Коллеги рекомендуют, как упростить работу с резервами по отпускам

Все компании, за исключением малых, должны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете. Такое требование предусмотрено в ПБУ 8/2010, которое утверждено приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н. В налоговом учете такой резерв остается правом компании. Наша читательница, главный бухгалтер ООО «Рокфор» Евгения Доморощина, рассказала, как создать и вести резерв без лишней работы.

Принцип № 1. Отразить в учетной политике

Сначала надо отразить создание резерва в учетной политике. Там определяют, в состав каких статей расходов будут включаться отчисления в резерв. Они должны совпадать со статьями расходов для начисления зарплаты. Также надо предусмотреть, будет ли резерв рассчитываться по каждому сотруднику или по подразделениям.

Принцип № 2. Определиться с проводками

Большинство специалистов считают резерв на оплату отпусков оценочным обязательством, регулируемым ПБУ 8/2010 . Точный порядок расчета не установлен, кроме того, что суммы оценочных обязательств учитываются на счете учета резервов предстоящих расходов (субсчет к счету 96). Таким образом, при начислении резерва и отражении его в составе расходов необходимо дебетовать затратный счет (08, 20, 25, 26, 44 – в зависимости от того, по какому подразделению начисляется резерв) и кредитовать счет 96.

Другие специалисты склоняются к тому, что этот резерв не является оценочным обязательством и к нему стоит применять МСФО 19 «Вознаграждения работникам». В соответствии с ним ежемесячно в день начисления зарплаты производится отчисление в резерв.

Принцип № 3. Выбрать порядок расчета

Расчет резерва по наиболее простой схеме производится в размере 1/12 от суммы ФОТ и страховых взносов. Это подойдет в особенности компаниям, которые не отличаются текучкой кадров. Можно использовать и метод, предусмотренный МСФО: отношение суммы ФОТ и страховых взносов за месяц к количеству дней месяца, умноженное на количество дней отпуска, зарабатываемое сотрудниками за месяц (как правило, 2,33). Проводки при этом аналогичны тем, что я описала выше. Данный метод, на мой взгляд, наиболее точен, так как позволяет учесть изменения в заработной плате работников.

Может быть использован порядок из статьи 324.1 НК РФ. Составляется смета, в которой отражается расчет ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов. Процент определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Еще советы

Какое количество дней использовать для расчета

Сергей Рюмин, лектор, управляющий партнер ООО КАФ «ИНВЕСТАУДИТТРАСТ»:

– Нигде четко не определено количество дней, которое разрешено использовать при расчете суммы отпускных, включаемых в предельную величину резерва. Непонятно: брать те, что приходятся только на текущий год, или же общее количество неиспользованных дней отпуска, которое накопилось у сотрудника за все время работы. В письмах Минфина России от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/2/125 и от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/617 говорится, что компания может рассчитывать годовую сумму расходов на оплату отпусков исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска, превышающих продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней. Также при определении предполагаемых расходов на оплату надо учесть, что c 2012 года страховые взносы рассчитываются с учетом регрессивной шкалы ставок. В предполагаемый размер расходов не включаются суммы планируемых выплат сотрудникам на гражданско-правовых договорах.

Евгения Ибрагимова,главный бухгалтер ООО «Медицина АльфаСтрахования»:

– С резервами, признаюсь, сначала работалось нелегко. У нас зарплата считается в одной автоматизированной системе, учет ведется в другой. Поэтому проводки мы заносим руками. Мне нужно было найти выход, чтобы бухгалтер не сидел три дня, сводя проводки. Обычно у нас задействованы в учете такие счета: счет 20 – медицинский персонал (МП), счет 25 – обслуживающий персонал (ОП), счет 26 – административно-обслуживающий персонал (АУП), счет 44 – сотрудники коммерческих отделов (КО). Проводки получились такие: ДЕБЕТ 20 МП КРЕДИТ 96, ДЕБЕТ 25 ОП КРЕДИТ 96, ДЕБЕТ 26 АУП КРЕДИТ 96, ДЕБЕТ 44 КО КРЕДИТ 96. И так 11 раз в разрезе подразделений. При этом сумма получилась средней по подразделению. Резерв начислили первый раз по состоянию на шесть месяцев. Везде советуют начислять резервы на каждую отчетную дату. Но я считаю, если даже начислять резерв один раз на начало года и инвентаризировать на 31 декабря, грубого нарушения нет. Потом уже, ежемесячно разнося проводки, стали отражать так: ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 70 (МП, ОП, К, АУП).