Изменение законодательства для бухгалтера от 10.10.2013

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. С 1 января 2014 г. законодательно запрещается применять несколько повышающих коэффициентов амортизации в отношении одного основного средства

2. Увеличена ставка НДПИ в отношении нефти, а также изменен порядок исчисления ставок указанного налога для газа горючего природного и газового конденсата

3. Если предмет лизинга передан новому лизингополучателю, последний может установить специальный коэффициент амортизации данного основного средства по своему усмотрению

4. Подготовлен проект новых правил заполнения платежных документов на перечисление налогов

 

Комментарии

1. С 2014 г. вступают в силу изменения, касающиеся обложения акцизами

2. Созданы благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций на Дальний Восток

 

Новости

 

1. С 1 января 2014 г. законодательно запрещается применять несколько повышающих коэффициентов амортизации в отношении одного основного средства

Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" 

Согласно подп. 2 п. 1.6.1 разд. II Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов необходимо установить специальную систему налогового регулирования, применяемую при разработке новых морских месторождений, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ и в Каспийском море. В связи с этим принят Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ (далее - Закон N 268-ФЗ). Внесенные этим Законом поправки в части, касающейся налогообложения, вступят в силу с 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 268-ФЗ).

Большинство изменений затронуло пользователей недр, которые осуществляют или намереваются осуществлять добычу углеводородного сырья на морских месторождениях. Для таких пользователей предусмотрены специальные положения, в том числе о льготах. Соответствующие поправки были внесены в нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие обложение НДС, НДФЛ, налогом на прибыль, НДПИ, транспортным налогом и налогом на имущество организаций. Подробнее об этих нововведениях см. в ближайшем выпуске рассылки "Новое в налогообложении пользователей недр". Подписаться на рассылку можно на сайте КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/cabinet/catalog/ndpi/.

В соответствии с Законом N 268-ФЗ, помимо прочего, ст. 259.3 НК РФ дополнена п. 5, который касается не только недропользователей. Так, с 1 января 2014 г. законодательно закрепляется запрет на применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов. Напомним, что ранее аналогичным образом высказывался Минфин России (Письмо от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481). Финансовое ведомство также указывало, что при наличии нескольких оснований для применения повышающих коэффициентов налогоплательщику следует предусмотреть в учетной политике, какой из этих коэффициентов будет применяться.

 

2. Увеличена ставка НДПИ в отношении нефти, а также изменен порядок исчисления ставок указанного налога для газа горючего природного и газового конденсата

Федеральный закон от 30.09.2013 N 263-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" 

На интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 1 октября 2013 г. размещен Федеральный закон от 30.09.2013 N 263-ФЗ (далее - Закон N 263-ФЗ). В соответствии с ним изменены ставки НДПИ в отношении нефти, газа горючего природного и газового конденсата. Рассмотрим внесенные поправки.

В 2014 г. ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной составит 493 руб. за 1 тонну. Это значение на 4,9 процента выше, чем в текущем году. Также планируется дальнейшее увеличение ставки данного налога: в 2015 г. она будет равна 530 руб., а с 1 января 2016 г. - 559 руб. за 1 тонну нефти. Соответствующие поправки внесены в подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ, новая редакция которого вступит в силу с 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона N 263-ФЗ).

Наиболее существенные изменения коснулись способа исчисления ставок НДПИ в отношении газа горючего природного и газового конденсата. Если в настоящее время определены абсолютные величины этих ставок, с 1 июля 2014 г. будут введены формулы для их расчета (ч. 2 ст. 3 Закона N 263-ФЗ).

Так, согласно подп. 10 п. 2 ст. 342 НК РФ в новой редакции ставка НДПИ в отношении газового конденсата составит 42 руб. за 1 тонну добытого полезного ископаемого. Эта величина будет умножаться на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс). Налоговая ставка в отношении газа горючего природного с 1 июля 2014 г. будет равна 35 руб. за 1000 куб. м газа. Ее также необходимо будет умножать на значения Еут и Кс, а к полученному произведению прибавлять величину показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг). Налоговые ставки, рассчитанные указанным способом, будут округляться до полного рубля. Отметим, что порядок определения коэффициента Кс и показателей Еут и Тг приведен в новой ст. 342.4 НК РФ.

