Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
На кого распространяются требования обновленного торгового законодательства? Каковы новые сроки оплаты товаров? Каким способом должен обеспечиваться доступ к информации об условиях отбора контрагентов?
Традиционно в августовском номере журнала размещаются комментарии к самым значимым федеральным законам. Начнем с Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, которым внесены поправки в Закон о торговле[1].
Отметим, что изменения, вносимые в торговое законодательство, длительное время обсуждались между участниками рынка и большинство из них были «проверены» Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.
Одной из существенных поправок, внесенных в Закон о торговле, является то, что установленные его гл. 3 антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции[2]. Что же понимается под группой лиц?
Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):
Основные понятия, используемые в Законе о торговле, содержатся в ст. 2. Комментируемым законом внесены корректировки в определение «торговая сеть».
Старая редакция закона |
Новая редакция закона |
---|---|
Торговая сеть |
|
Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации |
Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации |
Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):
Статьей 9 Закона о торговле установлены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки. В частности, названные лица обязаны:
|
⇒ |
Обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора |
⇒ |
|
⇐ |
Помимо указанного выше обеспечивать доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров |
⇐ |
До недавнего времени доступ к указанной информации названными лицами мог быть обеспечен двумя способами по выбору:
Комментируемым законом в ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о торговле внесены изменения, согласно которым вся необходимая информация в обязательном порядке должна быть доступна на сайте торговой сети (поставщика продовольственных товаров). Второй способ представления информации (путем представления в 14-дневный срок по запросу контрагента) уходит в прошлое.
С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:
Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):
В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если торговой организацией и поставщиком продовольственных товаров заключается договор поставки с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи, срок оплаты товаров не может превышать установленного периода. Комментируемым законом в названную статью внесены изменения.
Срок годности на продовольственные товары |
Срок оплаты продовольственных товаров |
|
---|---|---|
Старая редакция закона |
Новая редакция закона |
|
Менее чем 10 дней |
Не позднее 10 рабочих дней со дня приемки товаров |
Не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения товаров |
От 10 до 30 дней включительно |
Не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки товаров |
Не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения товаров |
Свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ |
Не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки товаров |
Не позднее чем 40 календарных дней со дня фактического получения товаров |
Торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров категорически запрещается следующее (п. 13 ст. 9 Закона о торговле):
Взимать плату |
Возмещать расходы |
---|---|
– за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты; – за изменение ассортимента продовольственных товаров |
– в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика; – не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров |
Несоблюдение названных запретов будет караться штрафом
(ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ):
Поставщики и торговые сети не вправе заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения названных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ (п. 5 ст. 13 Закона о торговле). Штраф за данное нарушение составит (ч. 5 ст. 14.40 КоАП РФ):
Ранее эта норма звучала так: торговым сетям и организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается производить оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Данный закон вступил в силу 15.07.2016. Условия договоров, регулируемые Законом о торговле, должны быть приведены в соответствие новым правилам до 01.01.2017. Если контрагенты не внесут необходимые поправки в договоры, с 1 января 2017 года не соответствующие торговому законодательству условия договоров будут признаны утратившими силу.
[1] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».