Ответственность за нарушения установленного порядка осуществления некоторых операций с имуществом в бюджетных учреждениях

Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 № 344-ФЗ.

Комментируемый Федеральный закон от 28.11.2015 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом» дополняет нормы Кодекса об административных правонарушениях новыми составами административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка осуществления некоторых операций.

Совершение сделок бюджетными учреждениями.

Напомним, что бюджетные учреждения без согласия собственника не могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, специально выделенных собственником на эти цели, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, данное учреждение может распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ). К этому имуществу относится особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет собственных средств, и иное движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения.

Напомним, что в силу п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях[1]крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Под крупной сделкой понимается одна или несколько взаимосвязанных сделок, сопряженных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Аналогичные нормы установлены для автономных учреждений.

Порядок предварительного согласования совершения федеральными учреждениями крупных сделок и распоряжения имуществом определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Так, например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, установлен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537, а особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, определены в Положении об особенностях списания федерального имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение об особенностях списания имущества). В силу п. 2 указанного положения под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения из-за гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления местонахождения этого имущества.

Решение о списании федерального имущества принимается:

В случае принятия решения о списании особо ценного движимого и недвижимого имущества (а для казенных учреждений – любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника на списание.

Несмотря на то, что законодательством установлена обязанность государственного учреждения согласовывать сделки по распоряжению имуществом с учредителем, ответственность за несоблюдение этих требований не предусмотрена. Данное обстоятельство зачастую приводит к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей государственных (муниципальных) учреждений.

В целях обеспечения более эффективного управления государственным и муниципальным имуществом Федеральный закон № 344-ФЗ вводит ответственность руководителей бюджетных учреждений и самих учреждений за нарушение установленного порядка распоряжения указанным имуществом.

Так, в силу ст. 7.35 КоАП РФ нарушение государственным (муниципальным) бюджетным учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10% цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, а на само учреждение (предприятие) – от 10 до 20% цены совершенной сделки.

Поскольку ответственность за указанное правонарушение устанавливается в том числе путем наложения административного штрафа, Федеральный закон № 344-ФЗ вносит корреспондирующие изменения в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

Реализация норм Федерального закона № 344-ФЗ будет осуществляться уполномоченным на управление государственным (муниципальным) имуществом органом. Напомним, что на федеральном уровне таким органом является Росимущество.

Нарушение установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Федеральным законом № 344-ФЗ предлагается дополнить нормы Кодекса об административных правонарушениях новым составом административного правонарушения, связанным с несоблюдением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре. Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447.

В силу п. 14 этого положения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном учреждениями по договорам или иным основаниям, поступающем в их оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган) надлежащим образом заверенные правообладателем:

Отметим, что под надлежащим образом заверенными копиями документов подразумеваются:

Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики, а также практики, применяемой в налоговых органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, к надлежащим образом заверенным можно отнести копии документов, заверенные правообладателями – с одной стороны – и должностным лицом Росимущества – с другой. При этом правообладатель наряду с заверенными со своей стороны копиями документов, подтверждающих данные, указанные в карте сведений об объекте учета, представляет оригиналы названных документов.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня произведения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), для внесения в реестр представляет в соответствующий территориальный орган новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения об учете федерального имущества):

В силу п. 42 Положения об учете федерального имущества на правообладателей возложена ответственность согласно законодательству РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.

Вместе с тем до внесения Федеральным законом № 344-ФЗ изменений отсутствовал механизм воздействия на руководителей бюджетных учреждений в части соблюдения указанных требований. В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение – от 70 000 до 100 000 руб.

При этом во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 предусмотрено разъяснение термина «ненадлежащее представление сведений (информации)» – несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).

В заключение отметим, что указанные изменения вступили в силу 09.12.2015.


[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».