Изучаем обновленные требования к плану ФХД

Правила, по которым формировался план финансово-хозяйственной деятельности, претерпели изменения. Согласно Приказу Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н в плановый документ нужно будет включать расширенный перечень сведений, характеризующих финансовое положение учреждения.

Правила, по которым ранее формировался план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетных и автономных учреждений, претерпели изменения. Согласно Приказу Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н (далее – Приказ № 140н), внесшему поправки в Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н[1], в плановый документ нужно будет включать расширенный перечень сведений, характеризующих финансовое положение, а также поступления и выплаты учреждения. В чем заключаются корректировки и когда переходить на использование обновленной формы плана?

В силу п. 2 Приказа № 140н скорректированную форму необходимо применять начиная с плана ФХД на 2017 год. Однако учредитель может принять решение о более раннем исполнении положений законодательства – при планировании подведомственными учреждениями деятельности на 2016 год. Поэтому не исключено, что некоторые АУ уже перешли на использование в своей работе обновленных правил.

Основные изменения коснулись табличной части (п. 8 Требований № 81н в редакции Приказа № 140н) – по сути, именно она и представляет собой план ФХД. Остановимся на некоторых нововведениях подробнее.

Финансовое состояние учреждения

Данная группа показателей (см. таблицу 1 плана ФХД) была предусмотрена в прежней редакции Требований № 81н, однако сейчас подверглась уточнению. В части нефинансовых активов ничего не изменилось: как и раньше, здесь должна раскрываться информация о стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества. А вот в отношении финансовых активов теперь необходимо представлять расширенную информацию: указывать общую сумму денежных средств учреждения, из которой должны быть выделены отдельными строками суммы средств учреждения на счетах, депозитах, а также средств, вложенных в иные финансовые инструменты.

Уточнены и обязательства учреждения. В таблице нужно отражать кредиторскую задолженность (согласно прежней редакции Требований № 81н указывалась только просроченная кредиторская задолженность) и долговые обязательства.

Как видим, теперь в план ФХД будет вноситься информация о привлеченных автономным учреждением кредитах и открытых ему депозитах – ранее такие сведения отсутствовали в плановом документе. Все это позволит более полно раскрывать финансовое состояние учреждения и при необходимости своевременно оценивать возникающие риски (например, пользования тем же кредитом).

Поступления и выплаты учреждения

Данная группа сведений претерпела наиболее существенные изменения, касающиеся и оформления, и содержания таблицы 2.

Во-первых, суммы поступлений и выплат теперь не нужно будет разбивать в зависимости от того, на каком счете (лицевом в Казначействе или банковском) находятся денежные средства учреждения. Разграничивать суммы потребуется по другому признаку – виду финансового обеспечения деятельности учреждения. Сюда относятся субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, иные цели, осуществление капитальных вложений, средства ОМС, поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (в том числе от получения грантов).

Отметим, что в существующих планах ФХД, как правило, указываются основные виды финансового обеспечения (субсидии на выполнение задания, иные цели, поступления от платной деятельности), однако они отражаются не в графах, а в строках таблицы. Это позволяет учреждению раскрывать источники своих доходов, но не дает ответа на вопрос, за счет каких источников производятся те или иные выплаты. Новое оформление таблицы 2 устраняет данный пробел.

Во-вторых, информацию обо всех планируемых поступлениях и выплатах нужно представлять в обновленном виде. Поступления должны детализироваться по таким показателям, как:

В свою очередь, выплаты будут представляться в следующем разрезе:

В настоящее время учреждения, как правило, включают в таблицу 2 такую группу показателей по выплатам, как «Оплата работ, услуг», отдельно прописывая в ней расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных расходов и др. Согласно обновленным требованиям данную группу заменит другая – «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». Перечисленные виды выплат по своему характеру соответствуют новому наименованию группы.

В-третьих, помимо видов финансового обеспечения, указанных в графах таблицы 2, учреждения должны будут включать в план ФХД (в таблицу 4 «Справочная информация») планируемые суммы бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с БК РФ). Предыдущая редакция Требований № 81н не предусматривала отражения в данном документе названных сумм.

Обратите внимание, что сведения о суммах бюджетных инвестиций вынесены за пределы таблицы 2, характеризующей показатели по поступлениям и выплатам, и не могут быть объединены со сведениями о суммах субсидий на осуществление капитальных вложений. Дело в том, что при передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика на реализацию бюджетных инвестиций учреждение действует от имени соответствующего получателя бюджетных средств, данные суммы не поступают на его лицевой счет. Поэтому указанные инвестиции и не подлежат отражению в качестве поступлений учреждения (см. Письмо Минфина РФ от 23.10.2015 № 02-01-11/61441).

Расходы на закупки

Согласно п. 8 Требований № 81н в редакции Приказа № 140н план ФХД дополнится новой таблицей 2.1, в которую необходимо будет включать показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг. Ранее подобные сведения в составе планового документа не представлялись.

В таблице отражаются общие суммы расходов на закупки (на очередной финансовый год и два последующих года), которые, в свою очередь, должны быть детализированы по двум группам – закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ[2] и на основании Закона № 223-ФЗ[3]. Кроме того, совокупные расходы на закупки необходимо разделить на две строки:

Данная таблица, вероятно, станет объединяющим звеном между планом ФХД и планом закупки, формируемым при применении учреждениями закона № 223-ФЗ либо № 44-ФЗ. С одной стороны, информация о расходах на закупки находит отражение в основном разделе плана ФХД (в таблице 2), с другой – общие суммы, указанные в качестве выплат на названную цель, должны быть детализированы в плане закупки, где прописываются конкретные приобретения.

Заключение

Как сказано в п. 8 Требований № 81н (в новой редакции), по решению органа-учредителя в табличной части плана ФХД может отражаться иная информация. Однако должна соблюдаться установленная структура таблиц (в том числе строк и граф). Орган-учредитель вправе утвердить единую форму плана для автономных и бюджетных учреждений либо две отдельные формы и правила их заполнения (п. 16 Требований № 81н). Это означает, что учредителям предстоит привести существующие нормативные акты в соответствие Требованиям № 81н в редакции Приказа № 140н или издать новые документы аналогичного содержания. Если решение формировать планы ФХД на 2016 год по новым правилам не было принято, время на такую работу есть.


[1] «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Требования № 81н).

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».