Поставки по лизингу для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Согласно статье 2 Федерального закона от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Федеральный закон о лизинге) лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона о лизинге предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности, не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения, или для которого установлен особый порядок обращения.

В статье 36 Федерального закона о лизинге закреплены следующие меры государственной поддержки лизинговой деятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

- отнесение при осуществлении лизинговых операций в АПК к предмету лизинга племенных животных.

Ранее Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление от 26 февраля 1999 года №228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств Федерального бюджета».

В настоящее время, решая программу развития агропромышленного комплекса, государство уделяет большое внимание поставкам оборудования и племенного скота по лизингу. Правительство Российской Федерации в Распоряжении от 19 января 2006 года №38-р «О программе социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» указывает на то, что привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и племенного скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Постановлении от 3 марта 2006 года №70-СФ «О состоянии агропромышленного производства Российской Федерации и о мерах по подготовке к проведению весенних полевых работ в 2006 году» предложил Правительству Российской Федерации

«ускорить осуществление мер по расширению доступности и удешевлению лизинга техники и племенного скота для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Госдумой ФС Российской Федерации в ходе разработки Бюджета 2006 года (в ноябре 2005 года) было рекомендовано Правительству Российской Федерации утвердить директиву представителям государств в наблюдательном совете ОАО «Росагролизинг» об условиях привлечения в первом квартале 2006 года от зарубежных финансовых и кредитных организаций под гарантии активов ОАО «Росагролизинг» кредитов сроком до пяти лет для приобретения импортного скота, импортной сельскохозяйственной техники и оборудования, аналоги которых не производятся отечественной промышленностью, для последующей поставки их по лизингу сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В бюджете на 2006 год предусмотрено увеличение расходов на поддержку сельского хозяйства и рыболовства, прежде всего на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным товаропроизводителями указанных отраслей, а также предусмотрено финансирование инновационных проектов, обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой на условиях лизинга.

В статье 72 Федерального закона №238-ФЗ предусмотрено:

«Средства, полученные в результате возврата ранее предоставленных из федерального бюджета ссуд и бюджетных кредитов, включая средства федерального бюджета на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды (лизинга), а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет».

Согласно статье 73 Федерального закона №238-ФЗ:

«При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, погашения иной задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также при использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:

1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по разделу «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, за исключением средств Федерального фонда компенсаций, государственных капитальных вложений, направляемых на стройки и объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) собственности муниципальных образований в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, и субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».

«1. Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет работу по возврату указанных в части 1 настоящей статьи видов задолженности при участии агентов Правительства Российской Федерации, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона» (статья 74 Федерального закона №238).

Пунктом 1 статьи 75 Федерального закона №238-ФЗ предусмотрено, что агентами Правительства Российской Федерации, обеспечивающими по поручению Правительства Российской Федерации возврат задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 53 названного федерального закона являются Открытые акционерные общества «Российский банк развития» и «Российский сельскохозяйственный банк».

Согласно пункту 2 статьи 75 Федерального закона №238-ФЗ Закрытое акционерное общество «Росэксимбанк» является агентом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим по поручению Правительства Российской Федерации государственную поддержку экспорта промышленной продукции.

Пунктом 1 статьи 68 Федерального закона №189-ФЗ было предусмотрено, что агентами Правительства Российской Федерации, обеспечивающими по поручению Правительства Российской Федерации возврат задолженности юридических лиц по договорам финансовой аренды (лизинга) имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение АПК машиностроительной продукцией и племенным скотом являлись ОАО «Росагроснаб», ОАО «Агроплемсоюз» и ОАО «Росплемобъединение».

Если до 1 июля 2006 года не были заключены соответствующие агентские соглашения с ОАО «Росагроснаб», ОАО «Агроплемсоюз» и ОАО «Росплемобъединение», то агентом Правительства Российской Федерации в отношении задолженности, указанной в пункте 1 статьи 68 Федерального закона №189-ФЗ является ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», являющийся одновременно агентом Правительства Российской Федерации в отношении средств специального фонда для кредитования организаций АПК на льготных условиях и средств, предоставленных на формирование федерального продовольственного фонда.

