Отсрочка по уплате страховых взносов: когда и при каких условиях ее можно получить?

Чиновники ПФР назвали критерии для оценки финансового состояния страхователя, по которым внебюджетные фонды могут оценить целесообразность предоставления ему отсрочки по уплате страховых взносов.

В ряде случаев предприятиям и предпринимателям может быть предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов. Чтобы претендовать на указанную отсрочку, хозяйствующему субъекту необходимо выполнить требования, установленные Законом № 212-ФЗ[1]. В частности, перенести платеж по взносам на год можно при условии, что финансовое положение плательщика взносов не позволяет ему уплатить страховые взносы в установленный срок. Но что следует понимать под финансовым положением и – самое главное – как его оценить, законодательством о страховых взносах не определено. В Письме ПФР от 20.04.2015 № НП-30-26/4958 названы критерии для оценки финансового состояния страхователя, по которым территориальные внебюджетные фонды могут оценить целесообразность предоставления отсрочки и определить возможность уплаты страховых взносов в будущем. Тем самым специалисты ПФР, установившие такие критерии самостоятельно, отчасти восполнили законодательный пробел. Несмотря на то, что рекомендации ПФР адресованы в первую очередь территориальным органам внебюджетных фондов, они представляют интерес и для страхователей, поскольку, опираясь на них, страхователи смогут оценить свои шансы на получение отсрочки по уплате страховых взносов. Подробности – далее.

Что такое отсрочка по уплате страховых взносов?

Механизм предоставления плательщику взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов регламентирован положени­ями ст. 18.1 – 18.5 Закона № 212-ФЗ[2], определяющими условия, порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, а также прекращение действия отсрочки (рассрочки).

Отсрочка – это изменение срока перечисления взносов с едино­временной уплатой задолженности. В свою очередь, рассрочка означает изменение срока перечисления взносов с поэтапной уплатой задолженности (п. 1 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ). То есть различия между отсрочкой и рассрочкой заключаются лишь в порядке погашения задолженности по страховым взносам, а процедуры их получения схожи. Учитывая это обстоятельство, далее по тексту мы будем использовать одно из названных понятий – отсрочка.

К сведению

В силу п. 8 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ отсрочка может быть предоставлена в отношении не только страховых взносов, но и пеней и штрафов.

Базовые принципы и механизм действия отсрочки

Базовые принципы отсрочки по уплате страховых взносов прописаны в положениях ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ. Их суть такова:

Максимальный срок отсрочки по уплате страховых взносов – один год (п. 1 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ).

В отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджеты ПФР и ФФОМС, решения о предоставлении отсрочки принимают органы ПФР, в отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ФСС, – соответственно, органы ФСС (ст. 18.3 Закона № 212-ФЗ).

Механизм действия отсрочки по уплате страховых взносов

 

    * После принятия решения о предоставлении плательщику взносов отсрочки территориальный орган ПФР:

    * Пунктом 3 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ предусмотрено основание для досрочного прекращения отсрочки органами ПФР: на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, у плательщика взносов образовалась задолженность по уплате страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии.

Основания и условия для предоставления отсрочки

Согласно п. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ отсрочка по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, причем у органов внебюджетных фондов имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока,на который предоставляется отсрочка.

Но что именно следует понимать под финансовым положением плательщика, которое не позволяет ему своевременно заплатить взносы, в положениях Закона № 212-ФЗ не указано. Также не пояснено, на основании каких сведений органы внебюджетных фондов должны произвести оценку возможности уплаты страховых взносов в будущем (хотя их наличие подразумевается, исходя из содержания законодательных норм). Обозначенный законодательный пробел восполнен специалистами ПФР. Письмом № НП-30-26/4958 они довели до сведения территориальных органов внебюджетных фондов оценочные показатели, которым, по их мнению, должен соответствовать плательщик страховых взносов для того, чтобы получить отсрочку по уплате этих взносов на год. К данным показателям мы вернемся чуть позже, а пока рассмотрим порядок предоставления отсрочки.