 

3. Если предмет лизинга передан новому лизингополучателю, последний может установить специальный коэффициент амортизации данного основного средства по своему усмотрению

Письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-03-06/1/37022 

Налогоплательщик, который учитывает предмет лизинга на балансе согласно условиям соответствующего договора, вправе применять в отношении этих основных средств повышающий коэффициент амортизации, но не выше 3 (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Данное положение не распространяется на основные средства, относящиеся к первой - третьей амортизационным группам, то есть со сроком полезного использования не более пяти лет.

Применение к норме амортизации специальных коэффициентов влечет за собой изменение срока полезного использования основного средства (п. 13 ст. 258 НК РФ). Такой срок организация определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта имущества, и изменить его можно только в предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, финансовое ведомство приходит к выводу, что если налогоплательщик, учитывающий на балансе предмет лизинга, решает применять повышающий коэффициент амортизации, то этот коэффициент должен быть установлен на дату ввода такого имущества в эксплуатацию. Если предмет лизинга передан другому лизингополучателю в связи с заменой стороны договора на основании дополнительного соглашения, то новый лизингополучатель может установить специальный коэффициент по своему усмотрению.

Следует также отметить, что в Письме от 14.07.2009 N 03-03-06/1/463 Минфин России указывал на право нового лизингополучателя при перенайме продолжать применять повышающий коэффициент амортизации.

 

4. Подготовлен проект новых правил заполнения платежных документов на перечисление налогов

Проект Приказа Минфина России "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" 

На едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещен проект Приказа Минфина России "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - проект) (http://regulation.gov.ru/project/6634.html?point=view_project&stage=3&stage_id=3194).

Согласно проекту планируется утвердить правила:

- указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (далее - Правила 1);

- указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила 2);

- указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее - Правила 3);

- указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ (далее - Правила 4);

- указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (далее - Правила 5).

Новые правила разработаны с целью замены действующего порядка заполнения расчетных документов на перечисление налогов, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. Предполагаемая дата вступления правил в силу - 1 января 2014 г., за исключением некоторых положений (п. 5 проекта).

От действующего порядка новые правила отличаются незначительно. К числу различий относится введение нового реквизита "Код" (п. 12 Правил 2, п. 12 Правил 3, п. 7 Правил 4). В качестве кода необходимо будет указывать уникальный идентификатор начисления (УИН). Предполагается, что положения, предусматривающие отражение данного реквизита в распоряжении о переводе денежных средств, вступят в силу 31 марта 2014 г. До этой даты при заполнении формы платежного поручения, установленной Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П), УИН необходимо будет включать в состав реквизита "Назначение платежа" (п. 5 проекта).

Остальные изменения носят уточняющий характер.

Так, реквизит "106" дополнен следующими значениями основания платежа (п. 7 Правил 2):

- "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита;

- "ТЛ" - погашение учредителем (участником) организации-должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в рамках дела о банкротстве;

- "РК" - погашение должником задолженности, включенной в реестр требований кредиторов в ходе процедур, применяемых в рамках дела о банкротстве;

- "ЗТ" - погашение при проведении указанных процедур текущей задолженности.

В качестве реквизита "110" приводится показатель типа платежа. Согласно проекту предполагается сократить количество значений, которым может соответствовать данный показатель. Планируется оставить такие значения, как "ПЕ" - уплата пеней и "ПЦ" - уплата процентов. В иных случаях необходимо будет указывать "0" (п. 11 Правил 2).

Следует обратить внимание на Правила 4, которые регулируют порядок указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ. На сегодняшний день Приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н не содержит специальных правил указания соответствующей информации при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов.

