Приказ № 89н и методология бухгалтерского учета

Новая методология бухгалтерского учета

Изменения в Инструкции № 157н, внесенные приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (далее – Приказ № 89н), требуют от учреждений пересмотра методологии бухгалтерского учета не только в 2015 году, но уже до наступления нового года. Уточнено понятие события после отчетной даты в зависимости от существенности фактов хозяйственной жизни. Учреждения могут самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета и утверждать их в своей учетной политике. Кроме того, в связи с новациями в гражданском законодательстве в некоторых случаях может потребоваться внесение изменений в контракты, уже заключенные учреждениями. Необходимые действия субъектов бухгалтерского учета в контексте нововведений прокомментировала Светлана Сивец, заместитель директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Выступление чиновника анализирует эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Изменения в учете до 31 декабря 2014 года

Согласно пункту 2 Приказа № 89н внесенные им в Инструкцию № 157н изменения необходимо применить:

В отношении позиций, которые требуют изменений учетных процедур, отлагательная норма об организационно-технической готовности действует лишь до 31 декабря 2014 года. В противном случае учреждение не сможет сформировать бухгалтерскую отчетность за 2014 год с учетом всех изменений, внесенных Приказом № 89н.

Для корректировки принципов бухгалтерского учета учреждениям рекомендовано активно пользоваться специальным методическим кабинетом на официальном сайте Минфина России. Нормативно-правовые акты в методическом кабинете представлены не только в виде графических официальных копий, но и в других форматах, удобных для изучения изменений и скачивания.

Подробный анализ новаций в правовых документах и нормах бухучета читайте в материалах «Изменения в законодательстве 2015» и «Изменения в Инструкции № 157н».

Помимо Инструкции № 157н будут изменены и другие инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности. Пока их новые редакции находятся в стадии утверждения. Проекты изменений в инструкции № 191н (бюджетная отчетность), № 162н (казенные учреждения), № 183н (автономные учреждения), № 174н (бюджетные учреждения) представлены в разделе «Обсуждение вопросов методологии» на сайте Минфина России в виде рабочих материалов. Для удобства и наглядной демонстрации изменений эти документы размещены в формате режима правки, а не в виде приказа. При этом следует учитывать особенности публикации информации – так, отсутствие графической копии документа означает его ненормативный характер.

Внесение изменений в контракты

Скорейшей корректировки могут потребовать не только учетные процедуры, но и уже заключенные учреждением контракты. Так, глава 4 Гражданского кодекса РФ с 1 сентября 2014 года действует в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ. Из гражданского законодательства удалены упоминания о таких организационно-правовых формах как открытые и закрытые акционерные общества. При первом же внесении изменений в уставы юридические лица – контрагенты учреждений – будут приводить обозначения своих организационно-правовых форм в соответствие с новыми нормами. В связи с этим по заключенным в 2014 году договорам (государственным контрактам) с такими контрагентами могут прийти, например, акты выполненных работ с наименованием организационно-правовой формы, не соответствующим ранее представленным документам. Поскольку санкционирование обязательств по контрактам привязано непосредственно к первичным документам, это может стать проблемой для учреждений.

До выработки универсального решения Минфин России предлагает учреждениям требовать от бывших ОАО и ЗАО приложения к представляемым первичным документам информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Такие сведения подтвердят, что смена наименования организационно-правовой формы контрагента связана с изменениями в гражданском законодательстве. В этом случае «первичку» возможно будет принять для санкционирования и исполнения обязательств. Учреждениям в конце 2014 и начале 2015 года очень важно проанализировать заключенные контракты (договора) и выявить те из них, которые нуждаются в уточнении.

Следует также принять во внимание, что новая редакция гражданского законодательства РФ еще не учтена методологами бюджетной классификации. Из-за этого возможны проблемы с наименованиями целевых статей расходов. Например, наименование «Взнос в уставный капитал акционерного общества...» уже устарело.

События после отчетной даты

События после отчетной даты – объективный факт хозяйственной жизни. Например, еще до внесения изменений в Инструкцию № 157н территориальным органам Казначейства России приходилось в первый рабочий день нового календарного года учитывать завершение прошедшего года, распределение остатков средств и других отдельных позиций. Такие события будут происходить и в 2015 году, но отражать их необходимо декабрем 2014 года. Ранее это следовало из положений Бюджетного кодекса РФ, однако сама учетная процедура прописана не была. Ситуация исправлена благодаря новациям, внесенным Приказом № 89н. В частности, в Инструкцию № 157н введено положение о том, что все операции, в том числе и совершаемые после отчетной даты, отражаются в учете и отчетности в зависимости от их существенности.

