Обзор изменений в учете и налогообложении от журнала "Главбух" №2/2007

 

Что изменилось в учете и налогообложении
за последние 2 недели

Новые единые правила расчета больничных и декретных

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ с 1 января 2007 года введен новый более выгодный для работников порядок назначения и расчета пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам. Закон № 255-ФЗ заменил несколько нормативных актов, которые ранее регулировали правила расчета этих пособий. Применять их теперь следует лишь в части, не противоречащей Закону № 255-ФЗ.

Другое дело, что некоторые устаревшие документы при расчете пособий теперь просто-напросто не понадобятся. В частности, это касается постановления Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213, которым было утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Теперь такой порядок в отношении больничных и декретных прописан непосредственно в Законе № 255-ФЗ. Причем правила, по которым следует впредь подсчитывать среднюю зарплату, изменились. Так, прежде среднедневной заработок в большинстве случаев считали, поделив зарплату, начисленную за расчетный период, на количество дней, фактически отработанных сотрудником в данном периоде. Теперь же в расчет надо брать не отработанные, а календарные дни. Зато и при расчете больничных среднедневной заработок в 2007 году будет умножаться не на рабочие, как было ранее, а на календарные дни болезни.

Как и прежде, величина пособия по временной нетрудоспособности поставлена в зависимость от стажа работника. Но если раньше учитывался непрерывный трудовой стаж, то с 1 января 2007 года размер больничного зависит от так называемого страхового стажа. В этот стаж включаются периоды работы сотрудника по трудовому договору, а также иной деятельности, занимаясь которой работник подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

На пособие в размере 100 процентов от среднего заработка может рассчитывать работник, чей страховой стаж составляет не менее 8 лет. Сотрудникам же со стажем от 5 до 8 лет полагается больничный в размере 80 процентов от среднего заработка. Ну а рассчитывая пособие тем, у кого страховой стаж не достиг 5 лет, средний заработок придется умножить на 60 процентов.

Что касается пособия по беременности и родам, то при его расчете, как прежде, ни трудовой, ни страховой стаж не учитываются.

Отметим, что максимальный размер пособий с 1 января 2007 года вырос с 15 000 до 16 125 руб. в месяц.


Хотите централизованно платить налог на прибыль по филиалам? Не забудьте предупредить ИФНС!

Фирмам, которые перешли на централизованную уплату налога на прибыль по филиалам в одном субъекте РФ и не уведомили об этом инспекцию, грозят санкции . Штрафовать будут за непредставление деклараций. Кроме того, налоговики смогут взыскать с фирмы пени по недоимке. Проблема в следующем.

Пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ позволяет не распределять прибыль между филиалами из одного региона и уплачивать общую сумму налога в бюджет субъекта РФ со счета любого обособленного подразделения. Причем те филиалы, которые больше не будут перечислять налог на прибыль, не должны и отчитываться по этому налогу.

Выбрав филиал, который будет платить налог на прибыль, надо уведомить об этом все инспекции, в которых они состоят на учете. ФНС России письмом от 31 октября 2005 г. № ММ-6-02/916@ утвердила рекомендуемую форму такого уведомления. Точнее, две формы. Первую надо представлять по местонахождению филиала, ответственного за перечисление налога, а вторую – по местонахождению каждого из подразделений, через которые платить налог не планируется. Заметим, что в письме № ММ-6-02/916@ уточнено, что приведенные там формы уведомлений носят рекомендательный характер. Поэтому организация имеет право подать уведомления по форме, разработанной самостоятельно. А инспекторы будут обязаны принять такой документ.

Налоговики требуют представить уведомления до конца года (письмо № ММ-6-02/916@). Однако пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ каких-либо конкретных сроков их представления не устанавливает. Следовательно, фирмы, решившие перейти на централизованную уплату налога на прибыль в 2007 году, могут уведомить о своем решении инспекторов и в январе этого года. А если фирма платила налог на прибыль централизованно уже в 2006 году, то о продолжении централизованной уплаты в 2007 году налоговиков вообще уведомлять не надо.