 

Комментарии  

 

1. С 2014 г. вступают в силу изменения, касающиеся обложения акцизами  

Название документа:

Федеральный закон от 30.09.2013 N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 

Комментарий:

30 сентября 2013 г. принят Федеральный закон N 269-ФЗ (далее - Закон N 269-ФЗ), вносящий изменения в гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Так, установлены налоговые ставки, по которым будет осуществляться налогообложение подакцизных товаров на период 2014 - 2016 гг. Отметим, что в основном на все подакцизные товары сохранилось ранее запланированное повышение ставок. Дополнительное увеличение ставок акциза предусмотрено только в отношении автомобильного бензина 4-го и 5-го классов. Кроме того, уточнен порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза с учетом членства России в Таможенном союзе. Полномочия по утверждению форм некоторых документов, применяемых для целей акцизов, порядка их заполнения и представления в налоговые органы (выдачи налогоплательщикам) переданы ФНС России (ранее их утверждал Минфин России). Также сделан ряд других поправок, о которых рассказано ниже.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Законом N 269-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки. 

1.1. Увеличится ставка акциза на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов  

Налогообложение подакцизных товаров в 2014 и 2015 гг. будет осуществляться по ставкам в повышенных размерах, которые были запланированы предыдущей редакцией п. 1 ст. 193 НК РФ. Дополнительная индексация предусмотрена только для ставок акциза на автомобильный бензин классов 4 и 5. Так, на бензин 4-го класса ставка акциза в 2014 г. равна 9916 руб. (вместо 9416 руб.), в 2015 г. - 10 858 руб. (вместо 10 358 руб.) за 1 т, а на бензин 5-го класса она составит в 2014 г. 6450 руб. (вместо 5750 руб.), в 2015 г. - 7750 руб. (вместо 6223 руб.) за 1 т.

Кроме того, в п. 1 ст. 193 НК РФ определены размеры ставок акциза на 2016 г. Они проиндексированы с учетом реально складывающейся экономической ситуации. Повышение не касается автомобильного бензина и дизельного топлива 3-го, 4-го классов и не соответствующих классам 3, 4 или 5, а также печного бытового топлива. По этим подакцизным товарам ставки остаются на уровне 2015 г. 

1.2. При определенных условиях передача собственнику подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, освобождается от обложения акцизами  

С 2014 г. не облагается акцизами передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Освобождение названных операций от налогообложения производится с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Такое дополнение внесено в абз. 1 подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ установлены ст. 184 НК РФ.

Перечень документов, которые при вывозе подакцизных товаров за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта необходимо подать в инспекцию для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, определен в п. 7 ст. 198 НК РФ. Согласно данной норме с 1 января 2014 г. пакет этих документов представляется в течение шести месяцев с момента подачи в налоговый орган банковской гарантии. До этой даты документы должны представляться в течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизных товаров. 

1.3. Освобождение от уплаты акциза при реализации за пределы России подакцизных товаров предоставляется при наличии только банковской гарантии  

С 1 января 2014 г. от уплаты акциза при совершении операций, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, налогоплательщик освобождается при подаче в налоговый орган только банковской гарантии. Ранее можно было представить или банковскую гарантию, или поручительство банка.

Банковская гарантия подается в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам. Отметим, что ранее данного уточнения в абз. 1 п. 2 ст. 184 НК РФ не было, но это следовало из системного толкования норм гл. 22 НК РФ. Такие же разъяснения давал и Минфин России (Письма от 30.04.2013 N 03-07-06/15244, от 22.05.2012 N 03-07-15/1/10).

Требования к банковской гарантии несколько изменились. Теперь к ней применяются требования, установленные ст. 74.1 НК РФ с учетом следующих особенностей, перечисленных в новой редакции п. 2 ст. 184 НК РФ:

- банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка уплатить акциз в случае непредставления налогоплательщиком документов в порядке и сроки, установленные п. п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, и неперечисления налогоплательщиком акциза;

- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы России в соответствии с таможенной процедурой экспорта или ввозимым в портовую особую экономическую зону в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны;

- срок действия банковской гарантии, предоставляемой в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза, обеспеченной банковской гарантией. Отметим, что до 1 января 2014 г. срок действия банковской гарантии в данном случае должен составлять не менее девяти месяцев со дня реализации подакцизных товаров на экспорт.

