Платежные агенты и продажа авиа- и железнодорожных билетов

Нужно ли работающим в данном направлении организациям открывать специальный счет для ведения расчетов по продаже билетов, или на них не распространяются требования законодательства о платежных агентах? Ответ на этот вопрос – в судебных решениях.

Нужно ли организациям открывать специальный счет для ведения расчетов по продаже билетов или на них не распространяются требования законодательства о платежных агентах? Расскажем в статье.

В журнале (статья И. Н. Калининой «Турагент – платежный агент», № 4, 2015) мы уже обращались к вопросам применения положений Закона № 103-ФЗ[1] в туристической отрасли. Следует отметить, что ситуация неоднозначная. Налоговым инспекторам, которые, собственно, и выносят предписания о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушения Закона № 103-ФЗ, нередко приходится отстаивать свою правоту в суде. Успех гарантирован не всегда, причем, несмотря на порядочное число уже принятых постановлений на данную тематику, заранее определить исход дела проблематично. Разберем проблему на примере фирм, которые специализируются на продаже билетов.

Чаще всего такая деятельность осуществляется на основании агентского (субагентского) соглашения о реализации авиа- и железнодорожных перевозок. В рамках этих соглашений агент (субагент) бронирует, оформляет и продает билеты физическим лицам от имени организаций-перевозчиков (принципалов), с которыми и заключены вышеназванные соглашения. Выдача соответствующих билетов по п. 2 ст. 785 ГК РФ означает заключение договора перевозки пассажира. Прием денежных средств у физических лиц в качестве оплаты билетов в данном случае является следствием заключения договора перевозки. Такое положение вещей исключает привлечение агента к ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку целью и результатом его деятельности в описанной ситуации является именно заключение договора перевозки. В свою очередь, Закон № 103-ФЗ действует и на отношения, связанные с оказанием единственной услуги – услуги по приему платежей.

Важно

Деятельность платежного агента – только прием денежных средств. Платежный агент не участвует в оказании услуг плательщику поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Таким образом, принятие платежей от физических лиц далеко не всегда означает необходимость применения положений Закона № 103-ФЗ по открытию и использованию специального счета и ККТ. В частности, осуществление организациями и ИП расчетов с физическими лицами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) Законом № 103-ФЗ не регулируется, значит, и требование, предусмотренное ч. 14 ст. 4 данного закона, об обязательном открытии специального счета на этих лиц не распространяется. Приведенное утверждение действительно и для агентов, заключающих (от имени и по поручению перевозчиков) договоры воздушной и железнодорожной перевозки пассажиров. Такой вывод следует из постановлений ВС РФ от 16.07.2015 № 307-АД15-504, от 16.12.2015 № 307-АД15-12589.

На этом можно было бы закрыть тему, если бы в апреле 2016 года ВС РФ не выпустил документ, содержащий противоположные выводы (см. Постановление от 01.04.2016 № 308-АД15-14868). Указанным постановлением Верховный суд поддержал выводы предыдущих инстанций о необходимости привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ агента по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Соответствующее предписание (о наложении штрафа; его размер, кстати, для юридических лиц колеблется в пределах от 40 000 до 50 000 руб.) было выдано организации после проверки (внимание!) пункта реализации авиа- и железнодорожных билетов. Таким образом, ситуация, рассмотренная судьями, в общем-то идентична тем, что описаны в предыдущих примерах: организация-агент на основании соглашений об оказании услуг по продаже авиа- и железнодорожных билетов продавала физическим лицам соответствующие билеты и принимала оплату их стоимости. Дальнейшее перечисление денег перевозчикам происходило без использования специального счета. Причем продажа и оформление перевозок осуществлялись в строгом соответствии с тарифами, правилами и условиями, диктуемыми перевозчиками. Кроме того, агент бронировал билеты, оказывал гражданам информационные и консультационные услуги – данные действия были признаны частью деятельности по продаже билетов. В этом случае все суды, включая Верховный суд, квалифицировали организацию как платежного агента.

* * *

Арбитражная практика по применению Закона № 103-ФЗ в отношении агентов, реализующих физическим лицам авиа- и железнодорожные билеты, неоднозначна. Еще совсем недавно, полагаясь на отдельные документы ВС РФ, можно было утверждать, что организации, при посредничестве которых заключается договор перевозки (об этом свидетельствует продажа проездного билета), не являются платежными агентами и не должны использовать при расчетах специальные счета и ККТ. Однако выводы, сделанные ВС РФ в Постановлении № 308-АД15-14868, говорят об обратном, поэтому риск привлечения агентов, реализующих билеты, к административной ответственности остается (если, конечно, они игнорируют требования Закона № 103-ФЗ в части открытия и использования специальных счетов). 


[1] Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».