Признаки развозной торговли для целей применения ЕНВД

Развозная торговля является одним из видов предпринимательской деятельности, в отношении которой может применяться ЕНВД (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ во взаимосвязи с абзацами 16-17 ст. 346.27 НК РФ).

В то же время в НК РФ признаки развозной торговли приведены, на наш взгляд, недостаточно конкретно, что влечет спорные вопросы при применении ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

Рассмотрим закрепленные в НК РФ признаки развозной торговли с учетом подходов, сложившихся к настоящему времени в правоприменительной практике, и попытаемся сформировать доступное для рядовых налогоплательщиков представление о данном виде ЕНВД-деятельности.

Итак, согласно абз. 17 ст. 346.27 НК РФ развозная торговля – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.

Из приведенного определения можно вычленить следующие существенные признаки развозной торговли:

1. Развозная торговля – это всегда нестационарная (мобильная) торговля, не привязанная к конкретному месту. Рассматриваемый признак предполагает потенциальную (именно потенциальную) возможность беспрепятственно изменять место торговли, но вовсе не обязывает систематически изменять место торговли.

Таким образом, например, если предприниматель ежедневно, из года в год, осуществляет торговлю со специализированного транспортного средства на одном и том же месте на ярмарке, это само по себе не лишает такую торговлю статуса развозной торговли (в рассматриваемой ситуации у предпринимателя имеется потенциальная возможность изменить место торговли).

И, напротив, если торговля осуществляется на одном и том же месте, например, из автомагазина, у которого отсутствуют двигатель и колеса, такая торговля формально развозной торговлей считаться не может (в рассматриваемой ситуации автомагазин лишен признака мобильности, и используется в качестве некоего аналога киоска).

Возможность временного подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, на наш взгляд, не исключает признак нестационарности (мобильности). По крайней мере, в п. 16 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст) нестационарный торговый объект определяется вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Соответственно, если, например, предпринимателю при торговле на ярмарке из автомагазина организаторы ярмарки предоставляют возможность временно подключиться к сети электроснабжения и (или) водоснабжения, это само по себе не лишает такую торговлю статуса развозной торговли.

2. Развозная торговля осуществляется с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств.

Что в рассматриваемом контексте считать специализированным транспортным средством для торговли и специально оборудованным для торговли транспортным средством в НК РФ не уточняется. Не удалось нам обнаружить соответствующих критериев и в иных нормативных актах.

Полагаем, что для целей определения развозной торговли под специализированным транспортным средством для торговли следует понимать транспортное средство, которое изначально произведено или дооборудовано (путем «капитальной» установки оборудования на шасси) в качестве транспортного средства для развозной торговли.

Специально оборудованным для торговли транспортным средством, полагаем, следует считать транспортное средство, которое по своим функциональным характеристикам изначально предназначено для перевозки пассажиров или грузов, но в конкретные периоды времени (эпизодически или регулярно) оборудуется для развозной торговли (путем применения весов, мерных емкостей, кассовых аппаратов или чек-принтеров и др.) и используется в качестве такового.

В абз. 17 ст. 346.27 НК РФ исчерпывающим образом перечисляются некоторые виды таких специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств:

- автомобиль (не забудем про общий критерий – специализированный или специально оборудованный);

- автолавка;

- автомагазин;

- тонар;

- автоприцеп;

- передвижной торговый автомат.

Учитывая, что в абз. 17 ст. 346.27 НК РФ используется, в том числе, и общая категория – специализированный или специально оборудованный автомобиль – полагаем, для целей определения развозной торговли следует использовать также и конкретные виды специализированных или специально оборудованных автотранспортных средств, перечисленные в п. 73 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст):

- автофургон;

- автоцистерна.

А вот в отношении указанных в п. 73 ГОСТ Р 51303-2013 магазина-вагона и магазина-судна вопрос спорный. Ни под один из перечисленных в абз. 17 ст. 346.27 НК РФ видов транспортных средств магазин-вагон и магазин-судно не подпадают. Соответственно, учитывая отсутствие правоприменительной практики, полагаем, отнесение магазина-вагона и магазина-судна к специализированным или специально оборудованным транспортным средствам (в контексте абз. 17 ст. 346.27 НК РФ) может вызвать споры с налоговыми органами.

