены, сумма ущерба, а также отражается, было ли выявленное нарушение устранено в ходе проверки.

Наиболее распространенными ошибками, выявляемыми в ходе проверки, как показывает анализ актов проверки, являются следующие:

Неправомерное включение объекта в состав нематериальных активов.

Как показывают результаты проверок, учреждения нередко включают в состав нематериальных активов объекты, которые не отвечают условиям, установленным п. 56 Инструкции № 157н. Чаще всего в состав нематериальных активов включается программное обеспечение к оборудованию по лицензионному договору (условиями договора предусмотрена передача неисключительных прав).

Пример 1

В бюджетном учреждении была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности МБОУ. В ходе проверки было установлено, что программное обеспечение к компьютеру были принято к учету как объект нематериальных активов.

 Программное обеспечение в силу норм п. 56 Инструкции № 157н не является объектом нефинансовых активов.

Из разъяснений, содержащихся в письмах Минфина, следует, что при приобретении права пользования на программное обеспечение по лицензионному договору объекта нематериальных активов не возникает, а полученные в пользование учреждения (лицензиатом) неисключительные права на программное обеспечение учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (письма от 11.11.2016 № 02-07-10/6610, от 21.07.2016 № 02-07-10/43076). В этом же письме сказано: в случае, когда приобретение права пользования на программное обеспечение не является отдельным предметом контракта поставки оборудования (является неотъемлемым условием поставки), затраты, связанные с приобретением оборудования, относятся на фактическую стоимость основных средств.

Таким образом, если поставка автоматизированного программного комплекса предусмотрена договором с условием установки программного обеспечения, позволяющего реализовать заявленные поставщиком потребительские свойства указанного технического комплекса, и стоимость приобретения данного оборудования включает в том числе стоимость права на пользование программным обеспечением, то все расходы по договору относятся на формирование первоначальной стоимости оборудования, составляющего технический комплекс. При этом в бюджетном (бухгалтерском) учете стоимость соответствующих единиц оборудования, входящего в технический комплекс, учитывается на балансовом счете 0 101 00 000 «Основные средства» с одновременным отражением установленного программного обес­печения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в условной оценке «один объект – один рубль».

Расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, отражаются как расходы будущих периодов по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». Данные расходы относятся на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Порядок признания в бухгалтерском (бюджетном) учете расходов будущих периодов регулируется в рамках учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).

Приведем пример отражения на счетах бюджетного учета программного продукта приобретенного по лицензионному договору.

Пример 2

Федеральное казенное учреждение приобрело по лицензионному договору неисключительные права на программный продукт стоимостью 460 000 руб., срок действия договора – 36 месяцев. Согласно учетной политике федерального казенного учреждения расходы будущих периодов признаются расходами текущего финансового года ежемесячно в течение периода, к которому они относятся.

В бюджетном учете расходы, произведенные федеральным казенным учреждением по лицензионному договору на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение, отражаются следующими бухгалтерскими записями (Письмо Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы будущих периодов в сумме приобретенных неисключительных прав на программный продукт

1 401 50 226

1 302 26 730

460 000,00

Программный продукт, полученный в пользование, принят к забалансовому учету

01

 

460 000

Оплачена задолженность перед поставщиком

1 302 26 830

1 304 05 226

460 000,00

Отражено ежемесячное отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего отчетного периода

(460 000 руб. / 36 мес.)

1 401 20 226

1 401 50 226

12 778

Списана с забалансового учета стоимость программного продукта по окончании срока использования программного продукта

 

01

460 000

* * *

В завершение отметим следующее:


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».