Исполнение обязательств по договору лизинга рассмотрим на примерах из судебной практики ФАС Центрального округа.

Пример 1.

Постановление ФАС Центрального округа от 23 июня 2005 года по делу №А64-6199/04-5.

Постановлением администрации Тамбовской области от 1 октября 1996 года №605 установлен порядок передачи АООТ «Тамбовагропромснаб» сельскохозяйственным предприятиям Тамбовской области сельскохозяйственной техники по лизингу и погашения хозяйствами лизинговых платежей. Данным постановлением областной продовольственной корпорации поручено заключать с хозяйствами, получающими технику по лизингу, договоры по поставке сельскохозяйственной продукции и продовольствия в погашение платежей по лизингу. Возврат средств в лизинговый фонд корпорация должна производить после поступления сельскохозяйственной продукции и продовольствия в течение 6 месяцев ежемесячно равными долями до полного расчета.

ОАО «Тамбовагропромснаб» обратилось в суд с иском к ОГУП «Продовольственная корпорация» о взыскании задолженности в сумме 28 314 рублей 28 копеек. К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив (далее СХПК «Имени Ильича»).

Между ОАО «Тамбовагропромснаб» (лизингодатель) и СХПК «Имени Ильича» (лизингополучатель) заключен договор финансового лизинга, в соответствии с которым лизингодатель передал лизингополучателю по акту приема-передачи на условиях финансового лизинга комбайн СК-5 «Нива».

В счет погашения задолженности по названному договору лизинга в 2000 году СХПК «Имени Ильича» сдал пшеницу озимую пятого класса (на сумму 28 314 рублей 28 копеек) на Избердеевский элеватор, принадлежащий ОГУП «Продовольственная корпорация».

В документах на перечисление принятого Избердеевским элеватором зерна и семян (в акте и счете-фактуре) имеется запись «долг по лизингу», что свидетельствует о возникновении у ОГУП «Продовольственная корпорация» обязательств перед ОАО «Тамбовагропромснаб» в силу Постановления администрации Тамбовской области, а так же фактических действий сторон и третьего лица по его исполнению (при отсутствии между ними договорных отношений).

Ссылаясь на то, что указанная продукция передана в счет погашения задолженности по названному договору лизинга перед ОАО «Тамбовагропромснаб», указывая на наличие устного соглашения о порядке расчета по договору лизинга и на то, что ОГУП «Продовольственная корпорация» за полученную от СХПК «Имени Ильича» продукцию не рассчиталось с ОАО «Тамбовагропромснаб», истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Получив имущество по договору лизинга, получатель имущества должен исполнить свои обязательства по оплате. Суд посчитал, что ответчик (ОГУП «Продовольственная корпорация») не исполнил своих обязательств по оплате.

ФАС заключил, что судом области правомерно удовлетворены требования о взыскании лизинговых платежей и принятое решение соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Окончание примера.

В следующем судебном деле аналогичная ситуация: ОАО «Тамбовагропромснаб» также спорит с ОГУП «Продовольственная корпорация», но в качестве третьего лица привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив «Красное знамя» Рассказовского района Тамбовской области (далее - СХПК «Красное знамя»).

Пример 2.

Постановление ФАС Центрального округа от 23 июня 2005 года по делу №А64-6197/04-20.

Обстоятельства дела аналогичные предыдущему.

СХПК «Красное знамя» сдал ОАО «Сампурский элеватор» сельскохозяйственную продукцию на сумму 189752 рубля 49 копеек для ОГУП «Продовольственная корпорация».

Довод заявителя жалобы о том, что Постановление администрации Тамбовской области не обязывает ответчика перечислять денежные средства истцу, кассационная коллегия считает ошибочным, противоречащим постановлению областной администрации.

Решение суда в пользу ОАО «Тамбовагропромснаб» соответствует материалам дела и действующему законодательству. Судом правомерно удовлетворены исковые требования ОАО «Тамбовагропромснаб» о взыскании лизинговых платежей с ОГУП «Продовольственная корпорация», поскольку ответчик, получив имущество по договору лизинга, своих обязательств по оплате не исполнил.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».