Однодневки – попал и пропал! Или: не так все плохо, как кажется с первого взгляда… Все намного хуже!

Отвечая на многочисленные просьбы слушателей моих семинаров, я расскажу о тех нестандартных способах защиты, которые могут пригодиться, когда вы вступите в неравный бой с налоговой службой. Сразу же хочу предупредить, что лично я никакого отношения к этим способам не имею. Тому есть три простые причины:

Итак, начинаем получать удовольствие…

К вам пришла налоговая проверка, у инспекторов уже есть список контрагентов, которые в вашем регионе причислены к «однодневкам» или считаются таковыми по каким-либо известным только фискальным органам причинам. Если такого списка нет, то налоговики могут провести встречную проверку по всем вашим контрагентам с очевидной надеждой на то, что кто-то из них не отреагирует. Например, не сдает отчетность или вовсе не существует по зарегистрированному адресу. Таких контрагентов налоговая сразу причислит к «однодневкам», даже если это будут ваши партнеры, с которыми вы работаете добрый десяток лет.

Задача проверяющих сводится к простым действиям - убрать у вас расходы, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также убрать возмещение НДС по сделкам, которые прошли с подозрительными контрагентами.

И поверьте, состояние вашего налогового и бухгалтерского учета здесь не играет абсолютно никакой роли!

Как правило, налоговой, которая выходит к вам на проверку, уже заранее известно, с кем вы работаете, и какую суммы налогов вам доначислят. Возникает вопрос: что делать нам, «несчастным налогоплательщикам», за которых все уже решено?

Во-первых, вы заранее знаете, кто из ваших контрагентов может попасть в разряд «однодневок». Тем более, как официально заявляет налоговая служба, около 50% контрагентов обладают признаками «однодневки». Поэтому вы до выездной проверки или в ее процессе комплектуете стандартный пакет документов, подтверждающий, что вы действовали «осмотрительно», а именно:

1. Проведите тендер на поставку. Ведь у вас должны быть железные аргументы, объясняющие, почему вы купили товары или воспользовались услугами именно этих контрагентов. Например: цена ниже, чем у всех прочих поставщиков; имеются особые льготные условия поставки; это ваш давний, надёжный контрагент. Некоторые не очень опытные бухгалтеры задают вопрос: как быть, если тендера не было? Лучше, конечно, все проводить вовремя, это вам скажет любой добросовестный консультант. Но на практике многие проводят тендер задним числом. Звонят контрагентам, получают счета за продукцию или услуги с заведомо завышенной суммой и датированные задним числом. Достаточно трех контрагентов, участвующих в тендере, для оправдания вашего выбора.

2. Формируете комплект документов включающий: устав, ОГРН, ИНН, отчетность и т.д. (подробное описание вы можете найти в моей книге «Проверки: камеральные и выездные…»). И снова вопрос от начинающих бухгалтеров: «А если мы не успели такой пакет сформировать?» Отвечаю: «А кто вам сказал, что всё должно быть заверено печатями контрагентов, или там должна присутствовать достоверная информация? Главное, чтобы имелся в наличии весь пакет документов на момент заключения сделки».

3. Третье: получаете распечатку с сайта: http://egrul.nalog.ru/. Это для того, чтобы подтвердить: контрагент реально существует и никаких проблем с налоговой инспекцией не имеет.

4. И последнее. Обязательно напишите письмо в налоговую, в котором вы спросите, состоит ли организация на налоговом учете; своевременно ли представляет налоговую отчетность; и, самое главное, имеет ли контрагент задолженность перед бюджетом по уплате налогов, штрафов и пеней. Налоговая, как правило, отвечает отказом на такие запросы, ссылаясь на то, что подобная информация является коммерческой тайной. А вы можете написать второе письмо, указывая на то, что сведения о задолженности контрагента перед бюджетом не представляют собой налоговой тайны. Эта позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 по делу N А27-25441/2009.

Кроме того, проведите так называемые профилактические мероприятия, а именно:

1. Подайте в суд на контрагента по любому поводу. Вам не важен результат, главное, что создаётся своеобразный судебный прецедент, который подтверждает реальность существования контрагента. Ведь вы с ним даже успели судиться, имеется соответствующее решение суда.

2. Купите фирму «однодневку», поставьте своего директора, который ответит на все вопросы налоговой. И здесь важно не то, что он будет отвечать на вопросы, а то, что если налоговая отметит какие-либо нарушения в первичных документах, вам ничего не мешает выписать их дубликаты и проставить там текущую дату.

