Порядок расчета отчислений в резерв на гарантийный ремонт

Комментарий к Письму Минфина России от 18.04.2017 № 03-03-06/1/23139.

В комментируемом письме финансовое ведомство разъясняет порядок расчета отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание при осуществлении производства с длительным технологическим циклом. При этом из письма можно выделить два момента: первый – на какую дату суммы отчислений в резерв по гарантийному ремонту признаются расходом для целей налогообложения, второй – как исчисляется предельный размер резерва именно при производствах с длительным циклом.

Для начала напомним читателям порядок отчислений в указанный резерв.

В силу п. 3 ст. 267 НК РФ расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров с условием гарантийного ремонта и обслуживания.

Как следует из этой нормы, размер отчислений в резерв не может превышать предельного размера (ПРР), который рассчитывается как произведение выручки от реализации за отчетный (налоговый) период (ВР) и процента отчислений в резерв (ПО):

ПРР = ВР x ПО 

Статья 267 НК РФ предлагает три варианта расчета процента (ПО) в зависимости от того, как давно организация взяла на себя гарантийные обязательства: более трех лет, менее трех лет и если гарантийные товары (работы) ранее не продавались.

Если реализация товаров (работ) с гарантийным сроком производится в течение трех лет и более, для расчета процента отчислений нужно расходы на гарантийный ремонт за три предыдущих года (РасхГР3 года) разделить на объем выручки от реализации товаров с гарантийным сроком за три предыдущих года (ВР3 года):

ПО = РасхГР3 года / ВР3 года x 100%

Пример 1

Организация производит продукцию, на которую согласно договорам, заключенным с покупателями, предусмотрено гарантийное обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. В 2017 году она делает отчисления в соответствующий резерв.

За предыдущие три года выручка от реализации составила 3 000 000 руб., расходы на гарантийный ремонт – 150 000 руб.

Процент отчислений в резерв равен 3% (150 000 / 3 000 000 х 100%). Если организация в 2017 году ежеквартально производит продукции с гарантийным сроком на сумму 300 000 руб., то в расходы для целей налогообложения будут включаться отчисления в резерв на гарантийный ремонт ежеквартально в размере 9 000 руб. (300 000 руб. х 3%) или ежемесячно в размере 3 000 руб. (если отчетным периодом признается один месяц, два месяца и т. д.).

Если товары (работы) с гарантийным сроком реализуются в течение менее трех лет, процент отчислений (ПО) рассчитывается как частное от деления расходов на гарантийный ремонт за фактический срок (РасхГРфакт) на объем выручки от реализации товаров с гарантийным сроком за фактический срок (ВРфакт):

ПО = РасхГРфакт / ВРфакт x 100%

Для организаций, которые только начали продавать гарантийные товары (работы), п. 4 ст. 267 НК РФ предусмотрено, что названные лица также вправе создавать резерв по гарантийному ремонту в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты (то есть предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока гарантии).

Это так называемые общие случаи. Минфин же в своем письме рассматривает порядок отчислений в резерв при производстве с длительным технологическим циклом, который, оказывается, имеет свои тонкости.

Напомним некоторые особенности налогообложения производства с длительным технологическим циклом.

Абзацем 2 п. 2 ст. 271 НК РФ установлено, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ, доход от реализации указанных работ распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по названным работам.

Производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль является производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства (письма Минфина России от 07.12.2012 № 03-03-06/1/637, от 14.11.2012 № 03-03-06/1/586).

 Доходы по договорам на выполнение работ с длительным производственным циклом могут быть распределены:

Пример 2

Строительная организация заключила договор на выполнение работ на сумму 2 800 000 (без учета НДС). Срок действия договора – с 01.11.2016 по 28.02.2017. При этом поэтапная сдача работ договором не предусмотрена.

Акт выполненных работ подписан 28.02.2017.

Учетной политикой организации установлено, что доходы по долгосрочным договорам, не предполагающим поэтапной сдачи работ, признаются пропорционально фактическим расходам в общем объеме расходов по этим договорам.

Объем общих расходов по смете равен 2 000 000 руб.