Кроме того, в п. 2 ст. 184 НК РФ теперь установлено общее требование для банков, предоставивших банковские гарантии в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, а также в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. Данное требование предусматривает, что не позднее дня, следующего за днем выдачи такой гарантии, банк должен уведомить об этом налоговый орган по месту учета налогоплательщика в порядке, определенном ФНС России.

В остальном правила освобождения от обложения акцизами при реализации подакцизных товаров за пределы России остались прежними. 

1.4. В уведомлении о максимальных розничных ценах на табачные изделия нужно указывать и минимальные розничные цены  

Максимальная розничная цена табачных изделий представляет собой цену, выше которой единица упаковки (пачка) не может быть реализована потребителям. Данная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (п. 2 ст. 187.1 НК РФ).

Уведомление о максимальных розничных ценах подается налогоплательщиком не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода (календарного месяца), начиная с которого будут применяться указанные в нем максимальные цены. С 1 января 2014 г. в таком уведомлении указываются также минимальные розничные цены, исчисленные в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (абз. 1 п. 3 ст. 187.1 НК РФ). Каждое уведомление должно содержать полный перечень марок (наименований) табачных изделий. 

1.5. Производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, осуществляющие закупку этилового спирта в государствах - членах Таможенного союза, уплачивают авансовый платеж акциза  

С 1 июля 2014 г. производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в случае использования ими этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Россию с территорий государств - членов Таможенного союза и являющегося товаром Таможенного союза) должны уплатить авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Ранее такой платеж перечислялся, только если для производства применялся этиловый спирт-сырец, произведенный на территории России.

Согласно п. 8 ст. 194 НК РФ авансовый платеж акциза уплачивается до закупки (ввоза) этилового спирта-сырца и (или) до совершения с ним операции, предусмотренной подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ. Датой ввоза этилового спирта в Россию с территорий государств - членов Таможенного союза признается дата его оприходования покупателем - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (абз. 4 п. 8 ст. 194 НК РФ).

Размер авансового платежа определяется исходя из общего объема ввозимого в Россию спирта этилового (в том числе спирта-сырца) и соответствующей ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ (абз. 5 п. 8 ст. 194 НК РФ). Платеж производится не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, ввоз которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в этом периоде (п. 6 ст. 204 НК РФ).

В целом требования к производителям алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, перечисляющим авансовый платеж акциза, и порядок его уплаты при ввозе в Россию закупаемого в государствах - членах Таможенного союза этилового спирта аналогичны действующим в отношении названных производителей, использующих произведенный на территории РФ этиловый спирт.

Следует обратить внимание, что в новом п. 21 ст. 204 НК РФ предусмотрены действия налогоплательщика в случае, если объем фактически ввезенного этилового спирта с территории государств - членов Таможенного союза отличается (полностью или частично) от указанного в первичном извещении, а также при изменении наименования поставщика.

Производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции должны будут провести инвентаризацию приобретенного этилового спирта, ввезенного из государств - членов Таможенного союза, сумма акциза по которому не принята к вычету по состоянию на 31 июля 2014 г. Данные сведения об остатках этилового спирта нужно направить в инспекции по месту учета не позднее 5 августа 2014 г. Вычеты акциза по использованному в качестве сырья являющемуся товаром Таможенного союза этиловому спирту, отгруженному производителям до 1 августа 2014 г., будут производиться в порядке ст. 201 НК РФ в редакции, действующей до указанной даты. Такие переходные положения установлены ст. 3 Закона N 269-ФЗ. 

1.6. Уточнен порядок проставления отметок в реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, которые имеют свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции или на переработку прямогонного бензина  

Налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, вправе принять к вычету сумму акциза, начисленную при приобретении денатурированного этилового спирта, который использован для производства неспиртосодержащей продукции (п. 11 ст. 200 НК РФ). Вычет применяется при представлении документов, перечисленных в п. 11 ст. 201 НК РФ. Среди них значатся реестры счетов-фактур, выставленных продавцами денатурированного этилового спирта (имеющими соответствующее свидетельство на его производство). С 1 января 2014 г. в силу подп. 3 п. 11 ст. 201 НК РФ такие реестры должны содержать отметки налогового органа, в котором состоит на учете покупатель денатурированного этилового спирта. Данная отметка проставляется в течение пяти дней с момента представления покупателем в инспекцию налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур (либо не позднее пяти дней от наиболее поздней из дат подачи одного из указанных документов).

