Валютный и налоговый контроль физических лиц

Еще до 1 января 2015 года, физические лица, которые в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее по тексту – Закон о валютном контроле) признаются валютными резидентами РФ и у которых в иностранных банках были открыты счета не могли и предположить, что их обяжут представлять в налоговые органы по месту жительства (учета) отчеты о движении денежных средств по этим счетам. Данная обязанность для физических лиц закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о валютном контроле.

При этом, отчеты о движении денежных средств необходимо представить начиная с 1 января 2015 года, то есть информацию о движении денежных средств за период до 2015 года в налоговый орган представлять нет нужно (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1365 // СЗ РФ. 2015. N 52.). Так, физические лица обязаны ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом, представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.

Усиление внимания к доходам физических лиц обусловлено все большим осознанием законодателя, того обстоятельства, что взимание только лишь корпоративных налогов не решит проблему наполнения казны. Между тем, в европейских странах уже давно упор делают именно на сбор налогов с доходов физических лиц, поскольку понимают, что выгодоприобретателями от коммерческой деятельности корпораций являются их владельцы - физические лица.

Важно отметить, что обязанность подавать уведомление в налоговые органы об открытых счетах физических лиц резидентов в иностранных банках существовала с 2007 года (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), форма уведомления появилась с выходом официального приказа ФНС в 2010 году (приказ ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@), уведомить об открытии счета необходимо в течении месяца со дня открытия счета.

Вводя обязанность для физических лиц по раскрытию информации законодательные органы России вводят и ответственность за ее непредставление.

Так например в случае подачи уведомления с пропуском срока штраф для физических лиц может составить от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., а в случае если такое уведомление и вовсе не будет подано, то штраф для физических лиц может составит от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 2. и ч. 2.1. ст. 15.25 КоАП).

Вместе с тем, за непредставление отчета о движении денежных средств, штраф для физических лиц резидентов может составить от 2 до 3 тыс. руб. (ч.6 ст. 15.25 КоАП).

Однако, привлечение к ответственности в виде наложения штрафа на физических лиц резидентов в размере в двух, трёх тысяч рублей это не самое страшное, что может произойти. Так, ч. 1 ст. 15.25 КоАП предусмотрена более суровая ответственность для нарушителей валютного законодательства.

Так, например, в случае совершения физическим лицом резидентом валютной операции прямо не разрешенной ст. 12 Закона о валютном контроле, штраф для такого лица может составить от 75 до 100 процентов от суммы незаконной операции.

Для примера, законной с точки зрения валютного законодательства будет операция по зачислению заработной платы на счет физического лица резидента открытый в иностранном банке от юридического лица нерезидента в рамках трудового договора.

Но, в случае если у налоговых органов России возникнут сомнения относительно соответствия трудового договора действующему трудовому законодательству или они сочтут, что в действительности никаких работ по трудовому договору не осуществлялось, данные зачисления могут признать незаконной операцией и привлечь к указанной выше ответственности со штрафом до 100 процентов от суммы поступившей на счет.

Более того, если операция по зачислению денежных средств на счет резидента физического лица будет признана незаконной, то в таком случае и при списании этих денежных средств на владельца этого счета может быть наложен штраф на основании этой же части 1 ст. 15.25 КоАП и сумма штрафа будет колебаться от 75 до 100 процентов от суммы списания.

При этом, своевременное выявление налоговых и правовых рисков с помощью профессионального налогового юриста поможет избежать возникновения подобных ситуаций. Проведение налогового аудита и составление правильной отчетности для налоговой минимизирует риски.

Минимизация налоговых и правовых рисков – это та задача, с которой сталкивается бизнес и отдельные категории граждан сегодня. Однако, решить данную задачу качественно могут только те специалисты, которые имеют достаточный опыт!

Полную информацию по налоговому праву смотрите здесь.