Отчетность по взносам за I квартал. Новости из первых рук

Не позднее 15 апреля компаниям предстоит отчитаться за I квартал в ФСС. О том, какую форму надо заполнять, а также о расчете взносов мы расспросили начальника отдела методологического обеспечения бюджетного учета и отчетности ФСС России Наталью Ермолаеву.

— Наталья Николаевна, предлагаю начать с отчетности по страховым взносам за I квартал 2013 года. По какой форме компаниям заполнять расчет?

— По прежней форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. № 216н. Напомню, что крайний срок для сдачи расчета по страховым взносам за I квартал 2013 года — 15 апреля.

— А как обстоят дела с проектом новой формы по страховым взносам, который недавно был размещен на сайте Минтруда?

— Действительно, на сайте есть такой проект. Он предусматривает, что в Расчете появится дополнительная таблица, которая будет содержать сведения по аттестации рабочих мест. Но скорее всего обновленная форма начнет действовать только с отчетности по страховым взносам за первое полугодие 2013 года. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Министерстве труда и социальной защиты. Позже его передадут еще на регистрацию в Минюст.

— Вот нередкая ситуация. Начисленных страховых взносов компании не хватает, чтобы выплатить социальные пособия работникам. Какие документы бухгалтеру надо представить в ФСС, чтобы компании выделили из бюджета недостающие средства? Вопрос у нас возник в связи с тем, что у территориальных отделений ФСС разные требования к документам, необходимым, чтобы возместить средства.

— Основные документы для такой ситуации перечислены в приказе Минздравсоцразвития России от 4 декабря 2009 г. № 951н. Это письменное заявление компании и расчет по форме-4 ФСС. В заявлении необходимо указать определенные данные — наименование компании, ее регистрационный номер в фонде, а также сумму требуемых средств.

Решение о том, выплатить компании средства или нет, сотрудники фонда принимают после проверки. На нее отводится 10 дней. В этот период представители территориального отделения фонда вправе затребовать у страхователя дополнительные документы и сведения. Например, копии больничных листов, справки из женской консультации, свидетельства о рождении детей, заявления сотрудников. Иными словами, все те документы, на основании которых бухгалтерия рассчитывала пособия.

— И наконец, задам один вопрос по расчету страховых взносов. Он связан с тем, что компании, которые применяют упрощенную систему и осуществляют определенные виды деятельности, считают страховые взносы по пониженным тарифам. Как подтвердить, что предприятие ведет такие виды деятельности?

— Прежде всего напомню — применять пониженные тарифы упрощенщики могут, только если доходы от определенных видов деятельности составляют не менее 70 процентов общей выручки. При этом не имеет значения, какие виды деятельности указаны у компании в ЕГРЮЛ в качестве основных. Здесь важно определить сумму доходов на основании статьи 346.15 Налогового кодекса. Более подробные разъяснения по этому вопросу содержит письмо ФСС РФ от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.