Особенности торговли отдельными видами продукции - 1

Правила продажи были разработаны в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». Ими регулируются отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров (продовольственных и непродовольственных). Необходимость регулирования этого вопроса вызвана особенностью товаров, их потребительских свойств и качеств, способов и сроков хранения. Правила продажи конкретизируют нормы ГК РФ и других законов, касающиеся отдельных видов товаров. В основном в особенностях продажи отдельных видов товаров отражены вопросы предпродажной подготовки, ее объем и содержанию, а также вопросы особенностей информации о товарах.

Правила продажи состоят из 20 разделов, один из которых посвящен общим положениям, один вопросу контроля, за соблюдением правил, а остальные посвящены особенностям продажи определенного вида товаров. Так, в правилах можно найти особенности продажи продовольственных товаров, текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров, технически сложных товаров бытового назначения, парфюмерно-косметических товаров, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, животных и растений, товаров бытовой химии, пестицидов и агрохимикатов, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, оружия и патронов к нему, строительных материалов и изделий, мебели, непериодических изданий, непродовольственных товаров бывших в употреблении, алкогольной продукции.

В этом разделе книги автор остановится на характеристике особенностей продажи большинства предусмотренных правилами видов товаров.

Раздел I Правил продажи носит название «Общие положения» и в нем содержаться основные обязанности и права продавца и покупателя. Они соответствуют положениям о купле-продаже, розничной купле-продаже, поставке, а также нормам Закона «О защите прав потребителей». В предыдущих разделах («Общие положения о купле-продаже»; «Розничная купля-продажа»; и «Поставка») автором рассматривались основные положения ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей», поэтому в данном параграфе целесообразно остановиться на положениях конкретизирующих эти нормы содержащихся в Правилах продажи и о которых не говорилось ранее.

Согласно пункта 2 Раздела I «Общие положения» Правил продажи:

«2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется - договор)».

В зависимости от организационно-правовой формы лица, зависит порядок установления режима работы продавца. Если продавец, государственная или муниципальная организация, то режим работы устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Режим работы организации-продавца иной организационно-правовой формы, а также режим работы индивидуального предпринимателя, устанавливается ими самостоятельно, как правило, локальными нормативными актами.

Режим работы продавца, должен быть доведен до сведения покупателей. В случае временного приостановления своей деятельности, например, для проведения плановых санитарных дней, или ремонта, в обязанности продавца входит своевременно предоставить покупателю информацию о сроках приостановления деятельности и о дате, когда это произойдет.

В соответствии с правилами продажи, ассортимент товаров, перечень услуг, формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно, согласно с профилем и специализацией его деятельности.

Однако, есть законодательный запрет, на продажу продовольственных товаров, лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (то есть разносная торговля).

Что касается продовольственных товаров, запрет не распространяется на разносную торговлю мороженного, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара.

Обязанностью продавца также является соблюдение всех обязательных с учетом профиля и специализации своей деятельности требования стандартов, санитарных правил, ветеринарных правил, противопожарных правилах и других нормативных документов.

Для осуществления торговой деятельности продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, которое бы обеспечивало сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможности правильного выбора покупателями товаров. Все помещения, оборудование и инвентарь должны соответствовать требованиям стандартов.

В обязанности продавца входит иметь в наличии, а также содержать в исправном состоянии средства измерения. Продавец обязан в установленном порядке проводить их метрологическую проверку. Кроме того, покупатель вправе проверять правильность цены, меры и веса приобретенного товара. Для этого продавец должен устанавливать в доступном месте торгового зала соответствующее измерительное оборудование. Так, например, широко распространено применение контрольных весов в магазинах.

Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений. Эта книга должна предоставляться покупателю по его требованию.

Кроме книги отзывов и предложений в каждой торговой точке должны быть в наличии Правила продажи отдельных видов товаров, они должны в доступной и наглядной форме быть доведены до сведения покупателей. Отсутствие в торговом зале магазина в доступной и наглядной форме влечет административную ответственность по статье 14.5 КоАП РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского от 3 августа 2006 года №Ф04-3817/2006 (23794-А45-19)).

Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Как правило, подобная информация размещается на вывеске организации. Если продавец имеет статус индивидуального предпринимателя, он должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации в качестве предпринимателя и наименование зарегистрировавшего его органа. Эта информация, так же как и правила торговли, должна размещаться в местах удобных для ознакомления покупателя. Вся аналогичная информация также должна быть доведена до сведений покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, при осуществлении торговли вне постоянного места нахождения продавца.

При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

В том случае, если товар был в употреблении, или в случае если в нем устранялись недостатки (недостаток) покупатель должен быть об этом обязательно извещен. Продавец обязан предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме. Письменной формой будет считаться сообщение об этом на ярлыке товара, на товарном чеке, или иным возможным способом.