Утверждены новые декларации по акцизам

Минфин России приказом от 14 ноября 2006 г. № 146н утвердил новые формы деклараций по акцизам. Теперь их две: декларация по подакцизным товарам, кроме табачных изделий, и декларация по табаку. Применять новые формы надо с отчетности за январь 2007 года.

Самое существенное изменение: теперь информацию об акцизах по нефтепродуктам надо приводить в общей декларации, предназначенной для всех подакцизных товаров, кроме табачных изделий. Прежде для нефтепродуктов предназначалась отдельная форма.

Кроме того, в декларации появились приложения, в которых приводится сумма вычетов по прямогонному бензину. Напомним: право на такой вычет появилось с 1 января 2007 года у налогоплательщиков, имеющих свидетельство на производство прямогонного бензина, при его реализации компании, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина (п. 13 ст. 200 Налогового кодекса РФ).

Также в новой декларации нужно указывать налоговую базу по новому виду подакцизных товаров – спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке. Правда, в 2007 году акциз по данному виду товаров равен нулю.

Что касается декларации по табаку, то теперь при ее заполнении придется привести расчет акциза по каждой марке реализованных табачных изделий. Дело в том, что изменилась ставка, по которой такие изделия облагаются акцизами. Она определяется в процентах от расчетной стоимости, которую исчисляют исходя из максимальной розничной цены. Понятно, что такая цена у каждой марки сигарет будет своя.


Книгу «упрощенщика» упростили

Из книги «упрощенщика» официально исключены графа 4 «Доходы – всего» и графа 6 «Расходы – всего». Это следует из приказа Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 152н , который был зарегистрирован в Минюсте 28 декабря. Теперь в книге учета доходов и расходов (утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н) следует отражать только те операции, которые учитываются при исчислении налоговой базы единого налога.

Напомним, что еще весной прошлого года Верховный суд РФ признал графы 4 и 6 книги «упрощенщика» недействующими (мы писали об этом в журнале «Главбух» № 13, 2006). Тогда на судебном заседании выяснилось следующее обстоятельство. Минфин, регистрируя приказ № 167н, не представил в Минюст решение ВАС РФ, которое отменило графы «Доходы – всего» и «Расходы – всего» в предыдущей форме книги «упрощенщика». В результате бухгалтерам пришлось отражать в учете все хозяйственные операции, в том числе и те, которые не учитываются при расчете единого налога. Своим решением от 26 мая 2006 г. № ГКПИ06-499 Верховный суд РФ эту несправедливость устранил.

Несмотря на данное решение Верховного суда, некоторые налоговые инспекции продолжали требовать от «упрощенщиков» заполнения граф 4 и 6. Это требование налоговики мотивировали отсутствием нормативного акта вышестоящего органа, вносящего изменения в книгу учета доходов и расходов. Теперь такой нормативный акт появился. Отметим, что действует он задним числом – со дня вступления в законную силу решения Верховного суда РФ № ГКПИ06-499, то есть с 26 мая 2006 года. Вместе с тем фирмам, которые заполняли графы 4 и 6 в 2006 году, переделывать книгу необязательно. Налоговики на этом не настаивают, так как ответственности за это не предусмотрено.


Безвозмездное пользование приносит «упрощенщику» доход

В письме от 11 декабря 2006 г. № 03-11-04/2/260 сотрудники Минфина разъяснили, что «упрощенщик», получивший имущество в безвозмездное пользование, должен отразить налогооблагаемый доход, равный рыночной цене аренды идентичного имущества. Заявление неожиданное, поскольку еще в октябре 2006 года чиновники утверждали прямо противоположное. А именно, что компания, работающая «по упрощенке», не получает налогооблагаемого дохода, пользуясь безвозмездно чужим имуществом (письмо Минфина России от 19 октября 2006 г. № 03-11-04/2/213).

