Новое в проверках госорганами и практическая методичка для предпринимателей

В настоящей статье речь пойдет о последних изменениях закона о проверках юридических лиц государственными контрольно-надзорными органами, а в конце статьи есть ссылка на скачивание практической методички для предпринимателей о проверках.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ) подвергся существенным изменениям. В настоящей статье речь пойдет о законе, который эти изменения воплотил – Федеральный закон № 277-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Данный закон изменил подход к осуществлению контроля и по большей части приходится признать, что правила стали более жесткими. Мы разделили все нововведения на группы и ниже подробно рассмотрим каждую из них.

Профилактика правонарушений.

Ранее 294-ФЗ не употреблял слова профилактика. Подход был исключительно репрессивным. Теперь же появились положения, которые направлены на предупреждение правонарушений. Так в 294-ФЗ вносится новая статья, которая так и называется «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».

Теперь контрольно-надзорные органы должны будут размещать на своих сайтах перечень нормативных актов, которые регулируют соответствующую деятельность, а также необходимые выдержки из этих актов. Это позволит обобщить многочисленные требования, которые сегодня разбросаны по законодательному массиву.

Также контрольно-надзорные органы должны будут информировать предпринимателей о существующих требованиях законодательства. Информирование будет осуществляться в форме семинаров, конференций, а также комментариев к законодательству. Будут даваться рекомендации о проведении тех или иных мероприятий, способствующих соблюдению законодательства. Также контрольно-надзорные органы будут обобщать практику применения законодательства.

В конце концов, цель проверок – не обогащение бюджета, а соблюдение законодательства. Подобная информационно-просветительская деятельность несомненно облегчит соблюдение многочисленных требований. Особенно, это касается малого бизнеса.

Теперь при получении из любых источников контрольно-надзорным органом информации о готовящемся правонарушении, либо о признаках правонарушения, предпринимателю может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений и предложение принять меры по предотвращению правонарушения. Условием является отсутствие существенных неблагоприятных последствий (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) такого правонарушения. При этом предприниматель не должен был ранее привлекаться к ответственности за аналогичные правонарушения.

Предприниматель должен отчитаться о принятии мер по результатам предостережения, а в случае несогласия может подать возражения.

«Тайный» контроль.

В 294-ФЗ введена формулировка «мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Если говорить прямо, то это мероприятия по сбору информации о правонарушениях без уведомления предпринимателя. Они могут проводиться в форме осмотров территорий, земельных участков, природных объектов, обследования рекламных материалов, Интернета, анализ любых доступных документов. Отдельные дополнительные формы «тайного» контроля могут установлены законодательством.

Такие мероприятия могут проводиться по заданию руководителя соответствующего государственного органа.

В случае, если во время «тайного» контроля будут установлены признаки правонарушения, то контрольно-надзорный орган должен предпринять меры по пресечению нарушений, а также рассмотреть вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки.

Результатом такого контроля может стать и простое предостережение. Однако закон не устанавливает четких критериев для тех случаев, когда назначается внеплановая проверка, а когда выдается предостережение.

На наш взгляд, при наличии признаков правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, принимается решение о проведении внеплановой проверки. В случае, если угроза таких последствий отсутствует, а юридическое лицо ранее к ответственности не привлекалось, то должно выноситься предостережение.

Также решение о проведении внеплановой проверки может быть принято, когда в ходе «тайного» контроля будет обнаружены риски совершения правонарушения. Но данное основание будет применимо только в отношении отдельных видов деятельности, перечень которых пока не утвержден. Такую проверку можно будет провести только по согласованию с прокуратурой.

Еще один вопрос, который возникает, может ли одному и тому же лицу выноситься предупреждение дважды за аналогичные действия. Мы думаем, что если лицо получило предупреждение, исправило его и отчиталось в контрольно-надзорный орган, то следующее нарушение уже будет новым и назначать по обнаружении его признаков внеплановую проверку нельзя. Единственное, что по совокупности предупреждений предпринимателя можно будет внести в план проверок на следующий год.

ЕГЭ для предпринимателей.

Для плановых проверок также предусмотрены нововведения. Так теперь каждый контрольно-надзорный орган должен будет утвердить проверочные листы. Это будет список контрольных вопросов на предмет соблюдения законодательства, на которые необходимо будет ответить в процессе проведения проверки. Данные вопросы помогут формализовать плановую проверку и сделать ее более предметной. Можно будет заранее ознакомиться с этим перечнем вопросов и проконтролировать их соблюдение. Это поможет привести бизнес в соответствии с требованиями законодательства, подготовиться к проверке и контролировать ее ход.

Кстати уведомление о плановой проверке теперь может поступать в виде электронного документа на адрес электронной почты юридического лица, который содержится в ЕГРЮЛ, либо ранее представлен предпринимателем в контрольно-надзорный орган.

Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей.

Ранее основанием для проведения проверки могло стать простое заявление потребителя в соответствующий орган. Теперь данный порядок усложнен для потребителя. Прежде всего, он должен обратиться с официальной претензией к предпринимателю, который должен ее рассмотреть. Если предприниматель не устранил соответствующее нарушение или незаконно оставил требования потребителя без удовлетворения, то только после этого потребителем может быть направлена жалоба в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Анонимкам стало жить сложнее.

Основанием для проведения внеплановой проверки не могут служить следующие документы:

- Обращения, которые не позволяют установить авторство и личность заявителя. Однако если такое сообщение содержит признаки правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, то сотрудник должен попытаться установить личность заявителя.

- Заявления, которые не содержат информации о фактах нарушения, которые могут повлечь существенные неблагоприятные последствия.

Кстати, теперь за необоснованные заявления контрольно-надзорные органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина убытков, которые они понесли в связи с проверкой его заявления.

Контрольная закупка.

Теперь поговорим о новом контрольном мероприятии, которое наделало много шума в последнее время. Контрольная закупка может осуществляться в отношении товаров, работ и услуг только для потребителей. В сегменте В2В контрольная закупка практиковаться не будет.

Контрольная закупка проводится только при поступлении в государственный орган информации о признаках правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, и только по согласованию с органами прокуратуры. По своему желанию надзорные органы проводить контрольную закупку не могут. Для отдельных видов деятельности могут устанавливаться иные основания для ее проведения.

В случае обнаружения нарушений законодательства в рамках проведения контрольной закупки предпринимателю должны незамедлительно сообщить об этом. Должностное лицо должно предъявить удостоверение и официальный документ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

По завершении контрольной закупки незамедлительно составляется акт о проведении контрольной закупки, который должен быть вручен предпринимателю если установлены нарушения.

Информация о проведения контрольной закупки вносится в единый реестр проверок.

Положительным моментом является отход от исключительно репрессивного подхода. Однако возможность «тайного контроля» добавляет полномочий контрольно-надзорным органам. Как всегда дальнейшее правоприменение покажет насколько эти поправки положительны и благоприятны для предпринимательского сообщества.

Адвокатским бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» совместно с аппаратом Уполномоченного по правам предпринимателя в Иркутской области была подготовлена практическая методичка для предпринимателей «Что нужно знать при проверках?». Скачать ее вы можете по ссылке - https://yadi.sk/i/I2Chl57H343LWW