Изменения, аналогичные внесенным в подп. 3 п. 11 ст. 201 НК РФ, предусмотрены для подп. 2 п. 13 ст. 201 НК РФ, в котором речь идет о реестрах счетов-фактур, выставляемых налогоплательщиками, имеющими свидетельство на производство прямогонного бензина. Эти реестры необходимы для применения вычета по акцизам покупателем, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина. Срок проставления отметки налогового органа - не позднее пяти дней с момента представления в инспекцию покупателем налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур (либо не позднее пяти дней от наиболее поздней из дат подачи одного из названных документов).

Формы и порядки заполнения реестров счетов-фактур, указанных в подп. 3 п. 11 и подп. 2 п. 13 ст. 201 НК РФ, порядки их представления в налоговые органы, а также образцы отметки налогового органа будут утверждены ФНС России. 

1.7. Уточнены правила возмещения сумм акцизов  

В п. п. 2 и 3 ст. 203 НК РФ уточнено, что зачет или возврат излишне уплаченных сумм акциза производится в общеустановленном порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом, как и ранее, при наличии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по пеням и штрафам налоговый орган самостоятельно производит зачет переплаты акциза в счет погашения таких сумм в течение трех налоговых периодов, следующих за истекшим. Если же недоимка по налогам (задолженность по пеням и штрафам) отсутствует, переплата по заявлению налогоплательщика направляется на уплату текущих платежей по акцизу и (или) иным федеральным налогам.

Кроме того, изменения внесены в порядок возмещения сумм акциза, уплаченных по операциям реализации подакцизных товаров на экспорт. С 1 января 2014 г. в п. 4 ст. 203 НК РФ установлено, что документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 НК РФ, должны представляться одновременно с декларацией по акцизам, в которой сумма акциза заявлена к возмещению. Отметим, что ранее подобного указания не было и право налогоплательщика на получение возмещения не связывалось с обязанностью представления им декларации, отражающей сумму этого возмещения. Срок возмещения (три месяца) отсчитывался именно от дня представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ.

С 2014 г. на принятие решения о возмещении сумм акциза налоговому органу отведено семь дней после окончания камеральной проверки соответствующей декларации (п. 4 ст. 203 НК РФ). Такой срок предусмотрен для случая, когда при проведении проверки нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено. При обнаружении нарушений составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. Акт и другие материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который принимает решение в порядке, установленном ст. 101 НК РФ. Одновременно с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности принимается решение о полном возмещении суммы акциза, заявленной в декларации, либо о ее частичном возмещении и об отказе в возмещении в другой части, либо о полном отказе в возмещении. В течение пяти дней со дня принятия решения налоговый орган должен сообщить о нем в письменной форме налогоплательщику.

Еще одно дополнение, внесенное в п. 4 ст. 203 НК РФ, касается сведений, указываемых в декларации по акцизам, представляемой за период, в котором налогоплательщик подает документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 НК РФ. В ней должны отражаться:

- объем (количество) подакцизных товаров, факт экспорта которых документально подтвержден;

- заявленная к возмещению сумма акциза, уплаченная в бюджет вследствие отсутствия банковской гарантии;

- налоговый период, на который приходится дата реализации подакцизных товаров на экспорт, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 195 НК РФ;

- номер и дата контракта на поставку подакцизных товаров иностранному покупателю. 

1.8. Скорректирован порядок аннулирования первичных извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза по алкогольной продукции и представления нового извещения  

В п. 20 ст. 204 НК РФ предусмотрен порядок аннулирования покупателем этилового спирта ранее представленного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичного извещения) и представления нового извещения в случае необходимости замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта. С 2014 г. изменение объема возможно в результате фактических потерь в процессе перевозки этилового спирта, его хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки (в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Кроме того, в п. 20 ст. 204 НК РФ установлены перечни документов, которые покупатель - производитель алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции должен подать вместе с заявлением об аннулировании первичного извещения в случаях, если:

- в период действия первичного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза закупка спирта осуществлена в меньшем объеме по сравнению с указанным в этом извещении и закупка недопоставленного объема спирта у иного продавца в данном периоде не производилась;

- осуществлен возврат этилового спирта продавцу;

- поставка (закупка) этилового спирта в меньшем объеме произошла в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки. 

