Взимание платы за выбросы вредных веществ автомобильной техникой незаконно

Все организации использующие автомобили, по мнению Ростехнадзора, должны раскошелиться за негативное воздействие на окружающую среду. Сама плата за негативное воздействие на окружающую среду копеечная. Однако штрафы за ее неуплату нешуточные: начиная с 20 октября 2006 года[1] за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 60 МРОТ; а на юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ (статья 8.41 КоАП РФ)!

Но законно ли в принципе взимание платы за выбросы в атмосферу от автомобилей? По мнению специалистов аудиторской фирмы «Авдеев и Ко» (Audit-it.ru), нет!

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия») предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

·   выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

·   сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

·   размещение отходов;

·   другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 мая 2006 г. N 459 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее по тексту – Приказ от 23.05.06 № 459) установлена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления.

Указанная форма содержит, в числе прочих, показатели, отражающие негативное воздействие на окружающую среду передвижными объектами (автомобильной техникой) (раздел 2 Расчета).

Согласно приложению 2 к Приказу от 23.05.06 № 459 сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду автомобильной техникой определяется перемножением следующих показателей:

·   фактического количества израсходованного топлива за отчетный период;

·   норматива платы, установленного для данного вида топлива, в соответствии с приложением 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее по тексту – Правительства N 344);

·   дополнительного коэффициента: 2-для особо охраняемых природных территорий, 1-для прочих территорий;

·   дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов в соответствии с приложением 2 к Постановлению от 12 июня 2003 года N 344;

·   коэффициента, учитывающий инфляцию, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Есть в этой форме еще одни показатель «Норматив выброса», который почему-то нигде в расчетах не используется. Но смысла не лишен, что станет ясно далее.

А может ли автомобильная техника оказывать негативное воздействие на окружающую среду? С обывательской точки зрения сомнений нет – загрязняет! Но законодательство об охране окружающей среде оперирует своими понятиями.

«Загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду» (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Норматив платы, как упоминалось выше, установлен за выброс загрязняющих веществ (Постановление Правительства N 344), т. е. за превышение допустимых нормативов.

Согласно п. 6.1. приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»), в случае, если  содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003, эксплуатация транспортного средства запрещается. Т. е. если выбросы от автомобиля превышают установленную норму, он просто не пройдет техосмотр и не будет допущен к эксплуатации.

Значит, любой автомобиль, успешно прошедший техосмотр, «загрязняющих веществ» (веществ, с концентрацией, превышающей нормативы) в атмосферу не выбрасывает. Поэтому плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в отношении автомобильного транспорта взиматься не должна.

Полное консультационно-аудиторское
товарищество «Авдеев и Ко» / Audit-it.ru

[1] С августа 2006 года Ростехнадзор установил сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом) (Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»).