УК – посредник по «коммуналке»?

Можно ли квалифицировать деятельность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг как посредническую?

Жилищный кодекс и подзаконные акты, принятые в его исполнение, не позволяют УК ограничиться ролью посредника в части предоставления коммунальных услуг потребителям в МКД (позиция 1): она является самостоятельным субъектом по отношению как к РСО, так и к собственникам помещений. Между тем Минфин (позиция 2) допускает, что при правильном оформлении договорных отношений УК может считать себя агентом с соответствующими налоговыми обязательствами. Едино­образная судебная практика по данному вопросу отсутствует. Несмотря на многочисленные разъяснения финансистов, представляется, что позиция 2 противоречит закону, поэтому чревата налоговыми рисками.

Позиция 1.

Договором управления на УК возлагается обязанность предоставлять коммунальные услуги (п. 2 ст. 162 ЖК РФ), а закон устанавливает ответственность УК за предоставление и качество коммунальных услуг (п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 № 15417/11). В силу Правил предоставления коммунальных услуг УК не может отказать потребителям в предоставлении коммунальных услуг, во включении в договор условия об их предоставлении, при этом предоставление услуг обеспечивается путем заключения и надлежащего исполнения договоров о приобретении коммунальных ресурсов с РСО (п. 6, 9, 13). Арбитры в налоговых спорах, анализируя действующее законодательство, приходят к выводу, что УК реализует коммунальные услуги и обязана начислять налоги с их полной стоимости, а также среди прочего имеет право на вычет «входного» НДС по коммунальным ресурсам.

Судебная практика.

Определения ВС РФ от 14.03.2016 № 301-КГ16-736, от 09.03.2016 № 302-КГ16-450, от 18.02.2016 № 307-КГ15-19440, постановления АС УО от 20.05.2016 № Ф09-3972/16, АС СЗО от 20.11.2015 по делу № А26-8726/2014, АС ЗСО от 30.03.2015 по делу № А46-4803/2014.

Позиция 2.

В многочисленных разъяснениях по вопросам исчисления налогов УК финансисты предлагали два варианта. Первый: плата за коммунальные услуги включается в доходы. Второй: если исходя из договорных отношений УК выполняет роль агента собственников помещений при заключении договора с РСО, налогообложению подлежит только агентское вознаграждение (письма от 11.07.2016 № 03-11-06/2/40349, от 20.06.2016 № 03-04-06/35581, от 13.05.2016 № 03-11-06/2/27635, от 10.05.2016 № 03-11-11/26632, от 29.01.2016 № 03-11-11/4099). Некоторые судебные акты указывают на жизнеспособность второго варианта.

Судебная практика.

Постановления ФАС УО от 17.01.2013 № Ф09-12136/12, от 31.01.2013 № Ф09-13255/12, от 11.03.2010 № Ф09-1431/10-С3, ФАС ВВО от 21.06.2012 по делу № А29-4657/2011, АС ЗСО от 09.09.2010 по делу № А27-3418/2010.