Представительские расходы на покупку спиртных напитков: учет и налогообложение

Отражаются ли на счете 26 "Общехозяйственные расходы" представительские расходы на покупку спиртных напитков? Признаются ли они в этом качестве в целях налогообложения прибыли организаций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты организации на приобретение спиртных напитков могут быть отнесены к представительским расходам, связанным с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

В бухгалтерском учете они признаются расходами по обычным видам деятельности и могут отражаться на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В целях налогообложения прибыли организаций в пределах установленного лимита они учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет


В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В бухгалтерском учете представительские расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99). Никаких ограничений по видам и размерам представительских расходов в бухгалтерском учете нет.
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

На основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция к Плану счетов), представительские расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу" (если организация занимается торговой деятельностью) в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В случае, если произведенные затраты не могут быть признаны представительскими расходами, либо в случае отсутствия оправдательных документов расходы относятся в бухгалтерском учете к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы"*(1).

Налог на прибыль организаций


Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли на основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ, в свою очередь, установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:

- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;

- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Таким образом, в ст. 264 НК РФ содержится закрытый перечень затрат, которые относятся к представительским, поэтому иные виды расходов (на организацию развлечений и отдыха, оплату виз, профилактику или лечение заболеваний и др.) представительскими не считаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Затраты сверх указанного лимита в целях налогообложения не учитываются (п. 42 ст. 270 НК РФ).

Контролирующие органы и суды в большинстве случаев не возражают против включения затрат на покупку спиртных напитков (алкоголя) и табачных изделий для организации официального приема, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходов, но только в пределах, обусловленных обычаями делового оборота при проведении подобных мероприятий. Под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ) (письма Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136, от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30, от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49, УМНС России по г. Москве от 27.09.2004 N 26-12/62972, постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N Ф06-10003/12, ФАС Уральского округа от 10.11.2010 N Ф09-7088/10-С2, ФАС Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18, а также письмо УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 N А56-32729/04 - с противоположной позицией).

В письме Минфина России от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004 на аналогичный вопрос о включении в состав представительских расходов стоимости приобретенных спиртных напитков по этому поводу сказано, что конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован.

С учетом этого считаем, что затраты организации на приобретение спиртных напитков могут быть отнесены к представительским расходам, связанным с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. В целях налогообложения прибыли организаций они учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в пределах установленного лимита.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет представительских расходов;

- Энциклопедия решений. Представительские расходы в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия судебной практики. Налог на прибыль организаций. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (Ст. 264 НК).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При условии применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" в соответствии с п.п. 2, 4, 7 этого документа, если какие-либо расходы не признаются в целях налогообложения (например, в случае списания сверхнормативных представительских и рекламных расходов), то в бухгалтерском учете подлежит отражению постоянное налоговое обязательство (Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль").