Уплачивается ли ЕНВД по договору с больницей?

Аптека получила предложение от медучреждений по реализации им лекарственных средств. Можно ли доход от сделки включить в объем реализации в рамках «вмененки»?

Основным видом деятельности любой аптечной организации является реализация непосредственно населению лекарственных средств, медицинских изделий в розницу. По названному виду деятельности аптеки часто переходят на спецрежим в виде уплаты ЕНВД. Но нередко они получают предложения от различных юридических лиц (прежде всего – медицинских учреждений) относительно реализации им лекарственных средств и медицинских изделий. Можно ли доход от сделок по договорам с такими лицами включить в объем реализации в рамках указанного спецрежима? Об этом расскажем в данной статье.

Розничная торговля и ЕНВД

Одним из видов деятельности, по которому налогоплательщики вправе применять спецрежим в виде уплаты ЕНВД, является розничная торговля. В пункте 2 ст. 346.26 НК РФ отдельно выделены:

В пункте 6 Письма ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@ поясняется, что розничная торговля лекарственными средствами осуществляется на основании специального разрешения – лицензии на осуществление фармацевтической деятельности[1].

Розничную торговлю лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, имеют право осуществлять (ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»):

Согласно ч. 35 ст. 4 Федерального закона № 61-ФЗ аптечная организация – организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.

В Письме ФНС России № АС-4-2/9303@ поясняется, что, в частности, предпринимательская деятельность именно аптечных организаций по реализации физическим и юридическим лицам как за наличный, так и за безналичный расчет лекарственных препаратов и прочих товаров медицинского назначения, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть переведена на систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД.

Налоговики со ссылкой на ст. 346.27 НК РФ отметили, что в целях уплаты ЕНВД к розничной торговле не относится передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

Действительно, об этом прямо говорится в данной статье. В Письме ФНС России от 15.01.2015 № ГД-4-3/228@ уточняется, что на систему налогообложения в виде ЕНВД переводится реализация на основе договоров розничной купли-продажи готовых лекарственных препаратов (в том числе их реализация отдельным категориям граждан по льготным рецептам (льготным ценам)), но не операции, связанные с отпуском (передачей) отдельным категориям граждан по льготным рецептам бесплатных готовых лекарственных препаратов, а также изготовленных в аптеке по индивидуальным рецептам врачей лекарственных средств.

Однако в Письме № АС-4-2/9303@ налоговики также добавили, что не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД предпринимательская деятельность аптечных организаций, связанная с реализацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бюджетным учреждениям по муниципальным и государственным контрактам, а также на основании договоров поставки независимо от формы расчета (наличной или безналичной)[2].

Вот об этом в НК РФ не сказано. Правда, в отношении договоров поставки правота налоговиков очевидна. Но что такое договор поставки и в чем его отличие от договора розничной купли-продажи?

Продажа бюджетному учреждению. Только ли по договору поставки?

Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Такой договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). То есть для данного договора не важны форма расчетов, статус покупателя.

На это указал Минфин в Письме от 22.07.2013 № 03-11-06/3/28611, отвечая на вопрос налогоплательщика, относится ли реализация товаров организациям через магазин (аптечный пункт) за безналичный расчет к розничной торговле для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Финансисты напомнили о выводе, который содержится в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157. Суд отметил, что НК РФ не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности выявлять цель приобретения покупателями товаров и контролировать их последующее использование.

По мнению арбитров, одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде ЕНВД, является осуществление этой деятельности исключительно через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, упомянутые в пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Если налоговый орган не представил доказательств осуществления налогоплательщиком розничной торговли не только через указанные объекты, то «вмененка» охватывает в том числе сделки по реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В том же Письме Минфина России № 03-11-06/3/28611 указывается, что согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые (закупаемые) им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Здесь финансисты подчеркнули особенность договора поставки, связанную с целью использования товаров: она не должна быть связана с предпринимательской деятельностью. Но если товар реализуется, например, бюджетному учреждению (такому, как больница) для использования в рамках государственных программ для лечения больных, неужели такое использование следует считать связанным с какой-то предпринимательской деятельностью? Неужели закупка по контракту – обязательно договор поставки? Нам кажется, что нет. Если лекарственные средства приобретаются не для перепродажи, а для применения по их назначению, то, очевидно, их реализация соответствует всем критериям розничной купли-продажи.

Но позиция чиновников иная, а аргументы в ее пользу подробно изложены, например, в Письме Минфина России от 05.04.2016 № 03-11-06/3/19246. Ведомство указывает на то, что под целями, не связанными с личным использованием, нужно понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т. п.).

Если условия для признания договора купли-продажи розничным соблюдаются, то соответствующая реализация даже за безналичный расчет бюджетным учреждениям может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Но пунктом 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

В пункте 2 ст. 525 ГК РФ признается, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 – 522), если иное не предусмотрено правилами обозначенного кодекса[3].

Кроме того, по мнению финансистов, поставка по муниципальному контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности, в отличие от розничной купли-продажи (а вот с этим можно согласиться). Ведь договор поставки по муниципальному контракту согласно Федеральному закону № 44-ФЗ заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным заказчикам.

На этом основании чиновники пришли к выводу, что деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, на основе договоров поставки или по государственным (муниципальным) контрактам относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, к которой применяется общий режим налогообложения или УСНО (см. также Письмо Минфина России от 27.11.2015 № 03-11-10/69059).

