Централизованная закупка товаров для подведомственных учреждений

Автором рассмотрены особенности исполнения контракта по централизованной закупке товаров для подведомственных учреждений и отражение данной операции в учете.

Учреждения, подведомственные силовым министерствам и ведомствам, нередко получают объекты нефинансовых активов и периодические издания в рамках централизованного снабжения. Централизованные поставки проводятся на основании контракта, заключенного органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя. В статье рассмотрим особенности исполнения такого контракта и отражение на счетах бюджетного учета движения объектов, поставляемых в рамках централизованных закупок.

Централизованные закупки для подведомственных учреждений.

Главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета при закупках товаров, работ, услуг руководствуются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Данный закон содержит статью (26), регулирующую порядок проведения централизованных закупок.

Из положений ст. 26 Закона о контрактной системе следует, что в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ:

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов и учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Обратите внимание 

Не допускается возлагать на названные органы и учреждения полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению его начальной (максимальной) цены, и подписанию контракта.

Контракты, заключаемые с выбранными по итогам централизованных закупок поставщиками и подрядчиками, подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В случае если главный распорядитель бюджетных средств организует закупку товаров, работ, услуг для своих подведомственных учреждений, она проводится не в рамках положений ст. 26 Закона о контрактной системе, а в общем порядке, установленном данным законом. Контрактом, заключаемым по итогам определения конкурентными способами поставщика, может быть предусмотрена:

Документальный учет операций по централизованному снабжению.

В соответствии с п. 155, 158 Инструкции № 162н[1], Приказом № 52н[2] документальное оформление движения объектов нефинансовых активов, периодических изданий в рамках централизованной закупки схематично можно изобразить так.

Поставщик по контракту осуществляет поставку на склад заказчика, который в дальнейшем доставляет материальные ценности своим подведомственным учреждениям

Поставщик по контракту производит поставку материальных ценностей, периодических изданий учреждениям, подведомственным заказчику

Главный распорядитель (учреждение-грузоотправитель) формирует извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах, которые отправляет подведомственному учреждению (учреждению-грузополучателю).

Помимо извещений (ф. 0504805), учреждение-грузоотправитель направляет учреждению-грузополучателю первичные учетные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), накладную на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) и др.).

Принятие к учету поступивших объектов производится на основании извещения (ф. 0504805) и первичных учетных документов, подтверждающих передачу таких объектов (акта, накладной)

Учреждению-грузополучателю поступают от поставщика материальные ценности вместе с документами, подтверждающими их поставку (счетом-фактурой, товарной накладной № ТОРГ-12 и другими первичными документами). К бюджетному учету материальные ценности, полученные в рамках централизованных закупок, принимаются на основании первичных учетных документов, представленных поставщиком, и извещения (ф. 0504805). До поступления от учреждения-заказчика оформленного надлежащим образом извещения (ф. 0504805) учет полученных материальных ценностей на основании первичных документов, представленных поставщиком, ведется на забалансовом счете 22 (даже если извещение по правилам, установленным учетной политикой учреждения, составляется учреждением-грузополучателем и отправляется для оформления учреждению-грузоотправителю)

Учреждение-грузополучатель при получении извещения (ф. 0504805) от учреждения-грузоотправителя заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения (ф. 0504805) учреждению-грузоотправителю

Главный распорядитель (учреждение-заказчик) в зависимости от положений, установленных учетной политикой, составляет (заполняет) извещение (ф. 0504805) и отправляет учреждению-грузополучателю:

– один экземпляр извещения (если извещение было составлено учреждением-грузополучателем и направлено для дальнейшего оформления учреждению-заказчику);

– два экземпляра извещения (если извещения составлялись учреждением-заказчиком)

Здесь же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в соответствии с нормами п. 154 Инструкции № 162н первичные учетные документы, направленные главным распорядителем бюджетных средств (акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) и др.) и подтверждающие отправку материальных ценностей учреждению-грузополучателю, помимо обязательных реквизитов, поименованных в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[3], п. 7 Инструкции № 157н, должны содержать:

а) полное наименование государственного (муниципального) заказчика;

б) наименование учреждения (учреждений), в отношении которых осуществляется централизованное снабжение;

в) реквизиты государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение;

г) код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются согласно государственному (муниципальному) контракту на централизованное снабжение бюджетные обязательства;

д) иные реквизиты, предусмотренные учреждением-заказчиком в рамках учетной политики.