Причиной такого непостоянства чиновников послужило информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 22 декабря 2005 г. № 98. Там судьи указали, что пункт 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ прямо требует определять налогооблагаемый доход по имуществу и имущественным правам, которые используются безвозмездно. Подготавливая свое октябрьское письмо, чиновники выводы судей не учли. И вот теперь эта оплошность исправлена.

Минфин России справедливо отметил, что «упрощенщики» обязаны принимать во внимание нормы статьи 250 Налогового кодекса РФ. А значит, разъяснения судей распространяются и на фирмы, работающие по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, избежать дополнительного налогооблагаемого дохода теперь можно, лишь заключив договор аренды с тем, кто собирается передать фирме имущество в безвозмездное пользование.

Естественно, при этом придется платить арендную плату. Но существует несколько способов вернуть ее без налоговых потерь. Оптимальным тут является случай, когда имущество в безвозмездное пользование передает учредитель, владеющий более чем 50 процентами уставного капитала. Если он вернет фирме деньги, вырученные от аренды, то налогооблагаемого дохода не возникнет. Ведь согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, стоимость безвозмездно полученного от таких учредителей имущества, включая деньги, в доходах не учитывается. Этой нормой вправе руководствоваться и «упрощенщики».

Отметим, что применять льготу, установленную статьей 251 Налогового кодекса РФ, по отношению к безвозмездному пользованию имуществом (бесплатной аренде) не получится. Ведь в такой ситуации одариваемый получает не имущество, а имущественные права. А в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ такие права не упоминаются.


Коротко о других изменениях

Для кого Суть изменений Реквизиты
Для всех налогоплательщиков С 1 января 2007 года женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребенка, а также мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка, будет предоставляться материнский капитал в размере 250 000 руб. Использовать его можно будет на улучшение жилищных условий семьи, получения ребенком образования (в том числе дополнительного). Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ
Для всех налогоплательщиков Установлен порядок подачи заявления о выдаче сертификата на материнский капитал и его выдачи. Для получения сертификата нужно подать документы, удостоверяющие личность и место жительства, а также документы, подтверждающие рождение (усыновление) ребенка Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 873
Для всех налогоплательщиков С 1 января 2007 года пособие по уходу за ребенком зависит от среднего заработка. При этом порядок определения этого среднего заработка совпадает с тем, который используется для расчета больничных и декретных (теперь он прописан в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870
Для всех налогоплательщиков Установлены порядок, размер и условия назначения пособий для граждан, имеющих детей. Определены лица, которые имеют право на получение пособий Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865

У НАС В ГОСТЯХ

Сближение бухгалтерского и налогового учета. Версия налоговиков

Идею сближения бухгалтерского и налогового учета, за которую так ратуют бухгалтеры, власти однажды попытались воплотить в жизнь. Итогом их стараний стала новая редакция главы 25 Налогового кодекса РФ – она действует уже больше года. На конференциях «Главбуха» бухгалтеры высказывали недовольство работой чиновников. Мы решили расспросить и налоговиков, произошло ли, по их мнению, задуманное сближение? И параллельно выяснить, с какими нормами кодекса возникает больше всего проблем.
На вопросы корреспондента журнала «Главбух» отвечает Попова Елена Юрьевна , государственный советник налоговой службы РФ I ранга.

– Что показывает практика, произошло ли сближение бухгалтерского и налогового учета, которое задумали законодатели?

– Большая часть внесенных поправок, которые безоговорочно устанавливают в налоговом учете такой же порядок формирования тех или иных показателей, как и в бухучете, должны использоваться организациями, поскольку эти правила обязательны к применению. Яркий пример – изменения в статью 266 Налогового кодекса РФ в части формирования резерва по сомнительным долгам.

– И все же были изменения, которые остались невостребованными?

