Третий – не лишний: как обосновать привлечение посредника?

Посреднические отношения – «лакомый кусочек» для налоговиков. Особенно, если в прошлом компания была напрямую связана с производителем. Возникает куча вопросов: «Зачем? Почему? Докажите-покажите-обоснуйте…» Сразу же начинаются поиски обнальных признаков, нерыночности цен, экономической бесполезности и взаимозависимости. Вот и думай, прежде чем вступать в такие отношения, чем их подкрепить и защитить…

Итак, свежее решение суда на тему «Как обосновать привлечение посредника?»: Постановление АС Уральского округа от 18.05.2017г. №Ф09-1921/17 по делу №А60-37635/2016.

Суть да дело

Когда-то компания закупала товар непосредственно у производителя… вдруг появились посредники. Налоговики не оставили без внимания такие изменения: по их мнению присутствует явная необоснованная налоговая выгода. И доначислили налог на прибыль, НДС, пени и штрафы на сумму свыше 27 млн. руб. К такому решению сотрудники фискальной службы пришли, исходя из очевидных фактов. Хотя реальность отношений с посредниками проверяющие не отрицали. Но, тем не менее, углядели корыстные мотивы в хозяйственных операциях:

Мой посредник «чист» и реален, все ваши доводы – «пустышки»

Общество решило, что доводы налоговиков основаны лишь на субъективных предположениях. Ну и что, что раньше сотрудничали исключительно с производителем, а потом переключились на посредников? Разве это противоречит налоговому законодательству?

Все сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика

Кассация отметила, что обязанность доказывания всех обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается именно на налоговиков. И именно сотрудники фискальной службы должны «попотеть» и предоставить «сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для уменьшения налогового бремени и, следовательно, являются недобросовестными». Аргументы, представленные налоговиками, суд счел недостаточным для признания посредников фиктивными и доначисления недоимок, пеней и штрафов.

«При таких обстоятельствах, учитывая представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, суды, руководствуясь принципом презумпции добросовестности налогоплательщика и толкуя все неустранимые сомнения в его пользу, обоснованно удовлетворили требования налогоплательщика».

Привлекательный посредник… для налоговой

Придирки налоговиков к посредническим отношениям – довольно частое явление. Например, в Постановлении АС Уральского округа от 13.07.2016г. №А71-5004/2015 компания «отстояла» участие посредника, аргументируя выгодными условиями платежей: контрагент предоставлял отсрочку, плюс реальность сделок. В свою очередь налоговики не смогли доказать нерыночность цен.

В Постановлении АС Поволжского округа от 19.10.2016г. №Ф06-13285/2016 инспекция указывала на подконтрольность посредников налогоплательщику, однако их попытки не увенчались успехом. Сотрудники фискальной службы не смогли объяснить, каким образом они рассчитали недоимки, пени и штрафы, а экономическая целесообразность привлечения посредников, как указал суд, не входит в компетенцию налогового органа.

Но не всегда суд встает на сторону налогоплательщиков. Откровенно-наглое и «бумажное» использование посредников налоговики выявляют без труда. Как и произошло в Определении ВС РФ от 15.02.2016г. № 308-КГ15-19376: целью привлечения посредника был искусственно созданный НДС, ведь производитель являлся плательщиком ЕСХН. Проверяющим удалось доказать фиктивность отношений.

Итак, как обезопасить взаимоотношения с посредником? Что нужно учесть и на что особенно следует обратить внимание?

Ольга Никитина, Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Посредник, как и иное лицо, с которыми компания связана договорными отношениями, является контрагентом. Следовательно, в первую очередь мы должны проявить должную осмотрительность. Оценку безопасности сделки будем вести по следующим критериям:

Следующее, что мы должны подтвердить для контролирующих органов и суда – реальность сделок:

Все эти документы будут первостепенным доказательством реальности сделок и добросовестности, на которые суд обращает внимание в первую очередь.