Что думают суды?

Арбитражная практика по вопросу о возможности применения спецрежима в виде ЕНВД при продаже товаров по государственным и муниципальным контрактам неоднозначна. Поясним это на нескольких примерах, пусть не касающихся продаж лекарственных средств напрямую, но применимых к ним по существу.

Так, в Постановлении ФАС ПО от 09.08.2011 по делу № А65-24455/2010 судьи приняли во внимание лишь цель закупки по муниципальному контракту учреждением у налогоплательщика, применяющего спецрежим в виде уплаты ЕНВД. Речь шла об образовательном учреждении, закупавшем учебную литературу, как определили судьи, для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

По решению суда такая операция относится к розничной торговле и подлежит обложению ЕНВД (см. также Постановление ФАС ЦО от 17.01.2011 по делу № А23-1180/10А-21-57ДСП).

Любопытные аргументы были приведены судьями в Постановлении ФАС ДВО от 03.08.2011 № Ф03-3329/2011 по делу № А80-305/2009[4]. Так, они заявили: уже в силу того, что все покупатели являлись бюджетными учреждениями, приобретение товаров для целей коммерческой деятельности исключалось.

Кроме того, способы приобретения бюджетными учреждениями товаров по государственным и муниципальным контрактам, установленные законодательством (например, путем запроса котировок), сами по себе не опровергают правовую природу договоров розничной купли-продажи.

Другое дело, если государственный или муниципальный контракт содержит иные признаки, которые не позволяют отнести его к договору розничной купли-продажи (см. Постановление ФАС СКО от 23.04.2014 по делу № А01-2357/2012).

Налогоплательщик осуществлял поставку продуктов питания больнице. При этом был заключен договор, согласно которому налогоплательщик обязался поставить покупателю товар в обусловленный срок, а он – принять и оплатить его. В договорах была пре­дусмотрена ответственность сторон за нарушение сроков и объема поставки, а также сроков оплаты, они заключены на длительный период времени, в них определен ассортимент товаров и сроки поставки, порядок и форма расчетов.

Кроме того, контракты предусматривали, что отпуск товара оформляется товарными накладными, товар подлежит доставке транспортом предпринимателя. При изменении цен на предоставляемую продукцию налогоплательщик уведомлял об этом покупателя в письменной форме, впоследствии условия соглашений изменялись.

На данном основании суд пришел к логичному выводу, что сложившиеся между налогоплательщиком и бюджетным учреждением отношения характеризуются существенными условиями договора поставки, а не розничной купли-продажи (см. также постановления АС УО от 27.11.2014 № Ф09-7527/14 по делу № А47-9959/2013, от 29.10.2014 № Ф09-7145/14 по делу № А76-27844/2013). В связи с этим он не придал значения тому, что поставка осуществлялась некоммерческой (бюджетной) организации.

* * *

Продажу по муниципальному контракту можно отнести к реализации, что облагается ЕНВД, но только в том случае, если нет признаков договора поставки, указанных выше, если товар реализуется непосредственно через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, упомянутые в пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В иной ситуации к такой реализации следует применять налоги в рамках общего режима или УСНО.

Заметим, что согласно действующей в настоящее время позиции Минэкономразвития закупка лекарственных средств возможна в розничной аптечной сети (Письмо от 17.02.2016 № Д28и-339). Ведомство допускает это, в частности, для случая закупки товара на сумму, не превышающую 100 000 руб., в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, то есть как у единственного поставщика.

В Письме Минэкономразвития России от 08.05.2014 № Д28и-701 указывается также, что в случае такой закупки заказчик вправе оплатить товар на основании кассового чека, или выставленного счета, или иного документа, предусмотренного законодательством РФ.

Отметим: согласно Постановлению АС ВСО от 02.03.2016 № Ф02-458/2016 по делу № А33-7492/2015 в подобном случае поставщику не обязательно иметь лицензию на осуществление оптовой торговли лекарственными препаратами, а достаточно лицензии на розничную торговлю названными препаратами – при условии, что это допускается условиями закупки (см. постановления АС СЗО от 01.10.2015 № Ф07-5702/2015 по делу № А26-5889/2014, АС СКО от 13.04.2016 № Ф08-1784/2016 по делу № А15-3076/2015, АС УО от 28.04.2016 № Ф09-2793/16 по делу № А71-9110/2015).

Добавим, что закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую 200 000 руб., возможна и в отношении лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). Полагаем, что и в данном случае возможно приобретение обозначенных лекарственных препаратов в розничной сети. Однако позиция Минэкономразвития по этому поводу не ясна. 


[1] В настоящее время такая лицензия выдается на основании Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.

[2] Минфин в Письме от 10.12.2012 № 03-11-06/3/84 подчеркнул, что речь идет о реализации лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения по государственным (муниципальным) контрактам. Но именно в такой форме законодательство обязывает производить закупки для бюджетных учреждений.

[3] Однако заметим, что речь в данной норме идет об отношениях в рамках гражданского законодательства, но не налогового, для которого в целях применения спецрежима в виде уплаты ЕНВД установлены свои правила признания договора в качестве договора розничной купли-продажи.

[4] Определением ВАС РФ от 09.12.2011 № ВАС-15551/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.