Кроме того, продавец должен довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в порядке установленном знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

·   сертификат или декларация о соответствии;

·   копия сертификата, заверенная держателем его подлинника, нотариусом, либо органом выдавшим сертификат;

·   товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Особое правовое регулирование предусмотрено для товаров изготовленных из объектов животного мира. Такими товарами являются меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, а также пищевые продукты, изготовленные из объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Продажа этих товаров осуществляется при наличии соответствующей документации на них, подтверждающей, что их добыча произведена в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), которое выдается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

При продаже товаров ввезенных в Российскую Федерацию, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, необходимо наличия разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, - на основании разрешения уполномоченного органа.

Кроме того, при продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов. Таким образом, продавцом должен быть представлен, весь объем информации предусмотренный законодателем.

Способ доведения информации до сведения покупателей, объем обязательной информации о товаре, его изготовителе и так далее, должна соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

К числу обязательной информации относится также наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них, условиях оказания услуг, информация о применяемых формах обслуживания при продаже товаров. Формы продажи могут быть, например: продажа товаров на дому, продажа товаров по предварительным заказам и так далее.

Ознакомиться с товаром покупатель вправе самостоятельно или с помощью продавца.

Пунктом 19 Правил продажи, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары. На них должно быть указано наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника.

Если речь идет о разносной торговле, при осуществлении ее, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

Необходимо обратить внимание, что услуги предлагаемые продавцом в связи с продажей товаров, могут оказываться только с согласия покупателя. Соответственно покупатель вправе отказаться от этих услуг, а также потребовать от продавца возврата сумм уплаченных за них, если услуги предоставлены без его согласия.

Законодателем установлен запрет при продаже одних товаров вменять покупателю в обязанность покупать другие товары или обязательное оказание услуг в связи с их продажей. Исключение составляют случаи, когда товары по своим техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены без участия соответствующих специалистов.

Пунктом 22 Раздела I «Общие положения» Правил продажи устанавливается обязанность продавца бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя в случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец.

Особенности продажи продовольственных товаров.

Готовая продукция пищевой промышленности (продукты питания, напитки, пищевые добавки и так далее) имеет непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и может представлять для него потенциальную опасность. Действительно, купленная некачественная продукция производств пищевой промышленности или продукция непромышленного изготовления может нанести вред здоровью потребителя, а иногда привести и просто к трагическим последствиям. Чтобы исключить нанесение вреда человеку и других негативных последствий, государство предъявляет к продаже этого вида продукции ряд специальных требований.

В связи с тем, что продукция пищевой промышленности может представлять собой потенциальную опасность для здоровья человека, государство жестко контролирует качество и безопасность указанной продукции, действуя в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон №29-ФЗ). Так в соответствии с Законом №29-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №987 принято «Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» (далее – Постановление №987).

В соответствии с Постановлением №987 функции контроля и надзора возложены на:

ü   органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам;

ü   органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Осуществляют государственный ветеринарный надзор в части соответствия ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы;

ü   государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные инспекции. Осуществляет государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам;

ü   государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы. Осуществляет государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сферах торговли и общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.

Обратите внимание!

Указанное Постановление №987 предусматривает еще один орган контроля – Государственную хлебную инспекцию при Правительстве Российской Федерации и ее территориальные органы. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №708 «Об упразднении Государственной хлебной инспекции при правительстве Российской Федерации» данная инспекция упразднена.

Таким образом, на сегодняшний день функции надзора и контроля над качеством и безопасностью пищевых продуктов осуществляют только четыре вышеперечисленных контролирующих органа.

В соответствии с положениями Закона №29-ФЗ при реализации пищевых продуктов граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица обязаны соблюдать требования государственных стандартов, санитарных правил и норм.

Согласно пункту 8.24 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 года №23 «О введении в действие санитарных правил» по санитарно-эпидемиологическим требованиям СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.

Соблюдение санитарных правил в силу статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) и пункта 14.2 названных санитарно-эпидемиологических требований является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2005 года №А56-19719/04).

Статья 3 Закона №29-ФЗ носит название «Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий», в ней содержаться указания какие товары могут находиться в обороте, и оборот каких пищевых товаров запрещен.

Разрешен оборот пищевых продуктов, материалов и изделий, соответствующих требованиям нормативных документов и прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Законом №29-ФЗ.

Запрещен оборот товаров, которые:

«не соответствуют требованиям нормативных документов;

имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации».

Такие товары не подлежат реализации, они признаются некачественными и опасными, и должны в соответствии с Законом №29-ФЗ подлежать утилизации или уничтожению. Интересно, что в перечисленных случаях, не требуется проведение каких-либо экспертных действий, товары признаны опасными и некачественными уже на законодательном уровне. Так как опасно было бы ждать последствий продажи подобного товара потребителю.

Аналогичные положения содержаться в Правилах продажи, например пункты 6, 11, 12, 24, 34 указанных Правил.

В статье 20 Закона №29-ФЗ установлено, что при реализации пищевых продуктов граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) обязаны соблюдать требования нормативных документов. Ответственность за продажу товаров с нарушением вышеназванных правил предусмотрена частью 1 статьи 14.4, частью 1 статьи 14.8, статьей 14.5 КоАП РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 сентября 2003 года №А29-4246/2003А).

