Новое в регулировании деятельности АУ: что меняется с 2017 года?

Прошедший год оказался богат на законодательные новации: органы власти разработали довольно много поправок, вносимых в действующие нормативные акты, и новых документов. Все они имеют прямое отношение к деятельности автономных учреждений.

Главные новшества коснулись двух сторон деятельности автономных учреждений: работы по государственному заданию и регулирования уровня зарплат руководящего состава АУ. Большинство поправок адресовано федеральным учреждениям (в том числе автономным), однако в связи с тем, что регионы и муниципальные образования при разработке собственных нормативных актов берут за основу документы федерального уровня, аналогичные новации, скорее всего, будут вводиться и «на местах».

О готовящихся изменениях правового поля мы уже писали в предыдущих номерах журнала (в тот период данные законодательные инициативы существовали в виде проектов документов). Теперь, когда нормативные акты утверждены и начали применяться на практике, обобщим основные новации.

Уточнен порядок формирования задания.

В конце 2016 года поправки в Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 вносились дважды – в частности, обширный блок изменений был утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.10.2016 № 1006. И хотя нововведения вступили в силу еще в прошлом году, многие из них были применены в процессе формирования госзаданий на 2017 год, а значит, характеризуют условия текущей работы федеральных автономных учреждений.

1. Значения нормативов и коэффициентов к ним, участвующие в расчете объема субсидии на выполнение госзадания, должны устанавливаться путем проставления грифа утверждения. Составные элементы данного грифа – наименование должности, подпись (ее расшифровка) уполномоченного лица и дата утверждения. Таким образом, издание для названных целей отдельного нормативного акта становится необязательным.

Согласно п. 22, 26 Положения № 640 указанным способом устанавливаются базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и отраслевой корректирующий коэффициент к нему. Это должно сделать федеральное министерство, осуществляющее регулирование в своей сфере деятельности (значения могут быть уточнены при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период).

Отметим, что по данному вопросу пока существует самая разнообразная практика. Одни министерства (например, Минспорт) утвердили значения базовых нормативов и отраслевых коэффициентов именно путем проставления грифа, в то время как другие (Минкультуры, Минобрнауки) издали для этого приказы соответствующего содержания.

Остальные значения устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Как указано в п. 14, 25, 32, 35 Положения № 640, это касается:

2. В госзадании можно прописать допустимые (возможные) отклонения в процентах от показателей качества и (или) объема. Согласно абз. 6 п. 3 Положения № 640 орган-учредитель вправе установить соответствующие значения либо по каждой услуге (работе), либо к заданию в целом (его части). В то же время изменять данные значения допускается только при формировании задания на очередной финансовый год – федеральные АУ могли столкнуться с действием названной нормы при доведении им задания на 2017 год и плановый период.

Суть данной поправки заключается в том, чтобы на протяжении текущего года сохранить неизменными «правила игры» – конкретные значения отклонений к показателям госзадания. Органы-учредители в этом случае не смогут произвольно увеличить или уменьшить ранее утвержденные проценты и тем самым облегчить (усложнить) жизнь подведомственному учреждению.

3. В состав нормативов войдут затраты на создание накопительного резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества. В силу пп. «б.1» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б.1», «ж» п. 29 Положения № 640 такие затраты будут учитываться в четырех случаях (а не в двух, как предполагалось ранее).

Если федеральное министерство, осуществляющее регулирование в установленной сфере деятельности, либо орган-учредитель примут соответствующее решение, все перечисленные расходы станут включаться в базовый норматив затрат на оказание услуги (нормативные затраты на выполнение работы) при формировании заданий на 2018 год и плановый период. Если же такого решения нет, накопительный резерв должен быть создан на основании прежней редакции Положения № 640. Затраты на формирование резерва в отношении особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд и задействованного и для оказания услуг, и для выполнения работ, нужно было учесть уже при расчете субсидии на выполнение госзадания на 2017 год и плановый период.

Порядок формирования и использования накопительного резерва применительно к четырем случаям должен установить Минфин. В отношении особо ценного движимого имущества федеральных государственных учреждений, необходимого для общехозяйственных нужд, такой документ утвержден (см. Приказ Минфина РФ от 22.08.2016 № 138н). Это означает, что в конце 2016 года имелись все правовые основания для учета соответствующих затрат в составе финансового обеспечения выполнения задания на 2017 год.

4. Не используемое для выполнения государственного задания имущество федерального БУ или АУ должно финансироваться при наличии решения органа-учредителя. Из буквального прочтения норм п. 34.1 Положения № 640 следует, что без такого решения компенсация затрат на содержание «лишнего» имущества невозможна. Однако и данная норма будет действовать только до момента формирования заданий на 2019 год и плановый период, то есть еще два года. После этого финансирование содержания неиспользуемого имущества учреждений прекратится.

5. При формировании заданий на 2017 год и плановый период необходимо рассчитывать нормативные затраты на выполнение работ. Строго говоря, такие нормы присутствовали в первоначальной редакции Положения № 640, однако их вступление в силу было отложено. Теперь правила, касающиеся использования в отношении федеральных учреждений нормативов на работы (и соответствующих стандартов на выполнение работ, применяемых при подобных расчетах), начали действовать.

Утверждены типовые формы соглашений.

