Экспортно-импортные операции с Киргизией (Часть 1)

12 августа 2015 года Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот означает, что на казахстанско-кыргызской границе сняты таможенные посты, а в Киргизии применяются таможенные ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Для организаций, приобретающих товары в Киргизии либо экспортирующих в Киргизию, необходимо учитывать нюансы налогообложения НДС с учетом нового порядка ввоза и вывоза товаров.

Базовым документом, определяющим торговые отношения между Россией и Киргизией, является Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (далее по тексту - ТС). Кыргызская Республика 12 августа 2015 г. присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС).

Это означает, что с этой даты, Киргизия, также как и другие государства - участники ТС (Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения) применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Уплата налогов в пределах ТС регулируется:

- договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее по тексту - Договор);

- протоколом об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской республикой договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г., отдельных международных договоров, входящих в право евразийского экономического союза, и актов органов ЕАЭС в связи с присоединением Кыргызской республики к договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г. (Москва, 08 мая 2015 г.);

- главой 21 НК РФ (в случаях, когда документы ТС содержат ссылки на национальное законодательство стран ТС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ТС).

Порядок исчисления «импортного» НДС

Порядок исчисления и уплаты НДС между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением №18 к Договору. При этом в соответствии с п. 4 ст. 72 указанного Договора при ввозе товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС НДС взимается налоговыми органами государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввозятся товары.

Налоговая база по «импортному» НДС определяется на дату принятия к учету российской организацией импортированных товаров, т.е. если товары приобретены для дальнейшей перепродажи, налоговая база будет определяться на дату их отражения на счете 41 «Товары». Налоговая база определяется исходя из стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

При этом стоимостью приобретенных товаров, в том числе являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) в соответствии с условиями договора (контракта).

«Импортный» НДС необходимо оплатить до подачи налоговой декларации по косвенным налогам, поскольку документ о его уплате представляется в налоговые органы в составе подтверждающего пакета документов одновременно с декларацией. Таким образом, «импортный» НДС уплачивается в налоговые органы (по месту регистрации налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет данных товаров.

В соответствии с п. 26 Протокола суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары.

Таким образом, вычет сумм НДС, уплаченных (зачтенных) по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории государства - члена ЕАЭС, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах.

 «Импортная» налоговая декларация

Налоговым периодом для «импортного» НДС является месяц. Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по специальной форме, установленной законодательством государства-члена, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п.20 Протокола). Форма декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов ТС, а также Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 07.07.2010 г. №69н.

Налоговая декларация представляется импортером независимо от того, освобожден ли он от исполнения обязанностей плательщика НДС или освобожден ли ввоз товара на территорию РФ от обложения НДС.

Комплект подтверждающих «импортных» документов

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы (п.4 раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола):

1)заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2)выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;

3)транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товара на территорию РФ. Данные документы не представляются для тех видов товаров, при перемещении которых оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ;

4)счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;

5)договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт), если были заключены посреднические договоры;

6)информационное сообщение, представленное импортеру налогоплательщиком другого государства-члена либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-члена;

Для заполнения заявления в электронном виде нужно скачать специальную программу, находящуюся на сайте по адресу: http://www.nalog.ru/.

Раздел 2 заполняется налоговым органом. Должностное лицо налогового органа в течение десяти  рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных Договором, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) и проставить соответствующую отметку в разделе 2 Заявления либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении. Один экземпляр заявления импортер должен передать киргизскому поставщику для подтверждения последним нулевой ставки НДС.

Пример №1.

ООО «Лютик» в соответствии с заключенным импортным контрактом с поставщиком – производителем из Киргизии приняло к учету 17 августа 2015 г. партию товара, стоимость которого в соответствии с условиями контракта составляет  160 000 рублей.

Киргизскому перевозчику за доставку товара уплачено 8 000 рублей. Это предусмотрено условиями контракта. Товар оплачен 3 сентября 2015 г., сумма НДС перечислена в бюджет 5 сентября 2015 г. Расчеты с контрагентом произведены в рублях.

В бухгалтерском учете организации будут сформированы следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,  в  рублях

Август 2015 г.

Приняты к учету полученные товары          

41

60

160 000

Отражена стоимость доставки товара в расходах 
на продажу                      

44

60

8 000

Начислен НДС, причитающийся к уплате в российский бюджет  (160 000 руб.+ 8 000 руб.)  x 18%                              

19

68-НДС

30 240

Сентябрь 2015 г.

Перечислена плата за товар киргизскому поставщику      

60

51

160 000

Перечислена оплата перевозчику             

60

51

8 000

Уплачен НДС в бюджет 

68-НДС

51

30 240

Декабрь 2015 г.

Принят импортный НДС к вычету (отражается в «обычной» декларации по НДС за 4 квартал 2015 г.)

68-НДС

19

30 240

 По общему правилу налогоплательщики имеют право принять к вычету сумму НДС при соблюдении следующих условий (ст. 171 и 172 НК РФ):

- товары приняты на учет;

- имеются в наличии документы, подтверждающие уплату НДС (для импортных сделок);

- товары приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (для перепродажи).

В соответствии с пп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. №1137), при ввозе на территорию РФ товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

В данной ситуации право на вычет «импортного» НДС подтверждают не только документы, свидетельствующие о фактической уплате налогоплательщиком налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, свидетельствующее об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога (Письма Минфина РФ от 02.07.2015 г. №03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 г. №03-07-13/01-36).

В связи с этим право на вычет соответствующих сумм налога возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по таким товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров. Аналогичное мнение выражено и в Письме Минфина РФ от 20.01.2011 г. № 03-07-13/1-03.

Иными словами, в ситуации, когда заявление с отметкой налогового органа подано российским импортером в одном квартале, а возвращено ему в другом, право на вычет «импортного» НДС, по мнению финансистов, возникнет у него только в периоде получения данного заявления. По условиям примера №1 право на вычет НДС возникает у российского налогоплательщика в 4-ом квартале 2015 г.

Однако суды не одобряют подход контролирующих органов, о чем свидетельствует арбитражная практика.  Так, в Постановлении Центрального округа от 14.02.2012 г. №А62-2431/2011отмечено, что «…довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов. Ссылка инспекции на разъяснения, содержащиеся в письме Минфина РФ от 17.08.2011 г. №03-07-13/01-36 отклоняется, поскольку данное письмо не является актом законодательства о налогах и сборах». Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского округа от 25.07.2011 г. №КА-А41/7408-11. Понятно, что арбитражная практика касалась порядка принятия НДС к вычету другими странами-участниками ТС. Однако эти же проблемы возникнут и при заключении договоров с контрагентами из Киргизии.

Но в любом случае организация вправе заявить вычет НДС, уплаченного при ввозе товара на территорию РФ с территории государств - членов ЕАЭС, в течение трех лет после принятия товара на учет, но не ранее момента уплаты «ввозного» НДС (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Часть 2

Статья актуальна на 05.10.15