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечивается посредством: проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством продуктов, материалов и изделий (статья 4 Закона №29-ФЗ) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2004 года №А10-5209/03-20-Ф02-1196/04-С1).

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, сроки годности которых истекли. Указанная продукция признается некачественной и опасной и подлежит утилизации или уничтожению в порядке, предусмотренном Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года №1263 «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении». Некачественная и опасная пищевая продукция до принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ.

Таким образом, пищевая продукция с истекшим сроком годности не может использоваться ее владельцем в качестве образца товаров, выставленных в целях рекламы в витринах магазина (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 августа 2004 года №А29-1778/2004а, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2006 года №А33-25279/05-Ф02-2329/06-С1).

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона №29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2005 года №А29-4722/2004а).

Особенностям торговли продовольственными товарами посвящен раздел II Правил продажи. В соответствии с пунктом 32 раздела II правил продажи, кроме обязательных сведений, о которых говорилось в предыдущем параграфе, информация о продовольственных товарах должна содержать:

- наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;

- сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;

- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);

- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);

- условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);

- дату изготовления и дату упаковки товара;

- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года №481 утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для отдельных видов заболеваний:

«1. Биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья).

2. Пищевые добавки (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, пропелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевые продукты, содержащие эти пищевые добавки.

3. Пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы».

Необходимо отметить, что утвержденный перечень не является полным. Так как существует огромное количество различных веществ, способных вызвать обострение каких-либо хронических заболеваний у человека.

- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №29-ФЗ:

«1. Новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.

Импортные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию Российской Федерации».

В обязанность продавца входит также ознакомление покупателя по его требованию с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации. Допускается ознакомление покупателя не с подлинником, а с заверенной копией документа.

Не выполнение данного законодательного требования влечет возникновение административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2006 года №Ф04-4584/2006 (24754-А70-29).

В Правилах продажи продовольственных товаров особое внимание уделяется предпродажной подготовке товаров. Ей посвящены пункты 33-35 Правил продажи.

В соответствии с указанными нормами товары должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс до момента их подачи в торговый зал или иное место продажи. Все загрязненные поверхности и части товара должны быть удалены. Кроме того, продавцом должна быть произведена проверка качества товаров по внешним признакам, наличия на них необходимой документации и информации, осуществлена отбраковка и сортировка товаров.

При продаже пищевых продуктов непромышленного изготовления, например, реализуемых на продовольственных рынках, обязательно проведение ветеринарно-санитарной экспертизы. После проведения ее в установленном порядке выдается ветеринарное свидетельство (справка) установленного образца. Покупатель имеет право потребовать предъявления этого свидетельства (справки) и продавец обязан его предоставить).

Нередко товар перед продажей расфасовывается и упаковывается продавцом. В таком случае, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течении одного дня торговли.

На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

В случае если продовольственные товары упакованы и расфасованы изготовителем с указанием веса на упаковке, дополнительное взвешивание не производиться.

Также в пункте 34 Правил продажи содержится запрет на торговлю нерасфасованными и неупакованными продовольственными товарами. Исключение составляют определенные виды товаров, перечень которых утверждается в порядке установленном федеральным законом.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде. Не допускается взимание дополнительной платы за упаковку товара.

Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.

Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто. Вес нетто - вес самого товара без тары и упаковки. Как правило, в этой цене учитывается стоимость упаковки тары.

Правилами также предусматривается право покупателя попросить передать ему гастрономические товары в нарезанном виде.

В соответствии с пунктом 37 Правил продажи:

«Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.

Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде».

В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.

Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви.

Раздел III Правил продажи посвящен особенностям продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви. Согласно этому разделу, эти товары до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. В понятие предпродажной подготовки входит совершение продавцом следующих действий:

·   распаковка товара;

·   рассортировка товара;

·   осмотр товара;

·   проверка качества товара по внешним признакам;

·   проверка наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;

·   чистка изделий;

·   отутюживание и мелкий ремонт изделий.

Последние два действия совершаются, в случае их обусловленной необходимости.

В торговом зале товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам. В зависимости от особенностей торговли, в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, для обеспечения возможности покупателю правильней и проще выбрать и купить необходимый товар.

При группировании необходимо соблюдать следующие требования, содержащиеся в положениях Правил продажи (пункт 40):

«Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха.

Каждый образец ткани также должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха».

Все товары должны иметь ярлыки, на которых указывается:

·   наименование товара;

·   его артикул;

·   цена;

·   размер (в отношении одежды, белья, других швейных изделий, обуви, головных уборов);

·   роста (в отношении одежды и белья);

·   вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).