Бюджетный учет операций по централизованному снабжению.

Правила отражения на счетах бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений установлены в п. 153 – 161 Инструкции № 162н. В зависимости от условий поставки материальных ценностей по централизованному снабжению бухгалтерский учет таких операций имеет свои особенности. Рассмотрим их ниже.

Получателем материальных ценностей по условиям контракта является главный распорядитель бюджетных средств (заказчик).

В этом случае необходимо сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

В учете главного распорядителя бюджетных средств

Перечислен аванс поставщику по условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение

1 206 00 000

(1 206 31 560

1 206 32 560

1 206 34 560)

1 304 05 000

(1 304 05 310

1 304 05 320

1 304 05 340)

Отражены вложения в материальные ценности, приобретенные для передачи подведомственным учреждениям

1 106 00 000

(1 106 31 310

1 106 32 320

1 106 34 340)

1 302 00 000

(1 302 31 730

1 302 32 730

1 302 34 730)

Переданы материальные ценности, приобретенные в рамках централизованного снабжения, учреждению-грузополучателю

1 304 04 000

(1 304 04 310

1 304 04 320

1 304 04 340)

1 106 00 000

(1 106 31 310

1 106 32 320

1 106 34 340)

Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс

1 302 00 000

(1 302 31 830

1 302 32 830

1 302 34 830)

1 206 00 000

(1 206 31 660

1 206 32 660

1 206 34 660)

Произведен окончательный расчет с поставщиком материальных ценностей

1 302 00 000

(1 302 31 830

1 302 32 830

1 302 34 830)

1 304 05 000

(1 304 05 310

1 304 05 320

1 304 05 340)

В учете учреждения-грузополучателя

Приняты к учету капитальные вложения, произведенные учреждением-грузоотправителем, на основании извещения (ф. 0504805) и первичных учетных документов, представленных учреждением-грузоотправителем

1 106 00 000

(1 106 31 310

1 106 32 320

1 106 34 340)*

1 304 04 000

(1 304 04 310

1 304 04 320

1 304 04 340)

Приняты к учету объекты, полученные в рамках централизованного снабжения

1 101 00 000

1 106 00 000

(1 106 31 310

1 106 32 320

1 106 34 340)

* Если учреждение-грузополучатель не несет дополнительных расходов при поставке, установке и введению в эксплуатацию объектов нефинансовых активов в рамках централизованного снабжения, то принятие таких объектов к бухгалтерскому учету может быть отражено без применения счета 1 106 00 000. Операция в этом случае будет отражена по дебету счета 1 101 00 000 в корреспонденции со счетом 1 304 04 000.

Получателем материальных ценностей по условиям контракта является учреждение, подведомственное главному распорядителю бюджетных средств (заказчику).

В этом случае необходимо сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

В учете главного распорядителя бюджетных средств

Перечислен аванс поставщику по условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение

1 206 00 000

(1 206 31 560

1 206 32 560

1 206 34 560)

1 304 05 000

(1 304 05 310

1 304 05 320

1 304 05 340)

Исполнены поставщиком обязанности по контракту в рамках централизованного снабжения в адрес учреждений-грузополучателей, подведомственных учреждению-заказчику:

 

 

– при поступлении от учреждений-грузополучателей оформленных надлежащим образом извещений (ф. 0504805) и документов поставщика, подтверждающих отгрузку

1 304 04 000

(1 304 04 310

1 304 04 320

1 304 04 340)

1 302 00 000

(1 302 31 730

1 302 32 730

1 302 34 730)

– при отсутствии извещения (ф. 0504805), но при наличии документов поставщика, подтверждающих отгрузку материальных ценностей

1 304 04 000

(1 304 04 310

1 304 04 320

1 304 04 340)

05*

1 302 00 000

(1 302 31 730

1 302 32 730

1 302 34 730)

Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс

1 302 00 000

(1 302 31 830

1 302 32 830

1 302 34 830)

1 206 00 000

(1 206 31 660

1 206 32 660

1 206 34 660)

Произведен окончательный расчет с поставщиком материальных ценностей

1 302 00 000

(1 302 31 830

1 302 32 830

1 302 34 830)

1 304 05 000

(1 304 05 310

1 304 05 320

1 304 05 340)

В учете учреждения-грузополучателя

Приняты к учету капитальные вложения, произведенные учреждением-грузоотправителем, на основании извещения (ф. 0504805) и первичных учетных документов, представленных учреждением-грузоотправителем

