Под шумок подорожала обналичка

 

Кампания по отзыву лицензий у «ненадежных» банков, начатая в мае Центробанком, негативно повлияла не только на настроение банкиров, но и на финансовое состояние фирм. Спекулируя на волне слухов и недостатке информации, многие банки-обнальщики повысили процент комиссии за свои услуги.

Благодатная почва

Став невольными свидетелями скандального отзыва лицензии у «Содбизнесбанка», россияне с содроганием сердца припомнили кризис 1998 года и его печальные последствия. И запаниковали.

Бизнесмены уже сомневаются в надежности своих расчетных счетов и привычных каналов получения «черного нала». В связи с чем в спешке принялись выяснять, у каких банков больше шансов попасть в десяток «подозрительных».

Не помогают даже уверения некоторых чиновников в том, что ситуация с «Содбизнесбанком» только лишь частный случай. Все мы привыкли, что любая случайность может стать первой ласточкой в целой череде печальных для кошелька событий. К тому же не секрет, что в борьбе государства с банками, а крупных банков – с мелкими сильнее всего страдает их клиентура.

Чем слово Центробанка отзовется

По словам банкиров, в первую неделю после начала «чистки» банковский рынок обналичивающих операций «сдулся» аж в 3 раза. После показательного «наезда» на два отнюдь не самых маленьких российских банка (второй – небезызвестный «Кредиттраст») некоторые банки, решив перестраховаться, на всякий случай прикрыли свои каналы обнала.

Впрочем, спрос на подобные услуги от этого ничуть не снизился. Это привело к тому, что оставшиеся смельчаки-обнальщики подняли свои тарифы в 4–6 раз. Например, в Москве стандартные 0,6 процента превратились в 2,5–3 процента от перечисленной суммы. В оправдание своих действий банкиры приводят два простых аргумента. Прежде всего, говорят они, резко возрос риск «попасть под нож» Центробанка. Во-вторых, появилась острая необходимость срочно разработать более сложные и изощренные схемы для проведения обналичивающих операций.

Как известно, обналичка была и остается постоянной статьей дохода основной массы небольших российских банков. Крупные, заслужившие авторитет на рынке банки стараются не иметь дела с этим видом бизнеса. Поэтому своих клиентов, желающих обналичить деньги, они обычно направляют за подобной услугой в небольшой родственный банк.

Среди «мальков» многие изначально созданы как удобный инструмент для различных налоговых схем. Отказавшись от предоставления клиентам этих услуг, они автоматически становятся убыточными.

Поэтому решив, что риск – дело благородное, банкиры нашли следующий выход. Увеличив размер комиссии, они по-прежнему продолжают обналичивать для фирм деньги. Раньше, повысив цены на свои услуги, они могли потерять клиентов. Сейчас коммерсанты побоятся доверить свои деньги «постороннему» банку и расстаться со знакомым только ради экономии комиссионных.

Эпицентры паники

«Столицами» особого накала страстей, как обычно, стали Москва и Санкт-Петербург.

«Мы увеличили размер комиссионных до 3 процентов, – поделилась информацией сотрудница небольшого московского банка, пожелавшая остаться неизвестной. – Совсем расставаться с обналичкой, конечно, не будем. Банкирам уже известен список тех банков, у которых решено отобрать лицензию. Мы в него не вошли. К тому же нас уже проверили: особых замечаний нет».

По словам Ивана, главного бухгалтера одной из питерских фирм, банк, обслуживающий ее расчетный счет, тоже повысил стоимость услуг по обналичке. «Такова ситуация на рынке, – убежден Иван. – Ни от банка, ни от его услуг мы отказываться не собираемся».

Страсти, кипящие вокруг банков, отразились и на работе рядовых бухгалтеров. Главный бухгалтер московской фирмы Анна рассказала, что ее директор с некоторых пор боится обналичивать деньги через банк. «И раньше-то трусил, что его ”кинут” за свои же 0,9 процента, – говорит Анна. – А сейчас и вовсе в позу встал: придумай, говорит, какую-нибудь другую схему получения наличных».

В регионах ситуация гораздо спокойнее. Например, в Новосибирске до повышения цен на обналичку дело еще не дошло. Там за перевод наличных в «черный нал» с вас, как и прежде, возьмут стандартные 1,5 процента от перечисленной суммы.

Далеки от столичной суеты и коммерсанты Ульяновска. «Что-то слышала о подорожании обналички, – говорит главный бухгалтер ульяновской торговой фирмы Елена. – Но у нас в банке никаких изменений нет, цены прежние». То же самое можно услышать от главбухов Красноярска и Владивостока.

Чем сердце успокоится

Подобная паника, хотя и в существенно меньших масштабах, была одно время среди страховых компаний. Тогда Минфин взялся было за зарплатные схемы. Основная их масса проходила через страховщиков.

Закончилось все тем, что пара страховых компаний публично отказалась от участия в зарплатно-страховых схемах. Остальные повысили цены на них, и все пошло по-старому. Правда, в меньших масштабах.

Нечто похожее происходит и сейчас. Центробанк и Федеральная антимонопольная служба борются с плохим поведением банков, поставив перед собой великую цель вывести российский бизнес из тени. Уже нашли несколько «крайних» и громко об этом шумят. Тем временем фирмы продолжают обналичивать деньги, а банки им в этом на возмездной основе помогают.

Светлана МАТВЕЕВА
Материал предоставлен журналом «Расчёт», №7 2004 г.