Приведенные требования можно проиллюстрировать примерами из судебной практики. Например, в торговой точке предпринимателя до сведения покупателей не доведена информация о товаре, предприятии-изготовителе на русском языке на ветровки женские, плащи мужские. Кроме того, на ветровках женских отсутствовали наименование изделия, наименование и местонахождение (адрес) предприятия-изготовителя, обозначение стандарта или технических условий; на ветровках женских торговой марки CAPRICE - наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, тем самым нарушены Правила продажи товаров. За нарушение указанных Правил в статье 14.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 мая 2004 года №А82-295/2003-А/5). Нередко в подобных случаях предприниматели оспаривают административные взыскания в судебном порядке, как основание, приводя незначительность совершенных правонарушений. Однако, подобные доводы как правило, признаются судом несостоятельными (Постановление ФАС Северно-Западного округа от 19 апреля 2006 по делу №А13-14634/2005-23).

По этому поводу существует разъяснение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащееся в Постановлении Пленума от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в котором сказано:

«…при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям».

Обязанностью продавца является создание и предоставление условий примерки товаров при покупке швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви. Торговые залы, с этой целью должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, банкетками (скамейками), подставками.

Пунктом 43 Правил продажи предусмотрены требования к отмериванию тканей. Так отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей должно производиться путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок.

А тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.

Кроме того, отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.

Правилами продажи предусмотрен запрет на добавление к покупке отрезной ткани. А также продажа ткани с фабричным ярлыком (так называемых хазовых концов), в случае если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.

Кроме того, лицо, осуществляющее продажу тканей, одежды, меховых товаров и обуви, при отпуске товаров в присутствии покупателя должно проверить качество товара, точность меры или количества товара и правильность подсчета стоимости покупки. Качество товара при этом определяется путем внешнего осмотра.

Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде. Продавец не должен взимать дополнительную плату за упаковку.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, являющийся документом подтверждающим оплату товара. В котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Таким образом, наличие товарного чека как отдельного документа и необходимость его передачи с товаром покупателю является обязательным требованием Правил продажи отдельных видов товаров. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ (статья 14.15 КоАП РФ) (Постановление ФАС Центрального округа от 16 мая 2003 года №А62-3827/02).

Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения.

Раздел IV Правил продажи посвящен особенностям продажи технически сложных товаров бытового назначения. К ним относятся:

·   бытовые радиоэлектронная аппаратура;

·   средства связи;

·   вычислительная и множительная техника;

·   фото- и киноаппаратура;

·   часы;

·   музыкальные товары;

·   электробытовые приборы, машины и инструменты;

·   бытовое газовое оборудование и устройства;

·   другие технически сложные товары бытового назначения.

Аналогично с другими видами товаров, технически сложные товары бытового назначения должны пройти предпродажную подготовку до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки. Предпродажная подготовка в данном случае будет состоять из следующих действий:

·   распаковка товара;

·   удаление заводской смазки, пыли, стружек;

·   осмотр товара;

·   проверка комплектности;

·   проверка качества изделия;

·   проверка наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;

·   при необходимости сборка изделия и его наладку.

Обратите внимание!

Правила раздела IV распространяются только на технически сложные товары бытового назначения. Данные правила не будут распространяться на товары, приобретенные для осуществления предпринимательской деятельности.

Образцы товаров должны быть размещены в торговом зале и на каждый должны быть оформлены ярлыки согласно требований Правил продажи. На ярлыке указывается наименование товара, его марка, модель, артикул, цена товара. А кроме того краткие аннотации, в которых перечислены его основные характеристики.

Если товар уже был в употреблении, на ярлыке должен быть указан срок его эксплуатации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации. Согласно пункту 11 этого перечня Правил продаж к подобным товарам относятся:

«11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)».

Покупатель имеет право на ознакомление с устройством и действием товаров. Подобное ознакомление проводится по требованию покупателя. Товары демонстрируются в собранном и технически исправном состоянии. Товары, которые не требуют специального оборудования для подключения, должны демонстрироваться в действующем состоянии.

Продавец (лицо, осуществляющее продажу) по требованию покупателя проверяет качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены товара. Проверка проводится в присутствии покупателя.

Одна из особенностей данного вида товаров, состоит в том, что при передаче технически сложных товаров бытового пользования, одновременно покупателю передается установленный изготовителем товара комплект принадлежностей, документы на товар. Такими документами будут являться технический паспорт или иной заменяющий его документ, в котором указана дата продажи, место продажи, а также инструкция по эксплуатации и другие необходимые документы.

Статьи 9, 10 Закона «О защите прав потребителей» определяют требования к содержанию информации о товаре, которая должна содержать в том числе правила и условия эффективного и безопасного его использования и которая доводится до потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товара.

Передача сведений на иностранном языке без перевода расценивается как непредоставление необходимой информации и влечет последствия, предусмотренные пунктом 4 статьи 495 ГК РФ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 декабря 2003 года №Ф03-А51/03-1/3415).

Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий сведения о наименовании товара и продавца, дате продажи, артикуле, сорте и цене товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Правило о передаче товарного чека обязательно для продавца. Нарушение его влечет возникновение административной ответственности (Постановление ФАС Центрального округа от 14 апреля 2005 года №А-62-7842/2004; Постановление ФАС Центрального округа от 16 мая 2003 года №А62-3827/02). Однако следует напомнить что, покупатель имеет право ссылаться на свидетельские показания при нарушении его продавцом.