Применение документа (выводы):

С 1 января 2014 г.:

- дополнительно проиндексированы ставки акциза на автомобильный бензин классов 4 и 5 (п. 1 ст. 193 НК РФ);

- передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли), освобождается от налогообложения (абз. 1 подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ);

- освобождение от уплаты акциза при совершении операций, перечисленных в подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, применяется при подаче в налоговый орган только банковской гарантии (п. 2 ст. 184 НК РФ). Скорректированы требования к банковской гарантии;

- отметка налогового органа в реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, которые имеют свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции или на переработку прямогонного бензина, проставляется в течение пяти дней с момента подачи покупателем в инспекцию налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур (либо не позднее пяти дней от наиболее поздней из дат подачи одного из указанных документов) (подп. 3 п. 11 и подп. 2 п. 13 ст. 201 НК РФ);

- документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 НК РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров за пределы России в соответствии с таможенной процедурой экспорта, должны представляться одновременно с декларацией по акцизам, в которой сумма акциза заявлена к возмещению (п. 4 ст. 203 НК РФ).

С 1 июля 2014 г.:

- производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в случае закупки этилового спирта-сырца в государствах - членах Таможенного союза должны уплатить авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ).

 

2. Созданы благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций на Дальний Восток  

Название документа:

Федеральный закон от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" 

Комментарий:

1 октября на официальном интернет-портале правовой информации был размещен Федеральный закон от 30.09.2013 N 267-ФЗ (далее - Закон). Согласно пояснительной записке он направлен на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа. Изменения внесены в первую и вторую части НК РФ и, в частности, касаются налога на прибыль и НДПИ. Закон вступит в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона). Рассмотрим поправки подробнее. 

2.1. Понятие региональных инвестиционных проектов  

В соответствии с комментируемым Законом часть первая НК РФ дополнена главой 3.3 "Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов". Региональным инвестиционным проектом (далее - проект) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям (п. 1 ст. 25.8 НК РФ):

1) производство товаров в результате реализации такого проекта осуществляется исключительно на территории одного из следующих субъектов РФ: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Исключения из этого правила приведены в п. 2 ст. 25.8 НК РФ;

2) проект не может быть направлен на следующие цели:

- добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;

- производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

- осуществление деятельности, по которой применяется нулевая ставка по налогу на прибыль;

3) на земельных участках, на которых будет реализовываться проект, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физлиц или организации, которая не является участником такого проекта. Исключения составляют подъездные пути, коммуникации, трубопроводы, электрические кабели, дренаж и другие объекты инфраструктуры;

4) объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

- 50 млн руб. В этом случае капитальные вложения должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

- 500 млн руб. При этом срок осуществления капитальных вложений не должен превышать пяти лет, исчисляемых со дня включения организации в указанный реестр;

5) каждый проект реализуется единственным участником.

Следует отметить, что законом субъекта РФ может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать проекты (п. 5 ст. 25.8 НК РФ). 

2.2. Новая категория налогоплательщиков: налогоплательщики - участники региональных инвестиционных проектов  

Налогоплательщиком - участником проекта признается российская организация, которая получила статус участника проекта (п. 1 ст. 25.9 НК РФ). Данный статус компания приобретает со дня включения в специальный реестр (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Порядок включения организаций в этот реестр установлен ст. 25.11 НК РФ. Кроме указанного условия для признания компании налогоплательщиком - участником проекта необходимо одновременное выполнение следующих требований:

1) госрегистрация юрлица осуществлена в субъекте РФ, в котором реализуется проект;

2) у организации нет обособленных подразделений, расположенных за пределами субъекта РФ, в котором реализуется проект;

3) организация не применяет специальных налоговых режимов, которые предусмотрены частью второй НК РФ;

4) организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

6) организация ранее не была участником проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого проекта;

7) у организации есть в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация проекта;

8) у организации есть разрешение на строительство, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации проекта;

9) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.