– Да. Например, порядок оценки незавершенного производства в соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ. После 1 января 2005 года налогоплательщики могли либо сформировать новый перечень (открытый) прямых расходов на производство и реализацию, либо же оставить тот, который был у них ранее. Учитывая, что крупные компании в свое время (когда вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ) уже сформировали программное обеспечение, позволяющее рассчитывать незавершенное производство именно в целях налогового учета, многие не стали вносить изменения в этот перечень.

– Какие ошибки чаще всего допускают налогоплательщики?

– Достаточно часто допускается ошибка, которая заключается в неверном расчете суммы авансовых платежей, если организация имеет снижение показателей налоговой базы и суммы налога либо получает убыток по итогам отчетного (налогового) периода.

Кроме того, например, при заполнении приложения № 2 к листу 02 декларации организации, не имеющие незавершенного производства, не указывают сумму сложившихся прямых затрат. А это нарушает методологию распределения расходов, установленную статьей 318 Налогового кодекса РФ. Получается, что компания вообще не делит расходы, списывая все как косвенные. Положения статьи 318 выделяют, что организации, оказывающие услуги, вправе «относить сумму прямых расходов... без распределения на остатки незавершенного производства». Это означает, что при отсутствии незавершенного производства сумма прямых расходов уменьшает доходы от реализации текущего периода. Но при этом прямые расходы все равно должны быть определены и отражены в налоговых регистрах и, соответственно, в декларации по налогу на прибыль.

– С чем еще возникают проблемы при проверках?

– Здесь можно отметить такие ошибки: например, организации учитывают убытки от деятельности объектов, обслуживающих производств и хозяйств, не соблюдая требования статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Единовременно признают убытки, полученные в результате реализации основных средств, с нарушением порядка, установленного статьей 268.

А налогоплательщики, проводящие операции с ценными бумагами, частенько забывают, что убыточные результаты по таким сделкам должны учитываться обособленно от результатов по основному виду деятельности в соответствии со статьей 280 кодекса.

– Недавно в главу 25 опять внесли поправку – теперь на расходы можно списывать стоимость приобретенных земельных участков (Закон № 268-ФЗ). Планируются ли еще какие-нибудь послабления? Например, увеличение амортизационной премии?

– Как говорится, нет предела совершенству. Например, отдельные статьи главы 25, которые регулируют особенности определения налоговой базы по специальным операциям, по-прежнему не охватывают весь круг вопросов, возникающих у организаций в ходе их хозяйственной деятельности.

Что касается послаблений, то вариант увеличения амортизационной премии до 30 процентов действительно рассматривался, но будет ли это принято – пока трудно сказать.

– Можно ли применять амортизационную премию к доходным вложениям в материальные ценности, которые в бухучете учитываются на счете 03? Ведь это, по сути, основные средства.

– Нет, нельзя. По данному вопросу существует четко определенная позиция Минфина России. Такой объект предназначен не для использования непосредственно в процессе производства продукции или выполнения работ и оказания услуг, а для передачи в лизинг. И он не может рассматриваться как капитальное вложение, по которому можно единовременно списать 10 процентов стоимости. Такая позиция высказана в письме Минфина России от 29 марта 2006 г. № 03-03-04/2/94.

– С какой целью инспекторы изучают затраты, не учтенные при расчете налога на прибыль? Наши читатели рассказывают о таких случаях.

– Любые расходы (как и доходы) компании должны изучаться в ходе проверки. Возможно, бухгалтер ошибочно не включил в налоговую базу те или иные виды доходов, соотнеся их со статьей 251 Налогового кодекса РФ. А вот по некоторым видам расходов, учтенных в соответствии со статьей 270, можно определить: правильно ли учтены те или иные операции в целях налогообложения. Например, организация несет расходы в виде пеней и санкций, перечисляемых в бюджет. Проверив эту операцию, можно определить, а вся ли сумма попала в расходы, не учитываемые для целей налогообложения.