Пунктом 52 Правил продажи, предусматривается обязанность продавца (или организации выполняющей функции продавца по договору с ним) осуществить сборку и (или) установку, подключение технически сложного товара на дому у покупателя, в случае если самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем не допускается требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару.

Обязанностью продавца также является доведение до сведения покупателей при продаже товара информации об организациях, выполняющих указанные работы. А в случае, если в стоимость товара включена стоимость сборки и (или) установки, то эти работы должны выполнятся продавцом или соответствующей организацией без взимания дополнительных сумм за нее.

В случае неисправности технически сложных товаров бытового назначения, если неисправность возникла в течении гарантийного срока, продавец должен предоставить покупателю аналогичный товар на вес срок ремонта. Также , как уже говорилось, покупатель вправе потребовать замены товара на новый, того же наименования, предназначения, при наличии у купленного товара существенных недостатков. Но, существует Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Этот Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55. И согласно ему к таким товарам (из технически сложных товаров бытового назначения) относятся:

«3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла).

4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)».

Кроме того, существует Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года №575 «Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требование потребителя об их замене подлежать удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»:

·   автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

·   мотоциклы, мотороллеры;

·   снегоходы;

·   катера, яхты, лодочные моторы;

·   холодильники и морозильники;

·   стиральные машины автоматические;

·   персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

·   тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Обратите внимание!

Покупатель вправе в соответствии с ГК РФ отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров.

Раздел V Правил продажи посвящен особенностям продажи парфюмерно-косметических товаров.

Парфюмерия и косметика вошли в нашу жизнь довольно давно, они по праву считаются ровесницами цивилизации и имеют большое значение и общественной и религиозной жизни человечества.

Парфюмерно-косметические товары являются, несомненно, одной из наиболее интересных видов товаров по своей многосторонности, распространенности по всему миру и так далее.

Аналогично с другими видами товаров, при продаже парфюмерно-косметических товаров, должны быть соблюдены все общие требования, заключенные в разделе «Общие положения» Правил продажи, ГК РФ, Закона «О защите прав потребителей» и иных правовых актах.

Так, информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в Общих положениях Правил продажи (о которой уже говорилось в разделе 3. этой книги) с учетом особенностей конкретного товара должна содержать также:

·   сведения о его назначении;

·   входящих в его состав ингредиентов;

·   действии и оказываемом эффекте;

·   ограничениях (противопоказаниях) для применения;

·   способах и условиях применения;

·   массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке;

·   условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения);

·   сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

Обратите внимание!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года №720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» утвержден Перечень товаров которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. В данный перечень входят парфюмерно-косметические товары.

Правилами продажи установлена обязанность по требованию покупателя ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.

До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары должны пройти предпродажную подготовку.

Товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации.

Продавец должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды. Для этого используются лакмусовые бумажки, пропитанные душистой жидкостью, образцы-понюшки, которые предоставляются изготовителями товаров. Продавец также должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

При передаче товаров покупателю в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой продавец должен предложить проверить содержимое упаковки, сняв целлофан или фирменную ленту. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя. Целью такого прописанного широкого права покупателя на ознакомление с товаром, является минимизация сложностей при выборе товара.

Обратите внимание!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В этот Перечень входят также и парфюмерно-косметические товары.

Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов.

Разделом VI регулируются особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Связано это обособленное положение скорее всего со сложностью этого вида товара, его дорогостоимостью, особенностями оформления купли-продажи.

В соответствие с Правилами продажи автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним должны пройти предпродажную подготовку. Виды и объем предпродажной подготовки определяются изготовителями этого вида продукции. Проведя подготовку, продавец должен сделать отметку в сервисной книжке на товар или в другом заменяющем ее документе.

Предлагаемый к продаже товар демонстрируется продавцом покупателю, при такой демонстрации должен быть обеспечен свободный доступ к нему покупателя.

Товар передается покупателю вместе и одновременно с установленным изготовителем комплектом принадлежностей и документами, в том числе сервисной книжкой (или заменяющий ее документ), документ удостоверяющий право собственности на транспортное средство или на номерной агрегат. Перечисленные документы необходимы для государственной регистрации транспортного средства и номерного агрегата в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, в обязанность продавца входит по заявления владельца и при предъявлении им паспорта или документа заменяющего выдать новый документ, на котором ставится пометка «дубликат» и указываются серия, номер и дата ранее выданного документа.

Продавец или иное лицо, осуществляющее продажу при передаче товара должен проверить в присутствии покупателя качество выполненной предпродажной подготовке товара, его комплектность.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек. В нем указывается наименование товара и продавца, марка товара, наименование его агрегатов, дата продажи и цена товара, а кроме того подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Обратите внимание!