Следует отметить, что данные требования должны выполняться непрерывно в течение предусмотренного срока применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (п. 1 ст. 25.9 НК РФ). Периоды, в течение которых применяется нулевая ставка, установлены п. п. 2 - 5 ст. 284.3 НК РФ. 

2.3. Порядок уплаты участниками инвестиционных проектов налога на прибыль  

Для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 процентов всех учитываемых доходов (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

Порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, установлен п. 2 ст. 284.3 НК РФ. Согласно этому пункту по общему правилу указанная ставка применяется в течение десяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.

В отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в п. 3 ст. 284.3 НК РФ установлено следующее. Размер данной ставки не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта. В течение следующих пяти налоговых периодов размер этой ставки не может быть менее 10 процентов.

Если налогоплательщик, который должен осуществить капитальные вложения в срок, не превышающий трех лет со дня включения в реестр, не получит доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с четвертого периода, в котором участник был включен в реестр (п. 4 ст. 284.3 НК РФ). Для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет, и не получивших доходы от реализации указанных товаров в течение пяти налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с шестого периода, в котором участник был включен в реестр (п. 5 ст. 284.3 НК РФ).

Следует отметить, что участники проекта обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 288.2 НК РФ).

Положения п. 1.5 ст. 284, ст. ст. 284.3, 288.2 НК РФ применяются до 1 января 2029 г. независимо от даты включения организации в реестр (ч. 2 ст. 3 Закона). 

2.4. Порядок уплаты участниками инвестиционных проектов НДПИ  

Участники проектов при расчете НДПИ применяют специальный коэффициент (п. 2.2 ст. 342, п. 1 ст. 342.3 НК РФ). Он называется коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого. Данный коэффициент применяется в отношении ставок, установленных в подп. 1 - 6, 8, 12 - 15 п. 2 ст. 342 НК РФ. Исключение составляют ставки в отношении общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных промышленных и термальных вод. Данный коэффициент применяется начиная с налогового периода, в котором организация включена в соответствующий реестр (п. 1 ст. 342.3 НК РФ). Порядок определения и применения коэффициента установлен ст. 342.3 НК РФ. Так, коэффициент принимается равным нулю до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 4 ст. 342.3 НК РФ). С начала применения указанной нулевой ставки в течение первых двадцати четырех периодов по НДПИ он также равен нулю, а затем постепенно в течение нескольких лет повышается до единицы (п. 5 ст. 342.3 НК РФ). 

2.5. Особенности проведения налоговых проверок участников региональных инвестиционных проектов  

Рассматриваемым Законом определены особенности проведения камеральной и выездной проверки.

Так, при проведении камеральной проверки представленной участником проекта декларации по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для этих участников, инспекция вправе истребовать сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам (п. 12 ст. 88 НК РФ).

Особенностью выездной проверки участника проекта является, в частности, следующее: предметом такой проверки наряду с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов является также соответствие показателей реализации проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам (п. п. 4, 19 ст. 89, п. 1 ст. 89.2 НК РФ).

Отметим, что в рамках проверки участника, осуществляющего капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет со дня включения его в реестр, инспекция может проверить период не более пяти календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ). При этом указанный участник проекта в течение шести лет должен хранить данные бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников проектов. Кроме того, необходимо сохранять и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) его участникам. Данные правила установлены п. 3 ст. 89.2 НК РФ. 

2.6. Особенности признания контролируемыми сделок, заключенных участниками региональных инвестиционных проектов  

Рассматриваемым Законом п. 2 ст. 105.14 НК РФ дополнен новым подпунктом. Напомним, что согласно п. 2 ст. 105.14 НК РФ при выполнении определенных условий признаются контролируемыми сделки между взаимозависимыми лицами, по которым местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей является РФ.

С 1 января 2014 г., если хотя бы одна из сторон такой сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и (или) пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, то эта сделка признается контролируемой.