Необходимость использования типовых форм соглашений (при предоставлении субсидии как на госзадание, так и на иные цели) определена для федеральных бюджетных и автономных учреждений абз. 7 п. 1 ст. 78.1 БК РФ и п. 44 Положения № 640. В продолжение этих норм Минфин издал Приказ от 31.10.2016 № 198н, устанавливающий форму соглашения о предоставлении субсидии на выполнение госзадания.

Как указывается в типовой форме, в обязанности учредителя входит размещение на своем официальном сайте информации о нормативных затратах, на основании которых рассчитан размер субсидии (то есть механизм расчета объема финансового обеспечения станет прозрачным). Причем должен быть определен конкретный срок опубликования, отсчет которого ведется с момента утверждения нормативных затрат. Другие обязанности учредителя – обеспечивать перечисление субсидии согласно графику (является необъемлемой частью соглашения и составляется с учетом норм п. 45 Положения № 640), а также направлять подведомственному учреждению расчет средств субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет (форма данного расчета приведена в приложении 2 к типовой форме соглашения).

Кроме того, учредитель по-прежнему вправе принимать решение об изменении размера субсидии, предоставляемой федеральному учреждению. Случаи, когда такое решение может быть принято, уточнены.

Кроме того, условия соглашения добавляют новые формы контроля за деятельностью учреждений. В частности, учреждение обязано не только подавать в установленные сроки предварительный и итоговый отчеты об исполнении задания, но и в течение года предоставлять по запросу учредителя информацию, необходимую ему для осуществления текущего контроля.

Вторая типовая форма, утвержденная Минфином (Приказ от 31.10.2016 № 197н), касается соглашения о предоставлении субсидии на иные цели. Здесь тоже подробно прописаны права и обязанности сторон, сделан акцент на формах контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии. Помимо этого, данный документ должен содержать обоснование объема выделяемых средств: порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер, необходимо прилагать к соглашению.

Как и предыдущая типовая форма, соглашение о предоставлении субсидии на иные цели дополнено графиком ее перечисления, а также формой отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

Определен порядок расчета соотношения зарплат руководителей и работников.

Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2017 года, – увязка зарплат управленческого персонала (руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров) с зарплатой остальных сотрудников учреждений. В отличие от правовых актов, рассмотренных выше, данные нормы действуют в отношении учреждений как федерального, так и регионального, муниципального уровней.

Согласно ст. 145 ТК РФ Правительству РФ, субъекту РФ или местной администрации нужно было установить для учреждений соответствующего уровня предельные «пороги» в отношении среднемесячных зарплат руководящего персонала. В частности, для федеральных учреждений конкретное соотношение в кратности от 1 до 8 должен определить орган-учредитель (п. 9 Положения № 583).

Напомним, что раньше требование о соблюдении предельных «порогов» зарплат не распространялось на автономные учреждения. Однако с принятием сначала поправок ст. 145 ТК РФ, а потом Постановления Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, внесшего изменения в том числе в Положение № 583, АУ тоже подпали под действие ограничений. Причем новые требования коснулись уже не одной, а трех руководящих должностей. Аналогичные нормы нужно было утвердить на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

Что касается федеральных учреждений, в п. 9 Положения № 583 сказано: соотношение среднемесячных зарплат управленческого персонала и работников определяется за календарный год. На практике это означает, что соотношение должно быть рассчитано по данным за 2016 год и сверено с установленным «порогом».

А вот порядок расчета соотношения зарплат един для учреждений всех уровней подчинения. Соответствующие поправки внесены в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Согласно данному документу алгоритм расчета таков.

1. При исчислении среднемесячной зарплаты учитываются все источники финансового обеспечения.

2. При определении среднемесячной зарплаты работников не берется в расчет зарплата руководящего персонала. Сумма фактически начисленной зарплаты (оклад, надбавки и доплаты к нему, гонорары, авторское вознаграждение, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, премии и др.) работников делится на их среднесписочную численность за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

3. Дальнейшие расчеты ведутся отдельно по каждой руководящей должности (руководителя, его заместителя, главного бухгалтера). Сумма зарплаты, фактически начисленной по той или иной должности за календарный год, делится на 12. Если руководящий работник состоял в трудовых отношениях неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

4. При совмещении руководителем (его заместителем, главным бухгалтером) должностей в фактически начисленную зарплату входят суммы, начисленные как по основной, так и по совмещаемой должности. При работе по совместительству учитываются только суммы, начисленные по должности руководителя (его заместителя, главного бухгалтера).

5. Среднемесячная зарплата руководящего работника делится на среднемесячную зарплату остального персонала. Полученное соотношение сравнивается с «порогом», который утвержден соответствующим органом-учредителем.

Заключение.

Рассмотренные поправки и принятые документы представляются важными для автономных учреждений всех уровней подчинения (особенно в части возможности изменения размера субсидии на выполнение задания и усиления контроля за соблюдением условий заключенных соглашений). Для федеральных АУ нормативные акты прямо определяют условия работы в текущем году, а для регионов и муниципалитетов служат ориентиром при установлении правил игры для своих подведомственных учреждений.

В то же время новшества, касающиеся регулирования уровня зарплат управленческого персонала учреждений, относятся ко всем публично-правовым образованиям. Региональные и муниципальные акты, изданные во исполнение норм трудового законодательства, могут отличаться только диапазоном, в котором органы-учредители устанавливают конкретные предельные соотношения (например, кратность от 1 до 6, как это встречается в отдельных муниципальных образованиях). Но сами «пороги» для зарплат руководящего состава учреждений уже начали действовать, и соблюдать их теперь необходимо.