Выдача товарного чека при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов обязательна. Иногда продавец выдает вместо товарного чека, кассовый чек. В том случае если он содержит в себе все реквизиты товарного чека, то может использоваться для подтверждения наименования, количества и цены приобретенных по договору розничной купли - продажи товаров. Но для налоговых органов это может оказаться недостаточным. Желательно составлять в таких случаях акт, в котором были бы зафиксированы номенклатура, количество товаров и цели их приобретения.

Обратите внимание!

Автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты к ним включены в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Исключение составляют товары предназначенные для использования ивалидами, прогулочные суда и плавсредства.

В Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, также включены автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

Однако, необходимо отметить, что в случае обнаружения в указанных товарах существенных недостатков покупатель вправе предъявить требование об их замене. Например, в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению при обнаружении существенных недостатков, включены автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы.

Кроме того, вместо предъявления требований о замене товара потребитель имеет право отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за транспортное средство денежной суммы.

Особенности продажи изделий из драгоценных металов и драгоценных камней.

Раздел VII Правил продажи посвящен особенностям продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Изделия из драгоценных металлов и камней (ювелирные изделия) представляют собой особый товар. Продажа этого вида товаров жестко регулируется на государственном уровне, относительно ее существует много ограничений, обязательных условий и правил, закрепленных в правовых актах различной юридической силы. Это обусловлено особенностью товара, а также с целью предотвращения большого количества преступлений и правонарушений возникающих в этой отрасли торговли.

Правовое регулирование в работе в драгоценными камнями и металлами осуществляется Федеральным законом от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон №41-ФЗ) и Приказ Минфина Российской Федерации от 29 июня 2001 года №68н «Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция №68н).

Кроме того, существует ОСТ 117-3-002-95 от 1 января 1996 года «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия». Все изделия реализуемые в торговле должны соответствовать его требованиям.

В соответствии со статьей 1 Закона №41-ФЗ:

«драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий)».

Приведенный в статье перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом.

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде. В законе говориться о самородном и аффинированном виде, а также в виде сырья, сплавов, полуфабрикатов, промышленных продуктов, химических соединений, ювелирных и иных изделий, монет, лома и отходов производства и потребления.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. И могут находиться:

·   в федеральной собственности;

·   собственности субъектов Российской Федерации;

·   муниципальной собственности;

·   в собственности юридических и физических лиц.

Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с Законом №41-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Право собственности на драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Законом №41-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона №41-ФЗ:

«Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Правилами продажи на территории Российской федерации возможна:

«Продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации …».

Обязательное и основное условие для осуществления торговли наличие на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

Особое регулирование имеет продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов. Такая продажа осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

«драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

Перечень драгоценных камней также может быть изменен только федеральным законом.

При продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней должны выполнятся требования к информации о них установленные «Общими положениями» Правил продажи. Однако пунктом 62 этого документа установлены специальные требования к информации, которая должна быть доступно и наглядно доведена до сведения покупателя. Так например, информация должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, кроме того изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

Аналогично с другими видами товаров, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. Она состоит из следующих действий:

·   осмотр изделий;

·   разбраковка изделий;

·   проверка наличия на товарах оттисков государственного пробирного клейма РФ;

·   проверка наличия именника изготовителя (для изделий русского производства);

·   проверка наличия сертификатов;

·   проверка сохранности пломб и ярлыков;

·   сортировка товара по размерам.

Выставленные для продажи изделия должны быть сгруппированы продавцом по их назначению, иметь опломбированные ярлыки.

На ярлыках обязательно должны быть указаны:

·   наименование изделия и его изготовителя;

·   вид драгоценного метала;

·   артикул;

·   проба;

·   масса;

·   вид и характеристики вставок из драгоценных камней;

·   цена изделия (цена за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости из серебра).

Не выполнение обязательных требований Правил продажи, влечет возникновение административной ответственности.

Таким образом если все требования Правил продажи будут выполнены, соответствующие ярлыки имеются на всех изделиях, штампы ОТК проставлены в установленном пунктом 1.2.2.5. ОСТ 117-3-002-95 порядке, и так далее, событие правонарушения предусмотренное статьей 14.15 КоАП РФ не возникает (Постановление ФАС Уральского округа от 5 марта 2003 года №Ф09-413-103-АК).

Правилами продажи установлены также требования к упаковке изделий из драгоценных металлов и камней и ограненных природных драгоценных камней. Они в обязательном порядке должны иметь индивидуальную упаковку.

Продавец при передаче приобретенного товара покупателю обязан проверить наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации, качество товара, наличие оттиска именника изготовителя в том случае если изделие российского производства, наличие сертификата на ограненный природный драгоценный камень. Покупатель вправе потребовать взвешивания приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г., и массой от 1 кг до 10 кг – на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г. в его присутствии.

Если для проверки правильности маркировки изделия, проверки веса изделия, требуется снятие ярлыка, то в соответствии с пунктом 68 Правил продажи, составляется акт с последующим указанием номера акта на дубликате ярлыка магазина. А ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

При продаже изделий из драгоценных камней и металлов вместе с товаром покупателю должен быть передан товарный чек. В нем указываются следующие сведения:

·   наименование товара и продавца;

·   проба;

·   вид и характеристика драгоценного камня;

·   артикул;

·   дата продажи;

·   цена товара;

·   подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара;

·   сертификаты на приобретенные ограненные природные драгоценные камни.

