О формах, адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности

Не позднее 31.03.2015 в ИФНС и подразделение Росстата по месту учета

субъекты малого предпринимательства (кроме перечисленных в п. 5 ст. 6 Закона о бухучете) представляют:

- баланс по упрощенной форме

- отчет о финансовых результатах (ОФР) по упрощенной форме

остальные коммерческие организации (включая малые предприятия, перечисленные в п. 5 ст. 6 Закона о бухучете) представляют:

- баланс

- ОФР

- отчет об изменениях капитала

- отчет о движении денежных средств

- пояснения

Как вы заметили, начиная с отчета за 2014 год согласно обновленной в ноябре статье 6 Закона N 402-ФЗ состав отчетности некоторых малых предприятий не будет отличаться от состава отчетности для организаций среднего и крупного бизнеса. Не повезло, например:

- фирмам, подлежащим обязательному аудиту. Впрочем, сомнительно, что среди "малышей" найдется много таких;

- жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам;

- микрофинансовым организациям.

Рекомендованные формы отчетности все так же берем из Приказа Минфина N 66н, появившегося 4 года назад. Напомню, что формы с названием "Пояснительная записка" начиная с отчетности за 2012 год не существует. Ее заменили пояснения, о чем чиновники напомнили в мае 2013 года Письмом N 03-02-07/2/18285.

Если же вдруг сейчас налоговой инспекции вздумается оштрафовать фирму или ее должностное лицо именно за непредставление пояснительной записки, суд не позволит. Как это сделал, например, Дзержинский райсуд Перми в Решении от 24.07.2014 N 12-275/2014.

А вот пояснения средним и крупным предприятиям представлять надо. Что до "малышей", то Приказ N 66н по-прежнему предписывает им заполнять и сдавать пояснения, если в них должна быть отражена, цитирую: "наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности". Пока я не встречал ни одного малого предприятия, у которого бы нашлись такие сведения. Хотя, при большом желании, придраться к отсутствию пояснений у субъекта малого предпринимательства можно.

Открываем, например, ПБУ 6/01, обязательное для организаций любого размера, и читаем раздел VI "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности". Помимо прочего, документ приказывает отразить в отчетности, с учетом принципа существенности, данные о сроках полезного использования ОС, способах амортизации по отдельным группам объектов, об ОС, полученных или переданных в аренду. Никакой Приказ N 66н отменить в этой части ПБУ 6/01 не может. И если в балансе и отчете о финансовых результатах перечисленное показать невозможно, а чаще всего именно так, малое предприятие обязано заполнить и представить пояснения в составе годовой отчетности хотя бы в этой части. Только тс-с-с, не говорите об этом знакомым налоговым инспекторам.

Уже в третий раз мне приходится сетовать, что к началу отчетной кампании Минфин так и не переименовал рекомендованную форму отчета о прибылях и убытках в отчет о финансовых результатах. И в третий же раз я говорю: или сделайте это сами, или сдавайте отчет со старым названием, ничего вам за это не будет.

Осталась и чисто теоретическая проблема подписания годовой бухотчетности. Напомню, что специалисты из одного лагеря настаивают: достаточно росчерка руководителя организации. Эксперты из второго лагеря уверены, что, помимо руководителя, на комплекте годового отчета обязательно должен расписаться и главбух. Я же за третий вариант: поступайте, как вам удобнее. Главное, чтобы все комплекты были подписаны одинаково. То есть, например, если на наборе, отправленном в ИФНС, подпись поставил только руководитель, то же самое должно быть с набором, который представляется в органы статистики, и наоборот. ФНС обратила внимание организаций на это в июне 2013 года Письмом N ЕД-4-3/11569.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" № 1/2015