Кроме «финансового положения» и «возможности уплаты страховых взносов в будущем», ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ дополнительно определены три основания для предоставления отсрочки по уплате страховых взносов. Плательщик взносов вправе претендовать на отсрочку при наличии хотя бы одного из указанных оснований. Кроме того, названной статьей установлены особые условия по уплате задолженности по страховым взносам по каждому из названных оснований. Для наглядности основания и особые условия мы привели в таблице.

Основания для предоставления отсрочки по уплате страховых взносов

Особые условия по уплате задолженности

Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 3)

На сумму задолженности по страховым взносам не начисляются проценты (п. 5)

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) платы за товары (работы, услуги) по государственному (муниципальному) контракту (пп. 2 п. 3)

Сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) (пп. 3 п. 3)*

На сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (п. 6)**

    * Сезонный характер производства определяется в соответствии с Перечнем сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382.

   ** Например, если на дату предоставления отсрочки ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 8,25%, размер процентов, начисляемых на сумму отсроченного платежа, будет составлять 0,011% (8,25% / (2 x 365 кал. дн.)) за каждый день отсрочки. В случае изменения ставки рефинансирования в течение периода, на который плательщику страховых взносов предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, размер процентов определяется с учетом новой ставки рефинансирования начиная со дня ее изменения (см. п. 3 Письма ПФР № НП-30-26/3781).

Какие документы нужно представить?

Для получения отсрочки плательщик взносов должен представить в органы ПФР или ФСС определенный пакет документов. Этот пакет можно условно разделить на две части.

В первую часть входят документы, которые предоставляют все страхователи, независимо от основания для получения отсрочки (п. 1 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ):

Вторую часть пакета составляют документы, подтверждающие наличие основания для предоставления отсрочки. Каждому основанию соответствуют свои документы (ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ).

Основание

Перечень документов

Ущерб, полученный в результате стихийных бедствий, технологических катастроф или иных обстоятельств непреодолимой силы

Заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы и акт оценки причиненного ущерба.

Указанные документы должны быть составлены органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2)

Непредоставление (несвое­временное предоставление) средств бюджетного финансирования

Документ распорядителя (главного распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных средств (ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования), которые не предоставлены (несвое­временно предоставлены) плательщику взносов (п. 3)

Неперечисление (несвое­временное перечисление) оплаты за товары (работы, услуги) по государственному (муниципальному) контракту

Документ, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику взносов в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (п. 4)

Сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг)

Составленный плательщиком взносов документ, который подтверждает, что в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, составляет не менее 50% (п. 5)

Рекомендации специалистов ПФР

Как упоминалось ранее, законодательством о страховых взносах прямо не установлено, по каким именно критериям уполномоченные органы должны оценивать финансовое состояние плательщика взносов и делать прогнозы о его возможности уплаты страховых взносов в будущем. Восполняя указанный пробел, специалисты ПФР в Письме № НП-30-26/4958 предложили свои критерии, руководствуясь которыми уполномоченный орган может оценить целесообразность предоставления отсрочки по уплате страховых взносов тому или иному страхователю. Специалистами ПФР названы два критерия:

Названные критерии определяются на основании сведений, которые содержатся в банковских справках (об остатках денежных средств на всех счетах, о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по каждому счету, о наличии (отсутствии) картотеки по страховым взносам), прилагаемых к заявлению о предоставлении отсрочки.

Обращаем внимание, что в Письме ПФР № НП-30-26/4958 ни слова не сказано: для предоставления отсрочки достаточно соответствия плательщика взносов одному из двух названных критериев, или же необходимо выполнение обоих критериев одновременно? Возможно, в дальнейшем чиновники ПФР выпустят дополнительные разъяснения относительно данного момента, а пока мы рекомендуем страхователям проверять соответствие обоим критериям.