Нарушение Правил продажи ювелирных изделий, кроме статьи 14.15 КоАП, попадает под действие статьи 19.14 КоАП РФ «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих».

Дела о правонарушении, предусмотренном статьей 19.14 КоАП РФ, рассматривается не судом, а соответствующим административным органом.

Такой орган определен статьей 23.49 КоАП РФ, которой закреплено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) названного Кодекса, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. При этом от имени таких органов рассматривать дела вправе главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле и его заместители, а также начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их заместители (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 апреля 2006 года, 12 апреля 2006 года №Ф03-А37/06-2/418 по делу №А37-2987/05-5).

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского учета в торговле ювелирными изделиями, особенностей ювелирного производства Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Торговля ювелирными изделиями» и «Ювелирное производство.

Особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Торговля лекарственными средствами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон №86-ФЗ) и Правилами продажи, в которых торговле этого вида продукции посвящен отдельный раздел VIII, носящий соответствующее название.

В соответствии со статьей 4 Закона №86-ФЗ:

«лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции);

лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению».

Лекарственные средства готовы к применению и предназначены для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных.

Аналогично другим товарам, на эту группу товаров распространяются общие требования к информации предусмотренные разделом «Общие положения» Правил продажи. Но также информация о лекарственных препаратах должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации. Исключение составляют лекарственные препараты, изготовленные продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей.

В соответствии со статьей 4 Закона №86-ФЗ:

«регистрационный номер - кодовое обозначение, присваиваемое лекарственному средству при государственной регистрации».

Кроме того, информация должна содержать сведения установленные статьей 16 Закона №86-ФЗ. Согласно указанной статье оформление и маркировка лекарственных средств должна соответствовать требованиям вышеназванного закона. А именно, разрешено обращение лекарственных средств если на внешней и внутренней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны сведения о:

1) название лекарственного средства и международное непатентованное название;

2) название организации - производителя лекарственных средств;

3) номер серии и дата изготовления;

4) способ применения;

5) доза и количество доз в упаковке;

6) срок годности;

7) условия отпуска;

8) условия хранения;

9) меры предосторожности при применении лекарственных средств.

Лекарственные средства полученные из крови, плазмы крови, органов, тканей человека, должны иметь надпись: «Антитела к вирусу иммунодефицита человека отсутствуют».

Сыворотки поступая в обращение должны иметь указание, из крови, плазмы крови, органов, тканей какого животного они получены; вакцины - указание питательной среды, использованной для размножения вирусов и бактерий.

Запрещается указание в маркировке товара о лечебных свойствах товара без соответствующего разрешения на применение таких изделий в медицинских целях. Это является нарушением пункта 72 Правил продажи (Постановление ФАС Центрального округа от 11 марта 2005 года №А23-3738/04-15-293).

В зависимости от предназначения препаратов, Законом №86-ФЗ установлены требования о наличии на лекарственных средствах пояснительных надписей.

Если лекарственное средство зарегистрировано в установленном порядке как гомеопатическое, на упаковке должна присутствовать надпись «Гомеопатические».

Предназначенные для лечения животных лекарственные средства также должны иметь соответствующую надпись, а именно - «Для животных».

Лекарственные средства, полученные из растительного сырья, имеют надпись: «Продукция прошла радиационный контроль».

На лекарственных средствах предназначенных для клинических исследований обязательно присутствие надписи «Для клинических исследований». А на лекарственных средствах, предназначенных исключительно для экспорта должна быть надпись «Только для экспорта».

При поступлении в продажу, вместе с лекарственными средствами обязательно наличие инструкции по применению данного средства. Инструкция должна быть на русском языке и содержать следующие законодательно установленные сведения:

1) название и юридический адрес организации - производителя лекарственного средства;

2) название лекарственного средства и международное непатентованное название;

3) сведения о компонентах, входящих в состав лекарственного средства;

4) область применения;

5) противопоказания к применению;

6) побочные действия;

7) взаимодействие с другими лекарственными средствами;

8) дозировки и способ применения;

9) срок годности;

10) указание, что лекарственное средство по истечении срока годности не должно применяться;

11) указание, что лекарственное средство следует хранить в местах, не доступных для детей;

12) условия отпуска.

Возможно также внесение иных сведений, а также применение допустимых сокращений при маркировке лекарственных средств, данные вопросы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

К изделиям медицинского назначения относятся: изделия медицинской техники включая инструменты, оборудование, приборы и аппараты медицинские, изделия медицинские из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов, и запасных частях к ним, предназначенных для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях, реабилитации и ухода за больными; оправах для корригирующих очков и линзах для коррекции зрения; изделиях протезно-ортопедических и запасных частях к ним; наборах реагентов и средств для диагностики; домашних (автомобильных) аптечных комплектах (наборах) и прочих медицинских материалах и средствах).