Что делать во время проверки…

Если вы уверены, что претензии будут несмотря ни на что, вы можете обжаловать любые действия, направленные против вас. Но учтите, что у вас есть только три месяца с момента составления любого такого документа, а именно: решения, требования, акта экспертизы или приостановления проверки.

Ещё один важный момент. Собираясь на беседы, которые любят проводить в налоговой инспекции, не забывайте захватить с собой диктофон. Обычное дело: в такой беседе говорится одно, а по факту делают совсем другое. Частенько налоговая инспекция приостанавливает проверку, а в последний день издаёт требование о представлении документов.

Вы им в ответ: «Слишком большой объем информации вы требуете предоставить в нереально короткие сроки». Тогда они вас вызывают к себе и говорят: «Может быть, добровольно принесете? Иначе оштрафуем».

То есть, пока проверка приостановлена, инспекторы могут продолжать изучать ваши документы. Хитрая политика! А кто вам сказал, что государство играет по установленным им же самим правилам? Но это только один из примеров. Уловок у налоговой предостаточно.

Что делать, если пропущен трехмесячный срок? Практика подсказывает, что компании могут отправить очередной запрос в налоговую о том, что представленный оттуда документ не читается, и приложить к запросу копию документа с едва различимым текстом. С момента получения «читаемого» документа начинается течение нового трехмесячного срока!

Наши бизнесмены хитры на выдумки. Получив уведомление из налоговой по почте, некоторые получатели выходят на улицу, распечатывают конверт, извлекают оттуда документы и заменяют их любыми другими бумагами. Тут же возвращаются на почту и говорят, что после вскрытия конверта обнаружили там непонятно что. В этом случае составляется опись. Почтовики всегда пойдет вам навстречу. Ну а что с этим делать потом, вопрос техники.

Есть еще более интересный вариант, с доверенностью и ее отзывом. Компания даёт доверенность на получение документов из налоговой своему сотруднику, а потом внезапно её отзывает, да еще и самого сотрудника с работы увольняет. А тот идёт спокойно в инспекцию или на почту и получает решение на руки. И руководство компании потом с чистой совестью утверждает, что знать оно не знает этого человека. Факт передачи документов неустановленному лицу повышает шансы выиграть дело в суде, и пренебрегать такой возможностью не стоит.

Окончание пьесы….

Итак, вы уже в суде. Вами подобран целый арсенал оружия, и вы готовы выиграть дело. Но все наоборот считают, что суд вы заведомо проиграете. Никуда не торопитесь! Аргументируйте свои позиции, отстаивайте свою точку зрения!

Перед началом суда обязательно выясните, имеются ли арбитражные прецеденты с любым из ваших контрагентов. А если судья по вашему делу уже вел ранее процесс, в котором ответчиком выступал ваш контрагент, смело заявляйте отвод такого судьи. Нужно использовать все права, предоставленные нам процессуальным законодательством.

Если судья утверждает, что фирма не существует, покажите объявление в газете: «Вот, мол, её координаты, она ведет деятельность». Однако, как правило, у фирм-однодневок всё хорошо с документами; директора таких фирм приходят на суды и дают показания, что поставляли реальный товар или предоставляли конкретные услуги. Налоговая, отстаивая свою позицию, старается доказать, что у фирмы-однодневки нет средств и ресурсов для поставки реальных товаров или предоставления конкретных услуг. Например, нет оборудования по укладке асфальта, тогда как эта фирма заасфальтировала всю территорию вашего складского комплекса. На практике компании помогают своим контрагентам. Можно найти фирмы, которые реально оказывают подобные услуги и готовы помочь «однодневке». Например, представить документы, подтверждающие, что они оказывали услуги «однодневке», сдавали ей в аренду кран и прочую дорожную технику.

О главном …

И, наконец, о самом главном. Никогда не предпринимайте все вышеописанные действия самостоятельно, без привлечения профессионалов, которые всю жизнь проработали в этой сфере. Есть множество нюансов, которые просто невозможно охватить в одной статье. Приведу только один пример: дату подписи на документе, который отпечатан на принтере, установить практически невозможно (мы не говорим о самой бумаге, а только о тексте на ней). А вот определение времени, когда на документе появился оттиск печати, это уже совершенно другое дело...