Ревизия строгого режима

 

Сотрудники налоговой службы недовольны нынешним положением дел в области проверок. Поэтому они предлагают сделать строже порядок их проведения...

Не три, а пять!

Идея переписать Налоговый кодекс и ужесточить правила проведения налоговых проверок далеко не новая.Однако эта инициатива оказалась востребованной именно сейчас, когда в результате административной реформы ФНС перешла в подчинение к Минфину.

В ходе недавнего заседания правительства работники финансового ведомства представили свои предложения по повышению уровня собираемости налогов. Напомним, что сотрудники Минфина предложили строже наказывать компании за применение трансфертных цен (по которым взаимосвязанные фирмы продают и покупают товары) и предоставить работникам налоговой службы возможность списывать суммы штрафов, начисленных нарушителям, не обращаясь в суд. Эти идеи Минфин должен оформить в виде законопроектов и представить на рассмотрение правительства.

Готовясь к этому, ФНС и представила курирующему ведомству свои пожелания и рекомендации по наведению порядка в сфере налоговых проверок фирм и бизнесменов. Прежде всего сотрудники налоговой службы предлагают увеличить период деятельности предприятия, после которого государство вправе его проверить. Сейчас этот срок составляет три года, предшествующих году проведения проверки. ФНС же считает нужным увеличить его до пяти лет.

Одновременно с этим она предлагает внести в кодекс поправки, которые увеличат срок хранения бухгалтерских документов: бухгалтеры должны будут хранить такие сведения не четыре года, а шесть. При этом сотрудники ФНС объясняют свои идеи так: «Увеличение периода времени, который может быть охвачен налоговой проверкой, обусловлено как значительным ростом количества налогоплательщиков, так и особенностями исчисления и уплаты отдельных налогов».

Вот как прокомментировал их инициативу заместитель руководителя комитета по бюджетно-налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков: «Общая логика предложений ФНС – мы трудимся плохо, поэтому дайте нам еще больше прав».

По словам партнера юридической компании «Таксхелп» Сергея Шаповалова, в реальной жизни регулярно проверять всех предпринимателей инспекторы не успевают. Поэтому ежегодно они контролируют только наиболее значимые компании. А на мелкие фирмы с визитом приходят гораздо реже – как правило, раз в три года. По мнению Шаповалова, принятие предложенных поправок позволит сотрудникам налоговой службы сконцентрироваться на средних и крупных компаниях, проверяя их чаще и тщательнее, чем сейчас.

Сейчас в кодексе существует норма, «симметричная» трехлетнему сроку «глубины проверки». Имеются в виду те три года, которые отведены на возврат переплаченных предприятием налогов (в том числе и на возврат НДС). «При увеличении срока глубины проверки до пяти лет, по логике, должен быть и увеличен период, за который возвращаются переплаченные налоги», – отметил господин Шаповалов. Между тем в поправках ФНС подобных предложений нет.

Тогда мы идем к вам...

Другая идея ФНС – создание «механизма истребования документов о налогоплательщике, находящихся у третьих лиц». Для этого поправки предлагают разрешить проводить инспекторамна территории третьих лиц «осмотр документов и предметов, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика».

Также предлагают проводить особые проверкив учреждениях, обязанных сообщать в налоговую инспекцию сведения об учете налогоплательщиков. В первую очередь это касается банков, структур МВД, регистрирующих граждан по месту жительства, ЗАГСах, ГИБДД и регистрационных палатах, ведущих учет транспорта и недвижимости. Если поправки будут приняты,то проверки в этих учреждениях смогут длиться до двух месяцев, причем начинаться они будут без предупреждения.

По мнению авторов этого предложения, такие меры необходимы в первую очередь для проверки обоснованности заявленных вычетов по НДС. То есть для борьбы с мошенничеством при возврате этого налога. Так называемые «встречные проверки» третьих лиц проводят и сейчас, но пока они сводятся к требованиям прислать интересующие документы по почте. Теперь же инспекторы намерены «проводить осмотр» непосредственно на территории любого предприятия.

К тому же сотрудники налоговой службы предлагают ввести в Налоговый кодекс понятие «оперативной» налоговой проверки. По замыслу авторов идеи, это контрольное мероприятие будут проводить в местах деятельности, связанной с приемом наличных денег от покупателей, производством продукции, хранением товарно-материальных ценностей, а также в других местах, «связанных с извлечением доходов».

Блокпост

Особое внимание проявили и к фирмам, которые имеют трехмесячную и более задолженность перед бюджетом. Сотрудники налоговой службы предлагают организовывать на территории таких предприятий налоговые посты. Пост будет контролировать правильность и своевременность перечисления платежей в бюджет, а также анализировать финансовое состояние фирмы. Кроме того, «постовые» будут «принимать оперативные меры для сокращения задолженности перед бюджетом, а также разрабатывать предложения по практическим мерам, направленным на увеличение поступлений налогов».

Однако председатель экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов считает, что пока никому не известно, что же такое налоговый пост. Он упоминает приказ МНС от 21 февраля 2003 г. № БГ-3-06/79, который устанавливает порядок работы постов. Там сказано, что любая фирма обязана выделить под пост обособленное помещение, оборудованное оргтехникой, и обеспечить беспрепятственный доступ постовых ко всем помещениям и документам. «По сути, налоговый пост – это выездная проверка без ограничения срока и без ограничения полномочий проверяющих», – подчеркнул депутат.

Мнение

За комментарием мы обратились к главе экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия» и автору популярной книги «Годовой отчет» Владимиру Мещерякову:

– Владимир Иванович, как вы расцениваете инициативу налоговой службы? Если поправки будут приняты, станут ли инспекции проверять фирмы чаще и строже?

– Я так не думаю. Из-за большой загруженности инспекторы не успевают регулярно проверять все предприятия. В московских инспекциях на отдел выездных проверок, который состоит из 30 человек, приходится до 30 тысяч фирм. Поэтому ежегодно они контролируют только наиболее значимых налогоплательщиков.

С другой стороны, налоговая служба готова превратить рядовую встречную проверку в выездную. По сути дела, инспекторы получают возможность посещать фирмы с визитом практически непрерывно. Чем больше у компании партнеров, тем чаще могут приходить проверяющие: никаких ограничений нет. Однако встречная проверка вряд ли может грозить серьезными неприятностями. По крайней мере, налоговики не смогут фирму оштрафовать, даже если и выявят какие-то нарушения.

Воспользуюсь примером, описанным в бераторе «К вам пришла проверка». Инспекторы провели выездную проверку. Через некоторое время им понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Изучив их, контролеры обнаружили нарушения, но оштрафовать предприятие по итогам встречной проверки они не могут. Поэтому инспекторам придется либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено статьей 87 Налогового кодекса. А второе невыгодно самим контролерам – ведь это говорит об их некомпетентности. Таким образом, у фирмы есть все шансы избежать наказания.

Дарья ТОЛОКОННИКОВА
Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №12 2004 г.