Например, денежные средства, перечисленные в последние дни уходящего года, возвращаются обратно в первый рабочий день нового года. Причиной может стать, в частности, необходимость уточнения какого-либо реквизита. Если это существенный факт хозяйственной жизни, предопределяющий другие позиции, то его можно рассматривать как событие после отчетной даты. Это особенно важно, когда речь идет не о копеечных суммах и не об одном событии, а о целом потоке, что особенно характерно для конца календарного года. Также в качестве примеров событий после отчетной даты можно рассматривать учитываемые субъектами РФ и территориальными органами Казначейства России трансферты, не прошедшие из-за невыясненных платежей, или закрытие лицевых счетов учреждений, реорганизованных с 1 января 2015 года.

Ранее каждую такую ситуацию приходилось корректировать в учете отдельно после выхода разъясняющих писем Минфина России. По мере изменения методологии учета достаточно руководствоваться положениями Инструкции № 157н и отражать в бухгалтерском отчете и отчетности события после отчетной даты, случившиеся в первый рабочий день января 2015 года, другой датой – 31 декабря 2014 года. При этом решение об отражении события после отчетной даты принимает не бухгалтер по своему усмотрению. Возможность такого события фиксируется в учетной политике учреждения, а его возникновение в каждом случае подтверждается решением руководителя учреждения.

Отражение фактов хозяйственной жизни

Для учреждений наиболее актуален пример, когда оплата по контракту совершается в 2014 году, а акты подписываются первыми числами января 2015 года. Такая ситуация вполне обыденна, поскольку в общей практике гражданско-правовых отношений первичные учетные документы формируются не позднее 10 дней с момента завершения исполнения контракта (договора). При этом отлагательные сроки установлены и для формирования счетов-фактур. Таким образом, январские документы 2015 года с большой долей вероятности могут относиться к объемам работ по контракту, выполненным по 31 декабря 2014 включительно. Подобные факты хозяйственной жизни нужно отражать в учете как события после отчетной даты.

В качестве события после отчетной даты необходимо рассматривать и получение в январе 2015 года свидетельства о государственной регистрации недвижимости, построенной в 2014 году. Такой факт хозяйственной жизни имеет существенное значение, поскольку определяет объем финансового обеспечения учреждения на весь 2015 год, и его также нужно зафиксировать 31 декабря 2014 года.

Пока бухгалтерам достаточно отразить в учете лишь переходящие события между двумя отчетными годами. Однако в будущем Минфин России планирует уточнить определение события после отчетной даты, чтобы обеспечить с 2015 года ежеквартальный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, а также хода исполнения контрактов и принятия обязательств. Во всех приказах Минфина России, регулирующих учет и отчетность, будет предусмотрен особый порядок формирования:

При этом планируется пересмотреть не только понятие события после отчетной даты, но и формы отчетности, например, форму Отчета о принятых обязательствах. Также будет введено дополнение к Пояснительной записке, которое будет раскрывать сведения о принятых обязательствах.

Проверка первичных документов

Документы принимаются к бухгалтерскому учету по результату совершенного факта хозяйственной жизни учреждения. Это особенно важно при организации внутреннего контроля операций учреждения. При этом лица, на которых возложено ведение бухгалтерского учета или с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (например, централизованные бухгалтерии), не отвечают за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Это подтверждает и Инструкция № 157н в редакции Приказа № 89н.

Таким образом, не только бухгалтеры учреждений, но и сотрудники территориальных органов Казначейства России, получая первичную документацию, будут рассматривать ее как уже прошедшую внутренний контроль сотрудников учреждения. Соответственно, такие документы будут принимать к бухгалтерскому учету либо к исполнению обязательств по контрактам исходя из предположения надлежащего оформления факта хозяйственной жизни. Контроль первичной документации превращается в формализованную проверку наличия всех необходимых реквизитов и подписей. Иными словами, и бухгалтер, и сотрудник Казначейства России на законных основаниях могут предполагать, что если первичный учетный документ свидетельствует о выполнении определенной работы, то она действительно выполнена. В ходе последующих внешних проверок может быть установлено, например, что реальный объем работ меньше, чем указано в принятом к учету акте. В этом случае, даже при наличии установленного нарушения, ответственность будет возложена на того работника, который ввел в заблуждение бухгалтера учреждения и, соответственно, сотрудника Казначейства России.

Самостоятельная разработка регистров бухгалтерского учета

Согласно новым нормам Инструкции № 157н учреждение может самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы. Такие регистры субъект учета утверждает в рамках своей учетной политики. При этом формирование регистров на бумажных носителях возможно только в том случае, если нет технической возможности обеспечить их хранение в электронном виде. То есть ранее действовавший приоритет хранения на бумаге заменен приоритетом хранения в электронном виде.

В трудовые обязанности бухгалтера входит ответственность за хранение документов до момента их передачи в архив. Такое положение будет зафиксировано, в том числе, в профессиональном стандарте бухгалтера. При этом основанием для снятия с бухгалтера ответственности за хранение документов послужит не только передача документов на бумажных носителях в архив. Если сформированный электронный архив регистров бухгалтерского учета передан администратору сети, бухгалтер также перестает нести ответственность за его хранение.