Информация об этих товарах также должна содержать общие требования к информации установленные Правилами продажи, а кроме того информация о них должна содержать сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке, а также, с учетом особенностей конкретного вида товара, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.

Торговля лекарственными средствами относится к фармацевтической деятельности, которую согласно статьи 4 Закона №86-ФЗ составляет:

«деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств».

Обращение лекарственных средств, в рамках указанного закона, это обобщенное понятие деятельности, в которую включается разработка, исследование, производство, изготовление, хранение, упаковка, перевозка, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, продажа, маркировка, реклама, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств пришедших в негодность или с истекшим сроком годности, а также иные действия в этой сфере. В рамке данной книги автором будет рассматриваться обращение лекарственных средств как их продажа.

Согласно пункту 73 Правил продажи обязанностью продавца является предоставление покупателю информации о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Законом №86-ФЗ установлены правила розничной и оптовой торговли лекарственными средствами.

Оптовой торговле посвящена глава VII закона. В соответствие с нормами этой главы оптовая торговля осуществляется организациями-производителями лекарственных средств и организациями специализирующимися на оптовой торговле лекарственных средств.

Организации-производители вправе продавать или передавать лекарственные средства в распоряжение:

1) других организаций - производителей лекарственных средств для целей производства;

2) организаций оптовой торговли лекарственными средствами;

3) аптечных учреждений;

4) научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы.

Организации специализирующиеся на оптовой торговле лекарственными препаратами вправе продавать и передавать их в распоряжение:

1) других организаций оптовой торговли лекарственными средствами;

2) организаций - производителей лекарственных средств для целей производства;

3) аптечных учреждений;

4) научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы;

5) индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Существует законодательный запрет на продажу лекарственных средств нестандартного качества или являющихся незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств.

Лекарственными средствами нестандартного качества считаются средства недоброкачественные, а именно средства пришедшие в негодность, средства с истекшим сроком годности.

В соответствии со статьей 4 закона №86-ФЗ:

качество лекарственных средств - соответствие лекарственных средств государственному стандарту качества лекарственных средств;

фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства;

незаконные копии лекарственных средств - лекарственные средства, поступившие в обращение с нарушением патентного законодательства Российской Федерации.

Эти средства подлежать уничтожению. Порядок уничтожения разрабатывается с учетом требований безопасности людей, животных, окружающей природной среды. Этот порядок утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Розничной торговле лекарственными средствами посвящена глава VIII Закона №86-ФЗ. В соответствии с ее нормами розничную продажу лекарственных средств, вправе осуществлять аптечные учреждения.

«аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски» (статья 4 Закона №86-ФЗ).

Разрешена торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации в установленном порядке. Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, разрешено продавать только через аптеки и аптечные пункты. Те лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться как в аптеках и аптечных пунктах, так и в аптечных магазинах и киосках.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 года №578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Этот перечень пересматривается и утверждается один раз в пять лет. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.

Виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств..

Так, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 года №319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» утверждены виды аптечных учреждений:

«1. Аптека:

- готовых лекарственных форм;

- производственная;

- производственные с правом изготовления асептических препаратов;

- больничная;

- межбольничная;

- учреждения здравоохранения;

- гомеопатическая;

- центральная, районная, городская.

2. Аптечный пункт:

- с правом изготовления лекарственных средств;

- без права изготовления лекарственных средств.

3. Аптечный киоск.

4. Аптечный магазин».

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 года №80 утвержден «Отраслевой стандарт. Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях». А также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №785 «Порядок отпуска лекарственных средств».

Для открытия нового аптечного учреждения необходимо решение органа местного самоуправления.

Розничная торговля лекарственными средствами для животных может осуществляться:

·   в аптеке;

·   в ветеринарной аптеке;

·   ветеринаром.

Законом №86-ФЗ устанавливается обязанность продавца – аптечного учреждения, продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений.

Продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Кроме лекарственных средств, аптечные учреждения имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию. Торговля такими товарами не должна приводить к ухудшению качества и безопасности лекарственных препаратов и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.

Аналогично с другими видами товаров лекарственные препараты и изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. А именно, распаковку, рассортировку и осмотр товара, проверку качества товара по внешним признакам, проверку наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе и поставщике. Для изделий медицинской техники предпродажная подготовка при необходимости включает в себя также удаление заводской смазки, проверку комплектности, наладку и сборку.

При продаже товаров населению за наличный расчет, аптечное учреждение обязано использовать контрольно-кассовую технику. Также контрольно – кассовую технику ей необходимо применять в том случае, если покупатель рассчитывается платежной картой.

Законом №54-ФЗ сделано исключение только для аптечных пунктов, которые являются структурными подразделениями фельдшерско-акушерских пунктов и то только в том случае, если аптечный пункт расположен в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа):

«Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах».

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил торговли, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Правила торговли. Правовое регулирование. Практика. Документы».