Коэффициент платежеспособности

Указанный коэффициент согласно Письму ПФР № НП-30-26/4958 определяется по следующей формуле:

Кпл = (ВхОст + ИтОбприход) / (ИтОбрасход + К90902), где:

Если полученное значение Кпл окажется не менее 1 (то есть ≥ 1), это позволит полагать, что у страхователя может появиться возможность уплаты страховых взносов в случае предоставления ему отсрочки.

Пример

В октябре 2015 года плательщик взносов, деятельность которого носит сезонный характер, подал в территориальное отделение ПФР заявление о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, приложив к нему пакет соответствующих документов. Исходя из банковских документов значения показателей, необходимых для расчета коэффициента платежеспособности, составили:

Коэффициент платежеспособности будет равен: 1,346065… = (356 142 + 1 734 231) руб. / (1 509 687 + 43 263) руб.).

Полученное значение ≥ 1. Это, по мнению специалистов ПФР, свидетельствует о том, что, если страхователю предоставить отсрочку, в будущем он будет способен исполнить обязанность по уплате страховых взносов.

Доля задолженности

Как следует из Письма ПФР № НП-30-26/4958, данная доля определяется по формуле:

Дзад = СЗобст / СЗобщ х 100%, где:

Сумма задолженности по страховым взносам, на которую может быть предоставлена отсрочка в соответствии с п. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ, определяется по состоянию на 1-е число месяца, в котором плательщик страховых взносов обратился в территориальный орган внебюджетного фонда с заявлением о предоставлении отсрочки (см. п. 1 Письма ПФР № НП-30-26/3781).

Исчисленное значение Дзад,составляющее не менее 70%, по мнению ПФР, может рассматриваться как наличие оснований полагать, что, если страхователю предоставить отсрочку по уплате страховых взносов, в будущем он будет способен уплачивать страховые взносы в установленные Законом № 212-ФЗ сроки.

При этом авторы Письма № НП-30-26/4958 подчеркивают: значительное превышение показателя СЗобщ надпоказателем СЗобст свидетельствует о наличии иных значимых причин, по которым плательщик не производил своевременную уплату страховых взносов в полном объеме. Наличие иных причин, в свою очередь, не может гарантировать возникновение у плательщика возможности уплаты страховых взносов в будущем в случае предоставления ему отсрочки.

В каких случаях откажут  в предоставлении отсрочки?

Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки по уплате страховых взносов, приведены в ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ. Так, в предоставлении отсрочки будет отказано, если:

Кроме того, исходя из Письма ПФР № НП-30-26/4958 плательщику взносов также будет отказано в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, если:

Отметим: в силу п. 11 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ решение об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов должно быть мотивированным. То есть в таком решении должны быть указаны причины, по которым страхователю отказано в предоставлении отсрочки. Подобные решения могут быть обжалованы (п. 12 ст. 18.4, 54 Закона № 212-ФЗ).

Есть ли у плательщика взносов шанс оспорить «отказное» решение, в котором в качестве основания специалисты ПФР укажут на несоответствие значений Кпл и Дзад предельным значениям? Полагаем, что есть, и вот почему.

Статьей 18.2 Закона № 212-ФЗ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа плательщику взносов в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов. Установление дополнительных критериев для оценки финансового состояния и платежеспособности страхователя – это исключительно инициатива специалистов ПФР, причем не подкрепленная законодательными нормами, поскольку положения Закона № 212-ФЗ (в частности, ст. 18.1 – 18.5, определяющие правила предоставления отсрочки по уплате страховых взносов) не предусматривают ни права, ни (тем более) обязанности последних на установление обозначенных критериев.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Названные статьи введены Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», действуют с 01.01.2015.

[3] Заявление в ПФР подается по форме, утвержденной в приложении 1 к Постановлению Правления ПФР от 20.02.2015 № 35п.

[4] Формы названных документов утверждены Постановлением Правления ПФР № 35п.