Взыскать нельзя списать

Когда возможно взыскание просроченной задолженности? В какой момент она подлежит списанию с учета? Каковы критерии признания задолженности безнадежной? Как отразить операции по списанию безнадежных долгов в бюджетном учете? Какие документы для этого нужны?

Нет, мы не забыли поставить запятую в заголовке. Именно такая двоякая ситуация возникает, когда на балансе учреждения числится просроченная дебиторская задолженность. Когда возможно взыскание такой задолженности? В какой момент она подлежит списанию с учета? Каковы критерии признания задолженности безнадежной? Как отразить операции по списанию безнадежных долгов в бюджетном учете? Какие документы для этого нужны? Давайте разбираться.

Основные понятия и определения

Дебитор – юридическое или физическое лицо, имеющее денежную или имущественную задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность – имущественное требование учреждения к другим юридическим и физическим лицам, являющимся его должниками, которое возникло в силу действия государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора или правовой нормы. Она может появиться вследствие невыполнения договорных обязательств, излишней выдачи денежных сумм подотчет, обнаружения недостач, хищений имущества и денежных средств, излишне уплаченных налогов, сборов и пеней и т. д.

Дебиторская задолженность возникает вследствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами.

Просроченная дебиторская задолженность – задолженность, которая не погашена в установленный срок (к примеру, в срок, определенный контрактом). Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной (нереальной к взысканию) в порядке, установленном законодательством РФ.

Взыскание просроченной задолженности

Первоочередными мероприятиями по взысканию просроченной дебиторской задолженности являются подготовка и направление письменного обращения (претензии) к должнику по вопросу погашения им в добровольном порядке задолженности.

Одним из условий соответствующей претензии должно быть требование об оплате неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с положениями законодательства и условиями контракта (договора) за весь период просрочки исполнения обязательства.

Если дебитор не исполнит заявленные в претензии требования в указанный в ней срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке. Стоит отметить, что претензионный досудебный порядок урегулирования споров является обязательным, если это предусмотрено федеральным законом или условиями договора, заключенного сторонами (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение суда и без соблюдения данного порядка.

Взыскать просроченную дебиторскую задолженность учреждение вправе в пределах срока исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).

Различают следующие сроки исковой давности:

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. А если срок исполнения обязательств не установлен или установлен моментом востребования, срок исковой давности начинается со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения требования. При этом срок исковой давности в любом случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности может прерываться совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

К действиям, свидетельствующим о признании долга, в целях перерыва течения срока исковой давности могут относиться, в частности (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43):

В свою очередь, признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником. В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).

Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (п. 2 ст. 206 ГК РФ).

Кроме того, в ст. 202 ГК РФ предусмотрены обстоятельства, при возникновении которых возможно приостановить течение срока исковой давности, перечислим их:

Причем течение срока исковой давности приостанавливается, если такие обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее – в течение срока исковой давности. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее – до срока исковой давности.

Если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т. п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения данной процедуры, а при отсутствии такого срока – на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Критерии признания задолженности безнадежной

До недавнего времени в бюджетном законодательстве отсутствовали нормы, определяющие критерии признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной. Сейчас они закреплены в ст. 47.2 БК РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Критерии таковы:

1) смерть физического лица – плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя – плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

3) ликвидация организации – плательщика платежей в бюджет в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

4) принятие судом акта, согласно которому администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением предусмотренного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;

5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

6) истечение установленного КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока (в отношении административных штрафов, не уплаченных в определенный срок).

Инициатором признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной выступает администратор доходов бюджета, обладающий согласно бюджетному законодательству полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ (п. 4 ст. 47.2 БК РФ).

Положения ст. 47.2 БК РФ не распространяются на платежи по налогам, сборам и страховым взносам, а также на платежи, установленные таможенным законодательством.

Казенные учреждения при принятии решения о признании задолженности безнадежной к взысканию могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства (в части критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной), в частности:

Конкретный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной казенное учреждение вправе закрепить в учетной политике исходя из требований действующего законодательства РФ и правовых актов вышестоящего органа власти (местного самоуправления).

Списание безнадежной задолженности

Безнадежная (нереальная к взысканию) дебиторская задолженность подлежит списанию с балансового учета на основании:

Бухгалтерские записи по списанию в установленном порядке дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, в соответствии с положениями Инструкции № 162н[1] формируются в следующем порядке:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 162н

Списана задолженность по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам

1 401 10 173

1 205 хх 660

1 207 хх 640

120

Списана задолженность по ущербу имуществу вследствие:

 

 

 

– неустановления виновных лиц, с их уточнениями решениями судов

 

1 401 10 172

 

1 209 хх 660

86

– приостановления согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

 

1 401 10 173

Списана задолженность на основании распорядительного документа (акта) органа государственной власти, должностного лица или другого уполномоченного органа

1 401 10 173

1 303 хх 730

120

Списана задолженность по произведенным авансовым платежам

1 401 20 273

1 206 хх 660

80

Списана задолженность подотчетных лиц

1 401 20 273

1 208 хх 660

84

В силу п. 339 Инструкции № 157н[2] дебиторскую задолженность, списанную с балансового учета, необходимо учитывать на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в названный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ способом.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 340 Инструкции № 157н):

Списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:

В последних двух случаях дебиторская задолженность при списании ее с забалансового учета одновременно отражается на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям (на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждения).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н порядок списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 учреждение вправе установить в рамках своей учетной политики (Письмо Минфина РФ от 18.02.2014 № 02-06-10/6776). Однако при разработке такого порядка казенным учреждениям следует учитывать порядок, предусмотренный вышестоящим органом власти (местного самоуправления).

Рассмотрим несколько практических ситуаций по списанию безнадежной дебиторской задолженности.

В учете органа власти, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета, числилась дебиторская задолженность по уплате административного штрафа в размере 6 000 руб. На основании судебного решения об объявлении гражданина умершим задолженность признана безнадежной и списана с учета.

Согласно Указаниям № 65н[3] доходы, полученные от уплаты административных штрафов, относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ. Соответственно, учет таких доходов следует вести на счете 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия».

Наличие судебного решения об объявлении гражданина умершим является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию. Списание задолженности с баланса отразится в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана дебиторская задолженность по уплате административного штрафа в связи со смертью должника

1 401 10 173

1 205 41 660

6 000

Отражать списанную дебиторскую задолженность на забалансовом счете 04 не нужно, поскольку дебитор умер.

В учете казенного учреждения числилась дебиторская задолженность подотчетного лица, с которым были прекращены трудовые отношения, на сумму 200 руб. Срок исковой давности этой задолженности истек, и по согласованию с вышестоящим органом власти она была списана с учета.

Согласно п. 220 Инструкции № 157н, п. 86 Инструкции № 162н учет расчетов по суммам своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц ведется на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». Поэтому операции по списанию такой задолженности с баланса в связи с истечением срока исковой давности отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана дебиторская задолженность подотчетного лица с истекшим сроком исковой давности

1 401 10 173

1 209 30 660

200

Отражено одновременно принятие списанной задолженности на забалансовый учет

Забалансовый счет 04

 

200

В казенном учреждении на забалансовом счете 04 числилась дебиторская задолженность лица, признанного судом неплатежеспособным, в размере 18 000 руб. Задолженность образовалась в результате недостачи основных средств. В текущем году имущественное положение должника улучшилось, и сумма ущерба была полностью возмещена в доход бюджета. Учреждение наделено отдельными полномочиями администратора доходов по начислению и учету платежей в бюджет.

Данные операции отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана с забалансового учета восстановленная сумма дебиторской задолженности по недостаче основных средств

 

Забалансовый счет 04

18 000

Отражена по балансовому учету сумма восстановленной дебиторской задолженности

1 209 71 560

1 401 10 173

18 000

Отражена сумма задолженности перед бюджетом

1 304 04 410

1 303 05 730

18 000

Отражено поступление суммы задолженности в доход бюджета

1 303 05 730

1 209 71 660

18 000

* * *

На основании вышеизложенного резюмируем:

В заключение скажем, что работа по мониторингу дебиторской задолженности должна вестись постоянно. Важно не допускать образования просроченной задолженности и следить за своевременным списанием безнадежных долгов с балансового учета. В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии дебиторской задолженности инвентаризацию такой задолженности следует производить ежеквартально. Напомним, что начиная с подачи отчетности за 2015 год информация о проведении инвентаризации дебиторской задолженности с указанием причин ее возникновения и мер по сокращению подлежит представлению получателями средств федерального бюджета своим ГРБС одновременно с ежеквартальной и годовой бюджетной отчетностью (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/73609, Федерального казначейства № 07-04-05/02–848 от 10.12.2015).


[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.