Внесены изменения в торговое законодательство

На кого распространяются требования обновленного торгового законодательства? Каковы новые сроки оплаты товаров? Каким способом должен обеспечиваться доступ к информации об условиях отбора контрагентов?

Традиционно в августовском номере журнала размещаются комментарии к самым значимым федеральным законам. Начнем с Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, которым внесены поправки в Закон о торговле[1].

Отметим, что изменения, вносимые в торговое законодательство, длительное время обсуждались между участниками рынка и большинство из них были «проверены» Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

На кого распространяются требования торгового законодательства?

Одной из существенных поправок, внесенных в Закон о торговле, является то, что установленные его гл. 3 антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции[2]. Что же понимается под группой лиц?

Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):

Понятия, термины, определения

Основные понятия, используемые в Законе о торговле, содержатся в ст. 2. Комментируемым законом внесены корректировки в определение «торговая сеть».

Старая редакция закона

Новая редакция закона

Торговая сеть

Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):

Обязанности торговой сети и поставщиков продовольственных товаров

Статьей 9 Закона о торговле установлены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки. В частности, названные лица обязаны:

 
Торговая сеть

Обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора

 
Поставщик продовольственных товаров

Помимо указанного выше обеспечивать доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров

До недавнего времени доступ к указанной информации названными лицами мог быть обеспечен двумя способами по выбору:

Комментируемым законом в ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о торговле внесены изменения, согласно которым вся необходимая информация в обязательном порядке должна быть доступна на сайте торговой сети (поставщика продовольственных товаров). Второй способ представления информации (путем представления в 14-дневный срок по запросу контрагента) уходит в прошлое.

О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок

С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).

Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:

Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):

О сроках оплаты товаров

В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если торговой организацией и поставщиком продовольственных товаров заключается договор поставки с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи, срок оплаты товаров не может превышать установленного периода. Комментируемым законом в названную статью внесены изменения.

Срок годности на продовольственные товары

Срок оплаты продовольственных товаров

Старая редакция закона

Новая редакция закона

Менее чем 10 дней

Не позднее 10 рабочих дней со дня приемки товаров

Не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения товаров

От 10 до 30 дней включительно

Не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки товаров

Не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения товаров

Свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ

Не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки товаров

Не позднее чем 40 календарных дней со дня фактического получения товаров

Новые запреты

Торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров категорически запрещается следующее (п. 13 ст. 9 Закона о торговле):

Взимать плату

Возмещать расходы

– за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

– за изменение ассортимента продовольственных товаров

– в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;

– не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров

Несоблюдение названных запретов будет караться штрафом
(ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ):

Переход права собственности на товары обязателен

Поставщики и торговые сети не вправе заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения названных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ (п. 5 ст. 13 Закона о торговле). Штраф за данное нарушение составит (ч. 5 ст. 14.40 КоАП РФ):

Ранее эта норма звучала так: торговым сетям и организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается производить оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Порядок вступления закона в силу

Данный закон вступил в силу 15.07.2016. Условия договоров, регулируемые Законом о торговле, должны быть приведены в соответствие новым правилам до 01.01.2017. Если контрагенты не внесут необходимые поправки в договоры, с 1 января 2017 года не соответствующие торговому законодательству условия договоров будут признаны утратившими силу.


[1] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».