3. При развозной торговле использование специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств должно сопровождаться также применением мобильного оборудования. К такому мобильному оборудованию, на наш взгляд, относятся, например, весы, мерные емкости, мерные линейки (рулетки), кассовые аппараты или чек-принтеры, прилавки, демонстрационные столы, стеллажи, манекены, вешалки, зонты, навесы, козырьки, холодильники (витрины-холодильники), оборудование для обустройства рабочего места продавца.

Обратим внимание, в гл. 26.3 НК РФ развозная торговля ассортиментом не ограничивается. Т.е. это может быть как торговля продовольственными товарами, живой рыбой, раками, моллюсками, птицей, иными животными, так и непродовольственными товарами. Исходя из сущности развозной торговли, это, как правило, торговля товарами народного потребления (в понимании, закрепленном в п. 161 ГОСТ Р 51303-2013), однако не исключается и торговля товарами, не относящимися к таковым (например, торговля бланками бухгалтерской документации, бланками документов бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности – см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 октября 2013 г. по делу № А32-10201/2011).

Следует также принимать во внимание выработанные в правоприменительной практике некоторые правовые позиции по вопросу о квалификации развозной торговли.

Так, например, в Письме Минфина РФ от 02 декабря 2008 г. № 03-11-05/284 указывается, что торговля путем приема заказов по телефону с последующей доставкой товаров покупателям не может быть отнесена к развозной торговле. В то же время, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07 мая 2009 г. по делу № А56-35181/2008 сделал вывод, что продажа товаров путем приема заявок по телефону с последующей доставкой товара покупателям подпадает под развозную торговлю при условии, что оплата товара и оформление купли-продажи (выдача чека) производятся непосредственно при отпуске товаров с автомашины.

По нашему мнению, продажа товаров по принципу «заказ/заявка – доставка» может быть признана развозной торговлей при соблюдении следующих условий:

- купля-продажа, ее оформление, оплата товаров происходят именно при доставке товаров (что предполагает, в частности, право покупателя свободно отказаться от купли-продажи доставленных товаров и право выбора среди предложенных товаров);

- при доставке товаров водителем или иным сопровождающим лицом в силу должностных либо договорных обязанностей выполняются, в том числе, функции продавца (демонстрация товаров, оформление купли-продажи, прием и оформление оплаты), т.е. доставка не должна ограничиваться только операцией «сдал-принял».

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01 марта 2010 г. по делу № А55-10823/2009 подчеркивается, что развозная торговля как способ организации нестационарной торговой сети характеризуется несвязанностью с какими-либо объектами недвижимого имущества и высокой степенью мобильности. Отсутствие разрешений административных органов на торговлю, отсутствие договоров аренды торговых мест или земельных участков, отсутствие факта оплаты за использование торговых мест или земельных участков само по себе не лишает торговлю статуса развозной торговли.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 23 декабря 2013 г. по делу №А32-17083/2012 признал недопустимым квалификацию деятельности в качестве развозной торговли при наличии следующих признаков:

- товар развозился только по заявкам покупателей согласно ранее заключенным договорам на оптовую поставку товара;

- какая-либо развозная розничная торговля с автомашин на ярмарках, рынках и иных местах не производилась;

- автотранспортные средства не были оборудованы для осуществления розничной торговли, контрольно-кассовая техника отсутствовала;

- при доставке товаров покупателям присутствовали только водители и грузчики, функции продавцов ими не выполнялись.

К развозной торговле относится, в том числе, торговля с использованием передвижных торговых автоматов. При этом к передвижным торговым автоматам относятся торговые автоматы, применяемые только с транспортным средством (Письма Минфина РФ от 25 января 2008 г. № 03-11-04/3/21, от 28 марта 2011 г. № 03-11-11/72).

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru