О прекращении деятельности по управлению МКД

Принятием Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1434 предпринята попытка упорядочить процедуру передачи дома от одного управляющего другому. В частности, скорректирован перечень документации, подлежащей передаче новому управляющему (в него включены оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений, а также документы, необходимые для расчета платы за коммунальные услуги)...

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 № 1434 (вступило в силу 07.01.2016) были внесены изменения в несколько актов Правительства РФ, регулирующих деятельность по управлению МКД. Основной вопрос – порядок прекращения деятельности по управлению конкретным домом. Кроме того, были приведены в соответствие с действующим законодательством отдельные положения подзаконных актов. Рассмотрим новшества и оценим их.

Состав технической документации

Как известно, при прекращении управления домом одной компанией и начале управления домом другим лицом одним из важнейших вопросов становится судьба технической документации на МКД, без которой управление домом невозможно. Учитывая злоупотребления при смене управляющих, законодатель даже ввел административную ответственность за неправомерное удержание технической документации на дом, установив штрафы в существенном размере (ст. 7.23.2 КоАП РФ). Тем не менее нередки иски об истребовании технической документации на МКД, ведь, удерживая документы, прежний УК фактически препятствует вступлению нового управляющего в законные полномочия. Четко очерченный круг данных, которые содержатся в связанных с управлением МКД документах, способствует упрощению процедуры их передачи.

С момента введения в действие Правил содержания общего имущества п. 24, в котором перечислены документы, входящие в состав технической документации на МКД, оставался неизменным. И вот с 2016 года перечень документов был расширен за счет:

В пункте 26 Правил содержания общего имущества перечислены иные документы, связанные с управлением МКД, и их список также пополнился. Среди новых сведений:

Порядок прекращения деятельности по управлению домом

Во исполнение ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в Правила осуществления деятельности по управлению МКД был введен новый разд. VI «Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием».

Обратим внимание, что предыдущий раздел (разд. V) данных правил, действующий с самого начала их применения, описывает порядок передачи технической документации при смене способа управления, истечении срока или досрочном расторжении договора управления. Но ранее не был описан порядок прекращения управления в таких ситуациях.

Дата прекращения управления

В нормативном документе теперь названа дата прекращения договора управления МКД в случае изменения способа управления (полагаем, что здесь имеется в виду не только выбор другого способа управления, кроме УК, но и выбор новой УК вместо прежней). Это день, предшествующий дню начала реализации нового способа управления. Это очевидное правило, ведь в силу специфики деятельности должны быть обеспечены непрерывность обслуживания дома, преемственность между управляющими. На практике нередко можно столкнуться с ситуацией, когда прежний управляющий, будучи уязвленным решением собственников помещений о досрочном расторжении договора, прекращает какие-либо работы в доме сразу после получения уведомления о принятом решении, не дожидаясь, когда новый управляющий вступит в полномочия. Это незаконно и теперь может быть квалифицировано как нарушение Правил осуществления деятельности по управлению МКД (ст. 7.23.3 КоАП РФ).

Аналогичный принцип действует в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия и аннулирования лицензии: дата прекращения договора определяется как день, предшествующий дню начала управления домом УК, выбранной на общем собрании или по результатам открытого конкурса (либо без конкурса в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 200 ЖК РФ). Это правило прямо вытекает из предписания продолжать осуществлять деятельность по управлению МКД вплоть до начала управления новым управляющим в указанных случаях (см. ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).

Передача документации на дом

Как уже было сказано, п. 18 – 23 Правил осуществления деятельности по управлению МКД регулируют порядок передачи технической документации на дом при смене способа управления по решению общего собрания, истечении срока действия договора управления или досрочном расторжении договора. В новом п. 25 предусмотрена обязанность УК передавать документы на дом лицу, принявшему на себя обязательства по управлению домом, в случае исключения сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия лицензии, ее аннулирования. Точнее, по отдельному акту приема-передачи должны быть переданы документы, названные в п. 24, 26 Правил содержания общего имущества, а также документы и сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, в частности:

Особо в п. 25 Правил осуществления деятельности по управлению МКД указано: подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на день передачи сведения.

Примечательно, что в нормах, регулирующих смену управляющего по решению собственников помещений, эти сведения не названы, хотя новый управляющий независимо от причины прекращения обязательств прежнего управляющего будет начислять плату за коммунальные услуги и ему не помешают указанные выше сведения.

Договоры с подрядчиками и РСО

В случае исключения МКД из реестра лицензий, прекращения действия лицензии, ее аннулирования договоры между УК и организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества, капитальному ремонту общего имущества, прекращаются одновременно с прекращением договора управления МКД (п. 26 Правил осуществления деятельности по управлению МКД).

Императивное правило о том, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления в указанных выше случаях, введено в Правила заключения договоров ресурсоснабжения (п. 32). Любопытно, что для иных случаев прекращения у абонента обязанности предоставлять коммунальную услугу правило сформулировано иначе (п. 31): в договоре должен быть предусмотрен порядок его расторжения, включая обязанность исполнителя проинформировать РСО о наступлении указанного обстоятельства в установленные договором ресурсоснабжения сроки. Одновременно из формулировки пп. «б» п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения можно сделать вывод, что у исполнителя есть право отказаться от исполнения такого договора в случае прекращения обязанности предоставлять коммунальные услуги, только если оно предусмотрено самим договором (в этой ситуации исполнитель обязан оплатить поставленный до момента расторжения договора коммунальный ресурс и выполнить все обязательства перед РСО). Вместе с тем прекращение обязанности предоставлять коммунальную услугу по причине выбытия дома из управления организации является безусловным основанием для прекращения ее обязательств по договору ресурсоснабжения (см. Определение ВС РФ от 14.11.2014 № 310-ЭС14-4335).

Дополнительно обратим внимание, что в п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения включен новый пп. «д (1)», согласно которому в договоре ресурсоснабжения следует предусматривать обязательства сторон по подписанию актов, фиксирующих показания ОПУ на момент прекращения обязательств УК, в том числе в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращением действия, аннулированием лицензии УК.

* * *

Авторами рассматриваемого подзаконного акта сделана попытка упорядочить процедуру прекращения управления домом и передачи его новому управляющему. На наш взгляд, поправки небезупречны. Прежде всего, они не учитывают, что прекращение управления домом по разным основаниям (смена способа управления по решению общего собрания и принудительные манипуляции с лицензией по причине нарушений со стороны УК), по сути, должно иметь одинаковые последствия (одинаковые основания для расторжения договора с подрядчиками и РСО, одинаковый состав связанной с управлением домом документации, подлежащей передаче новому управляющему). Кроме того, в части включения оригиналов решений собственников и протоколов общих собраний в состав документации, подлежащей передаче при смене УК, поправки устанавливают требования, не предусмотренные ЖК РФ, в чем можно усмотреть нарушение прав собственников помещений.