Фактические расходы организации составили:

1) в 2016 году:

2) в 2017 году:

Отчетными периодами организации по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Рассчитаем сумму, которую необходимо включить в доход от реализации:

Доходы от реализации по данному договору составят за 2016 год 1 750 000 руб., за I квартал 2017 года – 1 050 000 руб.

Вернемся к комментируемому письму. Минфин напомнил, что расходами признаются суммы отчислений в резерв на гарантийный ремонт на дату реализации товаров (работ), которая определяется в соответствии с положениями п. 1 ст. 39 НК РФ. Согласно этой норме датой реализации признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Минфин делает вывод, что у налогоплательщика, осуществляющего реализацию работ, суммы отчислений в резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию признаются расходом для целей налогообложения на дату передачи результатов выполненных работ.

Таким образом, если речь идет об «обыкновенных» договорах на выполнение работ (не относящихся к производствам с длительным циклом), то дата передачи выполненных работ совпадает с датой отражения дохода от реализации.

При производстве с длительным циклом даты отражения доходов от реализации наступают ранее даты передачи результатов выполненных работ.

Применительно к примеру 2 доход от реализации отражался ежемесячно в периоде с ноября 2016 года по февраль 2017 года включительно, тогда как дата передачи результатов работ – 28.02.2017.

Исходя из комментируемого письма, отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание должны быть включены в расходы только 28.02.2017, несмотря на то, что выручка от реализации отражалась и ранее.

Вывод Минфина вполне логичен, ведь пока не подписан акт выполненных работ у исполнителя не возникает обязательств по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Кроме того, финансовое ведомство опиралось на буквальное прочтение первого предложения п. 3 ст. 267 НК РФ.

Однако здесь есть одно но. Во втором предложении этого пункта говорится, что размер созданного резерва не может превышать предельного размера (ПРР), определяемого как доля (ПО) фактически осуществленных налогоплательщиком расходов на гарантийный ремонт в объеме выручки от реализации за предыдущие три года, умноженная (внимание!) на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Получается, что сумма отчислений в резерв по данному договору должна рассчитываться исходя из процента отчислений (ПО) и суммы выручки от реализации за тот отчетный (налоговый) период, когда подписан акт выполненных работ, а не суммы выручки по всему договору. Если применять буквальное прочтение нормы к условиям примера 2, процент отчислений должен умножаться на сумму выручки за I квартал 2017 года – 1 050 000 руб., тогда как выручка от реализации по всему договору составляет 2 800 000 руб.

Согласитесь, такой вариант не выгоден для налогоплательщиков, особенно в тех случаях, когда на последний налоговый период из нескольких налоговых периодов длительного производственного цикла приходится лишь небольшая часть дохода от реализации по всему договору.

Поэтому, если в примере 2 организация включит на 28.02.2017 сумму резерва, исчисленную исходя из процента отчислений и всей суммы доходов от реализации по договору (2 800 000 руб.), то, возможно, налоговая инспекция посчитает завышенными налоговые расходы в 2017 году.

К сожалению, этот момент в письме не разъясняется.

Зато разъясняется, как определять выручку за предыдущие три года при расчете процента отчислений в резерв: нужно учитывать особенности признания доходов при производствах с длительным циклом. Полагаем, это следует понимать так. Применительно к примеру 2 при определении объема выручки за предыдущие три года нужно включать и выручку по работам, относящимся к производству с длительным циклом, отраженную в 2016 году, и равную 1 750 000 руб.

Отметим, что комментируемое письмо заканчивается фразой «при этом при формировании указанного показателя признанная выручка исчисляется за предыдущие три года». К сожалению, мы не располагаем полным текстом обращения конкретного налогоплательщика, на которое давался ответ в указанном письме. Возможно, эта фраза как-то связана с конкретной ситуацией. Поэтому еще раз напоминаем (чтобы читателей не смущал акцент именно на три года), что трехлетняя выручка берется в расчет, если организация реализует товары (работы) с гарантийным сроком в течение трех лет и более. Если гарантийные товары (работы) реализуются в течение менее трех лет, учитывается объем выручки за фактический срок.