1 106 00 000

(1 106 31 310

1 106 32 320

1 106 34 340)**

1 304 04 000

(1 304 04 310

1 304 04 320

1 304 04 340)

Приняты к учету объекты, полученные в рамках централизованного снабжения

1 101 00 000

1 106 00 000

(1 106 31 310

1 106 32 320

1 106 34 340)

* При получении извещения (ф. 0504805) от учреждения-грузополучателя принятые на забалансовый учет материальные ценности, отгруженные поставщиком, списываются с забалансового учета (делается запись по кредиту забалансового счета 05).

** Если учреждение-грузополучатель не несет дополнительных расходов при поставке, установке и введению в эксплуатацию объектов нефинансовых активов в рамках централизованного снабжения, то принятие таких объектов к бухгалтерскому учету может быть отражено без применения счета 1 106 00 000. Операция в этом случае будет отражена по дебету счета 1 101 00 000 в корреспонденции со счетом 1 304 04 000.

Следует отметить, что чаще всего поставка материальных ценностей в рамках централизованного снабжения производится поставщиком сразу учреждениям-грузополучателям, минуя склад учреждения-заказчика. То есть на практике обычно применяется второй из рассмотренных вариантов. Предлагаем проанализировать его на примере.

Пример

Главный распорядитель бюджетных средств заключил контракт на поставку оборудования подведомственным учреждениям на сумму 1 000 000 руб. Стоимость единицы оборудования – 100 000 руб. Учреждение-заказчик приобрело 10 единиц оборудования.

По условиям контракта по каждому указанному в контракте адресу поставщик должен поставить две единицы оборудования. Согласно представленным поставщиком отгрузочным документам оборудование было поставлено в учреждение «А» и учреждение «Б».

По правилам, установленным главным распорядителем бюджетных средств, извещение (ф. 0504805) составляет учреждение-грузополучатель и направляет для подписания заказчику, который после подписания извещения возвращает подписанный экземпляр учреждению-грузополучателю. От учреждения «А» поступило извещение (ф. 0504805), подтверждающее поставку оборудования (в двух экземплярах); от учреждения «Б» извещение (ф. 0504805) не поступало.

Учреждение-заказчик уплатило аванс в размере 30% от стоимости контракта (300 000 руб.). Контрактом предусмотрено, что дальнейшее погашение обязательств учреждения-заказчика перед поставщиком производится по мере отгрузки оборудования учреждениям-грузополучателям. Поскольку четыре единицы оборудования были отгружены учреждениям-грузополучателям (на сумму 400 000 руб.), учреждение-заказчик перечислило поставщику 100 000 руб. (400 000 - 300 000).

На счетах бухгалтерского учета операции, описанные в примере, отражены так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете главного распорядителя бюджетных средств

Перечислен аванс поставщику по условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение

1 206 31 000

1 304 05 310

300 000

Исполнены поставщиком обязанности по контракту в рамках централизованного снабжения:

 

 

 

– по учреждению «А»

1 304 04 310

1 302 31 730

200 000

– по учреждению «Б»

1 304 04 310

05

1 302 31 730

200 000

Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс

1 302 31 830

1 206 31 660

300 000

Погашены обязательства перед поставщиком за поставку оборудования в учреждения «А» и « Б»

1 302 31 830

1 304 05 310

100 000

В учете учреждения-грузополучателя

Получено в рамках централизованного снабжения оборудование

22

 

200 000

Приняты к учету объекты, полученные в рамках централизованного снабжения (при поступлении надлежащим образом оформленного извещения (ф. 0504805) и документов поставщика, подтверждающих отгрузку)

 

22

200 000

 

1 101 34 310

1 304 04 310

200 000

* * *

В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы.

1. Закупка материальных ценностей главным распорядителем бюджетных средств для своих подведомственных учреждений производится в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

2. Контрактом, заключаемым по итогам определения конкурентными способами поставщика, может быть предусмотрена:

3. Поступление материальных ценностей учреждению-получателю оформляется извещением (ф. 0504850) и первичными учетными документами, которые, помимо обязательных реквизитов, поименованных в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Инструкции № 157н, должны содержать информацию, указанную в п. 154 Инструкции № 162н.

4. Правила отражения на счетах бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений прописаны в п. 153 – 161 Инструкции № 162н.


[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».